Познавательно – игровой досуг «Мини – музей народных промыслов»
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Экскурсия для родителей по мини - музею народных промыслов в детском саду - итоговое занятие по проекту "Народные промыслы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_-_muzey_narodnyh_promyslov.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – игровой досуг
«Мини – музей народных промыслов»
Подготовительная группа.
Цель: Закрепить знания детей о русских народных промыслах (гжельской, хохломской, дымковской росписях, матрешках, вологодском кружеве и Павловопосадских платках)
Задачи:
Образовательная
1. Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.
2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, матрешки), посуда (Хохлома, Гжель), вологодское кружево, павлово - посадские платки и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, ткань, нитки).
Развивающая:
1. Развивать речь, память, мышление.
2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
3. Развивать творческие способности.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.
Выставка экспонатов для мини-музея:
Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия, матрешки, кружево, платки, шкатулки и т. д.
Пересечение образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов».
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
А какие промыслы представлены в нашем музее расскажут вам наши экскурсоводы:
1 – й зал: Дымковская игрушка
Ребенок: Отгадайте-ка загадку:
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня!
Что это за роспись такая?
Дети: Дымковская игрушка.
Ребенок: Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом, узором (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины).
Ребенок: Возле Вятки самой,
Дымково-поселок
Окружен лесами
Уголок веселый.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
2 – й зал: Гжель
Ребенок: Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Дети: Гжель!
Ребенок: Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкой белой глины, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.
Ребенок: Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделие рук золотых.
Синяя сказка –
Глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
3 – й зал: Хохлома
Ребенок: Разные ложки и ковши
Ты разгляди, не спеши.
Трава там вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
Дети: Хохломой!
Ребенок: Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Ребенок: Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней… наша Хохлома.
4 –й зал: Матрёшки.
Ребенок:
Покорил весь Божий мир
Самый русский сувенир.
И в полметра, и с ладошку,
Кукла яркая – Матрёшка.
Наша кукла непростая,
Наша кукла – составная.
Ловко прячутся друг в дружке
Деревянные подружки.
Раскрывай и посмотри,
Сколько спряталось внутри.
Ребенок: Матрешка – деревянная раскладная куколка, это и сувенир, и игрушка. Кукол в матрешке обычно не менее трех. Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 куколок! Матрешек делают из дерева мягких пород: липы, реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет. Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы. Следующие делают из заготовок нужного размера (их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину). Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости. Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают. Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски. Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат. Матрешка появилась совсем недавно (меньше 150 лет). Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы, одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености. Но наша матрешка – это не злой старичок, как у японцев, а красивая, румяная девушка, женщина с детьми или подружками.
ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО (продолжение презентации): «Четвертый лишний», «Что общего?»
«Сложи картинку из частей»
Музыкальная пауза. Оркестр свистулек.
5 –й зал: «Вологодское кружево»
Ребенок: …кружево сплетает кружевница,
А узор - и ночью не приснится.
Молвят о таких: "Душой плетет!"
А душа устремлена в полет.
Вологодские льняные кружева -
В них вся суть народная жива.
Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама зима.
Ребенок: Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. Кружевницы могут плести кружева с использованием серебряных и золотых нитей.
Ребенок: Кружева, кружева, кружева,
Вы воздушны, легки и молва
О чудесном искусстве гласит –
Нету краше его на Руси.
А коклюшечки бойко звенят Кружевницы нам сказку дарят,
Пальцы нежные быстро бегут,
Нити в склоке узором кладут.
Это все колдовство, колдовство,
И традиций веков – мастерство,
Вологжанки его берегут,
Колыбелью российской зовут!
Авторская песня «Я примеряю кружева» Стихи - Ольги Хазариновой http://www.stihi.ru/avtor/04rovin. Музыка, аранжировка, вокал - Терезы Шатиловой
Ведущий: Подвижная игра «Ниточка» под музыку «Вологодские кружева»
6 – й зал: «Павловопосадские платки»
Ребенок: Лето красное ярко цветет на платках, Словно зарево шали красивы. В этих ярких узорах и пышных цветах Самобытный характер России.
Ребенок: Павловопосадские платки получили свое название от имени небольшого города Павловский посад в Московской области. Платки здесь делали шерстяные и шелковые с красочным набивным рисунком. Художники сначала рисовали узор, потом вырезали большие доски – печатки и наносили узор на ткань.
Ведущий: Платок - не просто головной убор, символ любви и красоты. Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение. Приглашаем 5 девочек с мамами. Предлагаем продемонстрировать нам 5 способов ношения платка.
«Одень (повяжи) платок»
Рефлексия
Вот такие экспонаты собрали мы в наш музей народных промыслов. Ребята, вам понравилось быть экскурсоводами? Будем дальше пополнять музей другими экспонатами? (Конечно, да)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей «Народные промыслы» – методическая разработка
Мини-музей.Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городец...
Организация работы в мини-музее"Народные промыслы"
Данный материал предназначен для организации работы в мини-музее "Народные промыслы"...
Мини-музей народных промыслов
Выставка творческих работ в подготовительной группе с совместным участием педагогов иродителей....
Мини-музей народных промыслов
Выставка творческих работ нароных умельцев с участием воспитанников подготовительной группы и их семей....
Мини-музей "Народные промыслы"
Данный мини-музей был создан в группе общеразвивающей направленности 7-го года жизни....
мини-музей "Народные промыслы"
Мини-музей создавался в старшей группе с целью приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству.Данный материал содержит конспект занятия экскурсии по мини-музею....
Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы"
Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы"Цель: знакомить детей с народными прмыслами (гжель, городец, хохлома, ...