Познавательно – игровой досуг «Мини – музей народных промыслов»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Экскурсия для родителей по мини - музею народных промыслов в детском саду - итоговое занятие по проекту "Народные промыслы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_-_muzey_narodnyh_promyslov.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – игровой досуг

«Мини – музей народных промыслов»

Подготовительная группа.

Цель: Закрепить знания детей о русских народных промыслах (гжельской, хохломской, дымковской росписях, матрешках, вологодском кружеве и Павловопосадских платках)

Задачи:

Образовательная

1. Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, матрешки), посуда (Хохлома, Гжель), вологодское кружево, павлово - посадские платки и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, ткань, нитки).

Развивающая:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

Выставка экспонатов для мини-музея:

Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия, матрешки, кружево, платки, шкатулки и т. д.

Пересечение образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов».

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

А какие промыслы представлены в нашем музее расскажут вам наши экскурсоводы:

1 – й зал: Дымковская игрушка

Ребенок: Отгадайте-ка загадку:

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня!

Что это за роспись такая?

Дети: Дымковская игрушка.

Ребенок: Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом, узором (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины).

Ребенок: Возле Вятки самой,

Дымково-поселок

Окружен лесами

Уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

2 – й зал: Гжель

Ребенок: Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда? 

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: Гжель!

Ребенок: Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкой белой глины, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Ребенок: Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка –

Глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

3 – й зал: Хохлома

Ребенок: Разные ложки и ковши 

Ты разгляди, не спеши. 

Трава там вьется и цветы 

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

Дети: Хохломой!

Ребенок: Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Ребенок: Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней… наша Хохлома.

4 –й зал: Матрёшки.

Ребенок:

Покорил весь Божий мир
Самый русский сувенир.
И в полметра, и с ладошку,
Кукла яркая – Матрёшка.
Наша кукла непростая,
Наша кукла – составная.
Ловко прячутся друг в дружке
Деревянные подружки.
Раскрывай и посмотри,
Сколько спряталось внутри.

Ребенок: Матрешка – деревянная раскладная куколка, это и сувенир, и игрушка. Кукол в матрешке обычно не менее трех. Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 куколок! Матрешек делают из дерева мягких пород: липы, реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет. Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы. Следующие делают из заготовок нужного размера (их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину). Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости. Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают. Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски. Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат. Матрешка появилась совсем недавно (меньше 150 лет). Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы, одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености. Но наша матрешка – это не злой старичок, как у японцев, а красивая, румяная девушка, женщина с детьми или подружками.

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО (продолжение презентации): «Четвертый лишний», «Что общего?»

«Сложи картинку из частей»

Музыкальная пауза. Оркестр свистулек.

5 –й зал: «Вологодское кружево»

Ребенок: …кружево сплетает кружевница,
                   А узор - и ночью не приснится.
                   Молвят о таких: "Душой плетет!"
                   А душа устремлена в полет.
                   Вологодские льняные кружева -
                   В них вся суть народная жива.
                Из-под пальцев чудо-мастерицы,
                   Как снежинки, кружево струится.
                   Неземная красота сведет с ума,
                   Будто бы плела сама зима.

Ребенок: Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. Кружевницы могут плести кружева с использованием серебряных и золотых нитей.

Ребенок: Кружева, кружева, кружева,
                Вы воздушны, легки и молва
                О чудесном искусстве гласит –
                Нету краше его на Руси.
                А коклюшечки бойко звенят                                                      Кружевницы нам сказку дарят,
Пальцы нежные быстро бегут,
Нити в склоке узором кладут.
Это все колдовство, колдовство,
И традиций веков – мастерство,
Вологжанки его берегут,
Колыбелью российской зовут!

Авторская песня «Я примеряю кружева» Стихи - Ольги Хазариновой http://www.stihi.ru/avtor/04rovin. Музыка, аранжировка, вокал - Терезы Шатиловой

Ведущий: Подвижная игра «Ниточка» под музыку «Вологодские кружева»

6 – й зал: «Павловопосадские платки»

Ребенок: Лето красное ярко цветет на платках,                                                                Словно зарево шали красивы.                                                                                                                    В этих ярких узорах и пышных цветах                                                                               Самобытный характер России.

Ребенок: Павловопосадские платки получили свое название от имени небольшого города Павловский посад в Московской области. Платки здесь делали шерстяные и шелковые с красочным набивным рисунком. Художники сначала рисовали узор, потом вырезали большие доски – печатки и наносили узор на ткань.

Ведущий: Платок - не просто головной убор, символ любви и красоты. Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение. Приглашаем 5 девочек с мамами. Предлагаем продемонстрировать нам 5 способов ношения платка.

                         «Одень (повяжи) платок»

Рефлексия

Вот такие экспонаты собрали мы в наш музей народных промыслов. Ребята, вам понравилось быть экскурсоводами? Будем дальше пополнять музей другими экспонатами? (Конечно, да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей «Народные промыслы» – методическая разработка

Мини-музей.Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городец...

Организация работы в мини-музее"Народные промыслы"

Данный материал предназначен для  организации работы в мини-музее "Народные промыслы"...

Мини-музей народных промыслов

Выставка творческих работ в подготовительной группе с  совместным участием педагогов иродителей....

Мини-музей народных промыслов

Выставка творческих работ нароных умельцев с участием воспитанников подготовительной группы и их семей....

Мини-музей "Народные промыслы"

Данный мини-музей был создан в группе общеразвивающей направленности 7-го года жизни....

мини-музей "Народные промыслы"

Мини-музей создавался в старшей группе с целью приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству.Данный материал содержит конспект занятия экскурсии по мини-музею....

Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы"

Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы"Цель: знакомить детей с народными прмыслами (гжель, городец, хохлома, ...