Круглый стол по теме: « Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников»
консультация

Ракитянская Елена Павловна

                                                       «Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
                                                       Бежит среди камней чиста, нетороплива,
                                                       И ты готов внимать ее поток
                                                       И  восклицать: - О! Как же ты красива!»

   Слайд 3                                                                                    Е. Щукина

Цель:   Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.  Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Слайд 4

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Вводная часть:

Говорить умеют почти, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Данное утверждение актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых.

Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в и речи.

Речь педагога должна быть не быстрая и не замедленная, чтобы воспитанники успевали вникнуть в суть сказанного. Речь воспитателя должна соответствовать возрастным особенностям детей, на которых она направлена. Педагог должен учитывать развитие детей, запасу и представлений об окружающем мире. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с воспитанниками основные нормы и правила русского языка. Нельзя использовать в своей работе ненормативную лексику, слова-паразиты, жаргонные слова. Но самое главное – педагог должен уметь слушать и слышать ребенка, с которым он говорит. Знания этих требований, их соблюдение и совершенствование своей речи – это успех в работе педагога по воспитанию и развитию речи свои воспитанников.

Слайд №5

Требования, предъявляемые к речи педагога.

Слайд №6

Компоненты речи педагога.

Профессиональная деятельность педагога во многом зависит от его культуры речи, которая предполагает  ряд необходимых, значимых и обязательных составляющих.

Голос – важнейший элемент техники речи. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с детьми, говорить не для себя, а для слушателей. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Орфоэпия – правильное литературное произношение все слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности. Пользуйтесь словарями-справочниками.

Выразительность – это четкая модулированная особенность речи, без которой слушать педагога неинтересно. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, в которой особое значение приобретают интонация, жесты и мимика.

Дыхание – это важный физиологический процесс, который осуществляется рефлекторно. Но процессом дыхания человек способен управлять, делая его длинным, плавным, ритмичным.  Речевое дыхание важней         шее  условие полноценной речевой деятельности.

                                Практическая часть.

А теперь мы предлагаем  немного порассуждать, потренироваться и вспомнить некоторые правила русского языка.

Слайд 7

И хотелось бы начать со слов французского философа Вольтера

«Выучить несколько языков – дело нескольких лет, а чтобы научиться говорить на родном языке как следует, надо полжизни».

Слайд 8

Предлагаем сыграть в игру «Закончи предложение»

Вам надо закончить предложение, употребив существительное в правильной форме.

1.Окна  занавешены (тюль) тюлем – м.р.

2. Лицо скрыто (вуаль) вуалью – ж.р.

3. Вымою голову (шампунь) шампунем – м.р.

4. Я встала, сняв ребенка с (колени) коленей.

5. В саду много (яблони, вишни)  яблонь, вишен.

6. Карантин по гриппу продолжался (22 сутки) двадцать двое суток.

Задание 2

Образуйте родительный падеж множественного числа от слов:

Слайд 9

Кочерга - кочерёг

Простыни – простынь или простыней

Носки – носков

Груши – груш

Помидоры – помидоров

Петли – петель

Туфли – туфель

Килограммы – килограммов

Полотенца – полотенец

Чулки – чулок.

Задание 3

Эстафета-физминутка

Передаем мяч и говорим: «Чтобы у детей в группе была хороша развита речь, я должна… (много разговаривать, читать , объяснять, лепить, раскрашивать и т.д.)

Задание 4

Слайд 10-17

Конкурс «Найди лишнее слово».

   Предлагается задание: из четырех предлагаемых вариантов ответа нужно найти слово, выпадающее из логического ряда:

1.а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) Н.А. Некрасов

г) Э.М. Ремарк

(Э.М. Ремарк – немецкий писатель)

    2.     а) гопак

б) вальс

в) танго

г) фокстрот

(гопак – народный танец, остальные - бальные)

    3.      а) либерал

б) консерватор

в) разгильдяй

г) демократ

(разгильдяй – имеет купеческие корни, остальные – из политического лексикона)

  4.    а) костер

б) облако

в) дым

г) зола

(слово «облако» не связано с другими словами)

  5.        а) лев

б) волк

в) тигр

г) пантера

(волк, остальные – большие кошки)

  6.     а) щука

б) дельфин

в) акула

г) налим

(у дельфина – легкие, у остальных – жабры)

   7.    а) очень великолепный

б) очень большой

в) очень прекрасный

г) очень гениальный

(очень большой, с другими словами «очень» не используется)

   8.    а) живопись

б) скульптура

в) архитектура

г) портрет

(портрет может быть выражен в живописи и скульптуре)

   9.     а) отец

б) сын

в) мать

г) племянник

(племянник, остальные составляют одну семью).

 

Эффективная деятельность педагога – это искусство, которому нужно учиться. Культура выступления – один из путей к профессиональному самосовершенствованию. Предлагаем воспитателям преодолеть этот путь, представив творческий портрет идеального педагога.

 И сейчас мы предлагаю всем участникам круглого стола  выразить свое отношение к своей профессии через синквейн.

Если вы еще не знаете, что такое cинквейн, то мы вам сейчас объясним.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Слайд 20

  • 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
  • 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
  • 5-я строка – одно слово-резюме, характеризующее суть объекта или предмета.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Слайд 21

 

Эффективность метода

1. Синквейн развивает речь, обогащает  словарный запас.

 2. Он учит анализировать материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.

 3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.

 4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым.

  предмета.

 Слайд 22

Пример: Воспитатель - синквейн

Воспитатель

Талантливый, умный,

Помогает, вдохновляет, наставляет

Быть собой и стать великим, всем, кто этого желает…

 Гений…

  • Лёд.
    Твёрдый, холодный.
    Замерзает, скользит, тает.
    Замораживает  руки.
    Зима.

 

 

 

 

 

 

Задание 5

Слайд 19 - 29

Блицконкурс «-ЦИЯ»

Это задание – на скорость. Зашифрованы 10 слов. На каждом слайде – несколько картинок-подсказок. Отгадкой является слово, которое оканчивается на –ЦИЯ.

Оветы:

1.Коллекция

2.Демонстрация

3.Станция

4.Дистанция

5.Делегация

6.Операция

7.Акция

8.Публикация

9.Комбинация

10.Аттестация

Заключение:

Соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешной работы воспитателя по речевому развитию в ДОУ. Нашу встречу мы хотим закончить притчей: « Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу».  Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Не бойтесь учиться, совершенствоваться, в том числе и в речевом развитии, искать что-то новое в работе с детьми, познавать неизвестное. Все в ваших руках. Всего доброго! Спасибо за участие!

Слайд 30

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kultura_rechi_pedagoga_1.pdf2.52 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол – практикум тема "Речевая агрессия педагога, её последствия и способы преодоления".

Цель: Показать, что использование педагогом в речи грубых агрессивных форм воздействия на ребенка, недопустимо....

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога в ДОУ"

Консультация для педагогов   Грамматически правильная речь педагога в ДОУ...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"...

Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"

Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале сод...

Статья "Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников"

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из...