Организация работы в мини-музее"Народные промыслы"
методическая разработка на тему
Данный материал предназначен для организации работы в мини-музее "Народные промыслы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnyy_muzey.docx | 481.75 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty_v_muzee.doc | 70 КБ |
voprosy_k_organizatsii_muzeya.doc | 168 КБ |
konspekt_zanyatiya.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей «Народные промыслы»
Народное декоративно - прикладное искусство сегодня осознается современным обществом как самобытный фактор духовности и преемственности поколения. Развитие общества и национальной культуры становится возможным только тогда, когда сохраняются традиции творческого осмысления наследия, корнями уходящего вглубь многовековой культуры народа. И самое главное, чтобы в юном сердце жила святыня.
Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик, помогающий воспитать творческую, духовно целостную личность.
С этой целью в нашем детском саду был создан мини-музей «Народные промыслы».
Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры.
Создатель и руководитель мини-музея – Костоварова Валентина Алексеевна, педагог с 40-летним стажем, стремится к тому, чтобы в каждом ребенке пробудить веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, уверенность в том, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Соприкасаясь с народным промыслом, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми средней группы
мини-музее « Народные промыслы»
Разделы экспозиции | Тема занятий-экскурсий | Содержание |
1.Филимоновская игрушка декабрь | «Филимоновские свистульки» | Знакомить с игрушками села Филимоново, учить выделять их среди других народных игрушек. |
« Такие разные игрушки» | Показать детям разнообразие форм изделий филимоновских мастеров, с особенностями украшающих их узоров. | |
« Мы – филимоновские мастера» | Предложить детям вылепить филимоновские игрушки. | |
« Веселая мастерская» | Роспись вылепленных игрушек. | |
2.«Дымковская игрушка» январь | « Радуга дымковских узоров» | Познакомить с историей дымковской игрушки. |
« Дымковское царство – государство» | Особенности дымковской игрушки, сравнение с филимоновской. | |
«Мы – дымковские мастера» | Лепка по мотивам дымковских игрушек. | |
«Дымковская ярмарка» | Практическое занятие по освоению элементов дымковской росписи. | |
матрешка» февраль | « Матрешка-Матрена» | История русской деревянной матрешки как символа народной культуры. |
« Семеновская матрешка» | Особенности семеновской матрешки, стиль росписи лица и костюма. | |
«Раскрасим Матрешку» | Практическое занятие по росписи силуэтного изображения матрешки. | |
Март | «Золотая Хохлома» | Знакомство с хохломским промыслом, рассказ об истории промысла. |
«Сказочные узоры» | Предложить детям расписать силуэтные изображения посуды хохломской росписью. | |
керамика» февраль | « Гжельская керамика» | Знакомство с гжельской керамикой. |
«Рукотворная Гжель» | Практическое занятие по освоению элементов гжельской росписи, составление композиции узора. |
узоры» март | « Славный город Городец» | Знакомство с изделиями городецких мастеров , рассказ об истории промысла. |
« Городецкие узоры» | Практическое занятие по освоению техники городецкой росписи. | |
7. «Секреты Тульских мастеров». апрель | «Тула – родина моя» | История возникновения города, имя города - Тула, |
«Тула-город мастеров» | Народные промыслы тульского края | |
Май | «Секрет тульского пряника» | История возникновения пряничного производства в Туле. Разные виды прчников. |
« Тула самоварная» | Создание первой самоварной фабрики Н.Лисицина в Туле. Разные виды самоваров. |
Перспективный план работы с детьми старшей группы
в мини-музее « Народные промыслы»
Разделы экспозиции | Тема занятий-экскурсий | Содержание |
«Филимоновская игрушка» Декабрь | «Филимоновские чародеи» | Познакомить детей с возникновением промысла глиняной игрушки в с. Филимоново. Показать детям разнообразие форм изделий филимоновских мастеров, с особенностями украшающих их узоров. |
« Мы – филимоновские мастера» | Предложить детям вылепить филимоновские игрушки. | |
« Веселая мастерская» | Роспись вылепленных игрушек. | |
«Дымковская игрушка» январь | « Дымковское царство – государство» | Особенности дымковской игрушки, сравнение с филимоновской. |
«Дымковская ярмарка» | Практическое занятие по освоению элементов дымковской росписи. | |
«Русская матрешка» февраль | « Матрешки семеновские и загорские» | Сравнение загорской и семеновской матрешек , характерные особенности (элементы росписи, цветовое решение) |
«Раскрасим Матрешку» | Практическое занятие по росписи силуэтного изображения матрешки. | |
«Золотая Хохлома» март | «Золотая Хохлома» | Продолжать знакомство с хохломским промыслом, выделять основные элементы росписи |
« Хохломская роспись – алых ягод россыпь» | Практическое занятие по освоению элементов хохломской росписи.
|
«Городецкие узоры» апрель | « Славный город Городец» | Знакомство с изделиями городецких мастеров , рассказ об истории промысла. |
« Птицы, кони и цветы» | Основные композиции росписи, характерные элементы. | |
«Секреты Тульских мастеров».
май | « Тула веками оружие ковала» ______________________________ « Сказ о том, как Левша блоху подковал»» ______________________________ «Тула-город мастеров» | История возникновения оружейного промысла в Туле, история создания оружейного завода. ____________________________________________________ Рассказать детям о тульском кузнеце Левше. ____________________________________________________ Закрепление и обобщение знаний об оружейном, самоварном и пряничном производствах . |
Перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы
в мини-музее « Народные промыслы»
Разделы экспозиции | Тема занятий-экскурсий | Содержание |
«Дымковская игрушка» декабрь | « Дымковское царство – государство» | Особенности дымковской игрушки, сравнение с филимоновской. |
«Дымковская ярмарка» | Практическое занятие по освоению элементов дымковской росписи. | |
«Русская матрешка» январь | «Матрешки из Полхова-Майдана» | История русской деревянной матрешки как символа народной культуры. Своеобразие формы, росписи ,отличие от семеновской и загорской . |
«Раскрасим Матрешку» | Практическое занятие по росписи силуэтного изображения матрешки. | |
«Золотая Хохлома» февраль | «Золотая Хохлома» | Продолжить знакомство с хохломским промыслом, особенности цветовой гаммы. |
«Золотая рыбка Хохломы» | Практическое занятие по освоению элементов хохломской росписи. | |
« Сказочные узоры» | Предложить детям расписать силуэтные изображения посуды хохломской росписью. | |
«Гжельская керамика» март | « Гжельская керамика» | Знакомство с гжельской керамикой. |
« Лазурная синь Гжели» | Определять колорит росписи, выделять элементы, характерные для гжели. | |
« Гжельская роза»» | Практическое занятие по освоению элементов гжельской росписи, составление композиции узора. |
«Городецкие узоры» апрель |
« Славный город Городец» | Основные композиции росписи, характерные элементы. |
« Конь копытом бьет» | Практическое занятие по освоению техники городецкой росписи. | |
«Секреты Тульских мастеров». май | Тула-город мастеров» ______________________________ « Чудо, а не гармонь» | Закрепление знаний о промыслах тульского края. ________________________________________________ Изобретение Н.И.Белобородовым хроматической гармони. |
Предварительный просмотр:
Приложение к приказу
от_______20______№______-а
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИ - МУЗЕЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 170
- Общие положения.
1.1 Мини - музей дошкольного образовательного учреждения (далее – мини-музей) является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым в соответствии с действующими правилами.
1.2 Мини-музей создается на основе длительной собирательской и поисковой работы педагогического коллектива, родителей и воспитанников (актива музея).
1.3 Мини-музей организуется с целью сохранения, экспонирования, исследования, обработки, оформления и пропаганды краеведческих материалов, источников по истории общества и природы, имеющих культурно-историческую, научно-вспомогательную и воспитательную ценность.
1.4. Мини-музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и
социализации воспитанников.
1.5. Профиль и функции мини-музея определяются задачами образовательного учреждения.
- Основные понятия.
2.1. Профиль мини-музея - специализация музейного собрания и деятельности мини-музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность мини-музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.
2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты).
3. Организация и деятельность мини-музея.
3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы педагогов, родителей, воспитанников и создается по их инициативе.
3.2. Учредителем мини-музея является образовательное учреждение, в котором организуется мини-музей. Учредительным документом мини-музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится мини-музей.
3.3. Деятельность мини-музея регламентируется положением, утверждаемым руководителем образовательного учреждения.
3.4. Обязательные условия для создания мини-музея:
- музейный актив из числа педагогов, родителей, воспитанников;
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещения и оборудование для хранения музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- положение о мини – музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
3.5.Обязательными документами при открытии мини-музея являются: паспорт, инвентарная книга основного фонда, инвентарная книга других фондов (научно-вспомогательного, обменного, временного хранения, интерактивного), журнал учета работы (статистика по мероприятиям, проводимым на базе мини-музея, количественные характеристики участников, наименование, виды, формы мероприятий и прочие); план работы.
3.6. Учет и регистрация мини-музея осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.
4. Функции мини-музея.
4.1. Основными функциями мини-музея являются:
- документирование природы, истории и культуры родного края;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации воспитанников;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов мини-музея.
5.1. Весь собранный материал составляет фонды мини-музея и учитывается в инвентарных книгах. Инвентарная книга основного фонда является главным юридическим документом учета. Она должна быть пронумерована, прошнурована, иметь заверительную запись о количестве листов и скреплена печатью образовательного учреждения.
5.2. Учёт музейных предметов собрания мини-музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений мини-музея;
- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
5.3. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
5.4. Ответственность за сохранность фондов мини-музея несет руководитель образовательного учреждения. За сохранность фондов мини-музея отвечает руководитель мини-музея.
5.5. Хранение в мини-музее взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
6. Руководство деятельностью мини-музея.
6.1. Общее руководство деятельностью мини-музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель мини-музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
6.3. Руководитель мини-музея формирует совет. Его количественный состав определяется характером и объемом работы мини-музея.
В состав совета могут входить: специалисты, краеведы, администрация образовательного учреждения, общественность, педагоги, родители.
Управленческая функция совета выражается во включении в фонды мини-музея поступающих в процессе комплектования экспонатов, в рассмотрении и утверждении перспективных и календарных, тематико-экспозиционных планов, в обсуждении основных вопросов деятельности мини-музея, в организации подготовки экскурсоводов.
7. Реорганизация (ликвидация) мини-музея.
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается руководителем образовательного учреждения.
Перечень локальных актов МБДОУ, регламентирующих деятельность мини-музея дошкольного образовательного учреждения.
- Приказ об организации деятельности мини-музея (утверждение
Положения о мини-музее ДОУ, графика работы, руководителя мини- музея).
2. Положение о мини-музее ДОУ (пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью образовательного учреждения).
- Приказ об учете музейных предметов собрания мини-музея (раздельно
по основному и научно-вспомогательному фондам).
4. Инвентарная книга основного фонда (пронумерована, прошнурована, наличие заверительной записи о количестве листов, скреплена печатью образовательного учреждения), других фондов (обменного, временного хранения, интерактивного).
5. Книга поступлений мини-музея основного фонда (пронумерована, прошнурована, скреплена печатью образовательного учреждения).
6. Книга учета научно-вспомогательного фонда (пронумерована, прошнурована, скреплена печатью образовательного учреждения).
7. Журнал учета работы (статистика по мероприятиям, проводимым на базе музея, количественные характеристики участников, наименование, виды, формы мероприятий и прочие).
8. План работы мини-музея.
9. Книга отзывов.
ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА
__________________________________________________________________
(наименование учреждения, название мини-музея)
Род предмета ____________________ Инвентарный номер _____________________________
Материал_____________________________________ Шифр ____________________________
Размер ______________ Наименование __________________________________________
Дата поступления, источник _______________________________________________________ __________
Полное описание __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сохранность __________________________________________________________________
(полная, частичная, описать повреждения)
Дата заполнения ______________________
Подпись ответственного
лица________________________________
РАЗРАБОТКА КОНЦЕЦИИ МИНИ-МУЗЕЯ
1. При организации мини-музея необходимо прежде всего определить концептуальную направленность в его деятельности. Музеи могут быть такими:
• музей - выставка;
• музей - мастерская, студия;
• музей - клуб, театр;
• музей - адаптационный центр;
• музей - творческая лаборатория;
• музей - центр воспитательной работы;
• музей - центр туристско-краеведческой работы;
• музеи - научный кабинет.
Эта направленность не зависит от профильности музея. Любой музей может быть в своей основе либо выставкой, либо студией, либо научным кабинетом, либо включать в себя все или несколько этих составляющих. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образовательно-воспитательную функцию на основе сформированных коллекций.
При разработке концепции музея следует определиться по нескольким позициям.
Место музея. Название музея, принадлежность его к образовательному учреждению и место нахождения с указанием почтового адреса.
Цель. Выделить конечную цель в работе музея. Определить категорию посетителей.
Создание фондов музея. Составить план комплектования с привлечением актива, педагогов и родителей. Организовать учет и хранение музейной коллекции.
Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиции.
Содержание экспозиции. Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия коллекций музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь.
Принцип построения экспозиции, Определить, каким он будет: проблемным (наиболее характерные особенности раскрываемой темы), мемориальным, коллекционным, ансамблевым, образно-сюжетным.
Тематическая структура экспозиции. Определить темы будущей экспозиции и кратко их раскрыть.
Требования к архитектурно-художественному решению экспозиции и экспозиционному оборудованию. Составить план помещения с размещением в нем витрин, стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др. Выполнить художественный эскизный проект.
Основные затраты. Определяются исходя из стоимости экспозиционного оборудования, технических средств и оплаты художника-дизайнера. Концепция является первым этапом в формировании музея.
Музеи могут иметь следующие профили:
- монографический (посвященный одной теме);
- комплексный (посвященный нескольким темам);
- мемориальный (создаваемый в память о выдающемся событии или лице, расположенный на месте события или в памятном здании, имеющий подлинные экспонаты того времени или личные вещи, независимо от профиля);
- историко-биографический, интерактивный и пр.
ские, зоологические, ботанические, экологические) и прочие;
Типы музеев: монографический (посвященный одной теме); комплексный (посвященный нескольким темам); мемориальный (создаваемый в память о выдающемся событии или лице, расположенный на месте события или в памятном здании, имеющий подлинные экспонаты того времени или личные вещи, независимо от профиля); историко-биографический, интерактивный и пр.
Жанровое разнообразие:
- музей - мастерская;
- музей - клуб;
- музей - театр; группа- музей;
- музей - лаборатория;
- детский сад- музей и пр.
Музей в образовательном учреждении создается на основе краеведческого принципа, независимо от жанра, типа и профиля. Основу музейной коллекции должны составлять памятники местного края, и исходить в определении концепции музея следует не из громкого общественного имени, а из того, как это имя связано с историей края.
Выбор профиля, типа и жанра музея определяется учебно-воспитательными задачами образовательного учреждения, а также интересами местной общественности, учащихся и учителей, исходя из реальных возможностей.
2. Организация музея.
Обязательные условия создания музея:
- наличие музейных экспонатов основного фонда краеведческого содержания;
- наличие отдельного помещения (зоны), обеспечивающего надежную сохранность экспонатов. Помещение должно использоваться только по назначению;
- наличие руководителя музея;
- положение о музее, утвержденное руководителем ОУ;
- музейный актив из числа родителей, воспитанников и педагогов;
Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
Деятельность музея регламентируется положением, утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
Обязательными документами при открытии музея являются: паспорт, инвентарная книга основного фонда, инвентарная книга других фондов (научно-вспомогательного, обменного, временного хранения, интерактивного), журнал учета работы (статистика по мероприятиям, проводимым на базе музея, количественные характеристики участников, наименование, виды, формы мероприятий и прочие); план работы, Книга отзывов.
3. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.
Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарных книгах. Инвентарная книга основного фонда является главным юридическим документом учета. Она должна быть пронумерована, прошнурована, иметь заверительную запись о количестве листов и скреплена печатью образовательного учреждения.
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за образовательным учреждением может быть на правах собственности и правах оперативного управления в зависимости от основания поступления.
Ответственность за организацию охраны фондов в помещении музея несет директор образовательного учреждения. За сохранность фондов музея отвечает руководитель музея.
Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещено.
4. Руководство музеем.
Руководитель музея назначается приказом руководителя образовательного учреждения.
Руководитель музея формирует совет. Его количественный состав определяется характером и объемом работы музея.
В состав совета могут входить: специалисты, краеведы, администрация ОУ, общественность, педагоги, родители, воспитанники.
Управленческая функция совета выражается во включении в фонды музея поступающих в процессе комплектования экспонатов, в рассмотрении и утверждении перспективных и календарных, тематико-экспозиционных планов, в обсуждении основных вопросов деятельности музея, в организации подготовки экскурсоводов.
5. Составление этикетажа
В рекомендациях Музея современной истории России (бывш. Центральный музей революции СССР); по составлению этикетажа предлагается условное разделение этикетажа на две группы: одиночный (индивидуальный) и «пучковый). Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная этикетка. Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия и т. д.), то применяют «пучковый» этикетаж. Все экспонаты, входящие в комплекс, нумеруются, и на одну этикетку выносят цифровые обозначения, собирая аннотации как бы в один пучок.
В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:
- название предмета;
- атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;
- дата.
Прокомментируем сказанное примером:
В. А. Молодцов (1911 — 1942 гг.). Герой Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны под
именем Павла Бадаева
возглавлял диверсионно-разведывательный
отряд, который действовал в оккупированной Одессе.
С фотографии 1941 г.
В этикетке, как было сказано, выделяется название предмета, но это отнюдь не повторение названия, зафиксированного в учетной документации. Оно дается обычным литературным языком без инверсии («Хрустальная ваза», а не «Ваза хрустальная»). При назывании предмета учитывается прежде всего тема, которая должна быть раскрыта с его помощью. Так, название «стол» ничего не прибавляет к тому, что посетителю ясно и без этикетки. Если нужно подчеркнуть материал, из которого он сделан, в названии будет указано:
«Стол из красного дерева»; если важнее выявить мемориальный характер этого предмета - описывается принадлежность его историческому деятелю, а в том случае, если следует отметить его изготовителя, дается указание на авторство.
Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача - дать минимум необходимых сведений. В то же время в них должны быть выявлены различные стороны музейного предмета: мемориальность, редкость или, напротив, типичность экспоната, его связь с местной историей. Те экспонаты, которые имеют особую ценность, однако не обладают внешней привлекательностью, должны иметь аннотацию более обстоятельную.
Каждую часть этикетки рекомендуется начинать с новой строки. Название можно выделить укрупненным шрифтом. Атрибуционные данные помещаются непосредственно под названием или в конце этикетки. Для них можно использовать курсив. При составлении этикетажа целесообразно включить в текст этикеток те характеристики предмета, которые придают ему особую музейную ценность — «Из коллекции...», «Передан в дар музею...», «Экспонируется впервые», «Редкий», «Уникальный» и т. п. Дополнительные сведения, включаемые в этикетку, очень разнообразны. Они во многом зависят от темы и состава экспозиционного комплекса. Основное назначение этих сведений — расшифровать «скрытую» информацию, заключенную в предмете. Наметим основные аспекты содержания дополнительных сведений.
Теперь рассмотрим, как лучше составть этикетку к разлйчным типам музейных предметов.
Фотографии. По жанровой классификации различают следующие виды фотоснимков: портретные (как одиночные, так и групповые), сюжетные или событийные, снимки бытового жанра и видовые снимки. По технике изготовления фотоматериалы разделяются на две основные группы: оригиналы и репродукдии. Сюжетные или событийные снимки аннотируются в общепринятой последовательности - название, атрибуционные сведения и дата. Например:
Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве.
Построена в 1750-1763 гг.
Москва, 1997 г.
Письменные источники. При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимается форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать. В том случае, когда экспонируемый письменный источник рукописный, то при аннотировании учитываются каллиграфические особенности руки его автора: читабелен документ или его прочесть затруднительно. В последнем случае в этикетке указывается его краткое содержание или приводится наиболее яркая выдержка из него. При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.
Письмо участника битвы за Берлин Б. Н. Петрова с фронта.
Б. Н. Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим штурмом.
Апрель 1945 г. Ксерокопия.
Вещественные источннки. Содержание аннотации к вещественным музейным предметам, выставленным в экспозиции, определяется целевой установкой зкспозиции и местом экспоната в комплексе. Формулировка аннотаций должна соответствовать экспозиционному замыслу. Один и тот же экспонат может свидетельствовать о разных сторонах исторического события и явлення. Содержание этикетажа к нему зависит от того, какое значение имеет и какую роль играет этот зкспонат в экспозиционном комплексе, к какому выводу он должен подводить посетителя музея, какие новые знания должен получить этот посетитель.
Вещественные источники подразделяются на два вида. Первый вид - по характеру материала: дерево, металл, стекло, кость и т. д., второй - по функциональному назначению: оружие, нумизматика, бонистика и т. д. При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, подарков, сувениров и т. п. указывается название экспоната. В зтикету включаются также следующие сведения: назначение, место и дата изготовления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор или мастер, иногда -принадлежность владельцу, характерные особенности, типичность предмета для эпохи, техника изготовления, матеріал и т. д. В названии предмета мемориального значення отмечается его «участие» в историческом событии или принадлежность определенному лицу:
Полушубок участника Великой Отечественной войны Е. И. Хозяинова. Получен им на фронте в 1942 г. Такие полушубки шили для фронта в КОМИ республике.
Оформление и расположение этикетажа
Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над зкспозицией. Весь текстовой комментарий, включая этикетки, должен стать ее органичесной частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи.
Тексты должны бьть согласованы стилистически между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом вьполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вытекающие из внешних особенностей зкспонатов разного типа и требований зстетики. Не следует. например, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются рядом с вещественными экспонатами на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному матеріалу - на паспарту под экспонатом, к обрамленному - прикрепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз можно поместить схему их расположения со всеми необходимыми данными. Мелкие зкспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующими номерами их перечень и описание дается в обшей аннотации. Сведения об интерьере, как правило, включают план размещения входящих в него предметов, а также их суммарную или индивидуальную характеристику.
Критерии оценки этапа: «Соблюдение определенных условий при монтаже различных видов экспозиционных материалов».
1. Вещевые предметы (располагаются в герметических витринах, в шкафах, на полках, под колпаками).
2. Крупногабаритные предметы (располагающиеся на полу, не должны загромождать проходы, должны быть доступными для обозрения).
3. Знамена, вымпелы (располагаются так, чтобы текст и изображение находились в вертикальной плоскости, к верхнему их краю пришиваются петли, в них продевается древко, которое с помощью шнура крепится к штанге под потолком).
4. Документы и фотографии (располагаются в витринах прижимаются стеклом, для выделения наиболее важного документа его вставляют в паспарту и кладут на планшет или подставку, устанавливаемую наклонно к зрителю).
5. Рукописи, листовки, газеты (экспонируются в открытом виде. Можно рядом с документом поместить увеличенную фотоспособом часть текста. Нельзя фотоувеличенные газеты, фронтовые письма или другие документы использовать, как фон и располагать на этом фоне экспонаты).
6. Мелкие по размеру экспонаты (укрепляются на подставках, стрежневых держателях, кронштейнах, подвесках, устанавливаются на полочках в положении наиболее удобном для обозрения. Детали крепления должны быть незаметными для зрителя).
7. Этикетки с аннотациями (располагаются в удобном для чтения месте. Если в витрине много мелких вещей, около них помещается номер, соответствующий записи в аннотации - помещать этикетку возле каждого мелкого предмета не рекомендуется).
Критерии оценки этапа: «Оглавительные тексты и этикетаж»
1. Заголовки разделов экспозиции (размещаются над экспозиционным комплексом, относящиеся к данному разделу экспозиции. Заголовок должен быть лаконичным и отражать сущность экспозиционного комплекса, если раздел экспозиции состоит из нескольких подразделов, которые отражают самостоятельные темы или события, то их также обозначают заголовками).
2. Этикетки (аннотации) могут выполняться как на отдельных бумажных этикетках, так и на самих экспозиционных площадках: стендах, вертушках, подиумах и т.п. Желательно, чтобы во всей экспозиции или экспозиционном комплексе этикетки выполнялись в одном стиле: цвет бумаги или иного используемого материала, размер и цвет шрифта и т.п.
3. Текст этикетки для предметов основного фонда (должен состоять их 2-х частей: название экспоната и аннотация к нему. При этом название экспоната, в каком бы разделе он не помещался, сохраняется в соответствии с его научным описанием в «Инвентарной книге» основного фонда, а аннотация может изменяться в зависимости от целей его использования в экспозиционном комплексе).
4. Текст этикетки для предметов научно-вспомогательного фонда (необходимо указывать в этикетке откуда взяты эти материалы или где находится подлинник, в некоторых случаях указывается автор этих материалов. Необходимо стремиться к тому, чтобы констатирующая часть этикетки отражала полное название экспоната и место нахождения оригинала, а аннотацируемая часть в лаконичной форме показывала смысловое значение экспоната в данном экспозиционном комплексе).
5. Пояснительные тексты (если оглавительные тексты и этикетаж не позволяет достаточно полно раскрыть смысловое или научное содержание экспозиционного комплекса, тогда используют пояснительные тексты, которые содержат дополнительную информацию, относящуюся к данному разделу экспозиции).
Важно, чтобы оглавительные и пояснительные тексты, этикетаж органично вписывались в экспозицию, не разрушали ее архитектурно-художественный образ.
Хорошо продуманная система указателей, этикетажа, оглавительных и пояснительных текстов помогает посетителям самостоятельно ознакомится с экспозицией.
Направление деятельности музеев:
- образовательно-воспитательное;
- организующее;
- научно-исследовательское;
- музейно-архивное;
- эстетическое;
- историко-художественное;
- межпредметное;
- социально-ориентированное;
- военно-историческое;
- техническое;
- этнографическое;
- естественно - научное;
- оформительское;
- экскурсионное;
- культурно-массовое;
- природоохранное.
Формы работы музеев образования:
Научно-фондовая и исследовательская:
- учет и классификация экспонатов; описание музейных предметов; заполнение инвентарных книг; аннотирование музейных предметов; подготовка картотеки (по разделам, по учебным предметам, справочной, именной, тематической, библиографической, географических названий и т. д.) и дополнительных картотек: звукозаписей, кинолент, диафильмов, диапозитивов; доклады и сообщения учащихся; разработка и оформление текстов экскурсий; рукописных журналов; альбомов; путеводителей, работа в библиотечных фондах, архивах, фондах государственных музеев и т. д.
Учебно-воспитательная:
- проведение тематических занятий и занятий в музее, используя его как наглядный кабинет; тематические занятия - экскурсии; беседы; работа в музейной библиотеке педагогов ивоспитанников; встречи с передовиками, деятелями науки, ветеранами войны и труда, коллекционерами, писателями, краеведами и прочие и т. д.
Массовая:
- дни музеев (день рождения); выпускные вечера; фондовые выставки; дни открытых дверей; игры-путешествия; посиделки; выставки творческих работ воспитанников, родителей, педагогов; праздники (приуроченные к юбилейным датам, первого посещения музея и пр.); конкурсы юных экскурсоводов; заседания совета музеев образования совместно с родителями детей, принимавших участие в работе музея; утренники; неделя (месячник) "Музей и дети"; создание воспитанниками личных мини-выставок с демонстрацией в помещении музея; краеведческие семинары; круглые столы; дидактические игры; викторины; конкурсы; экскурсии; концерты; спектакли и т. д.
Исполнительская:
- изготовление стендов, витрин, подставок, текстов, этикеток, подсветок; окантовка и оформление музейных предметов (фото, документов), их размещение по музейному оборудованию в соответствии с тематикой; оформление папок-"раскладушек", альбомов и т. д.
Пропагандистская:
- передвижные выставки; экскурсии за пределами музея, по прилегающей территории и микрорайону; видеофильмы о музеях; выступления воспитанников и руководителей музеев на семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических чтениях, по радио, на телевидении, в печати и т. д.
Сотрудничество:
- связь с другими образовательными учреждениями; с государственными музеями (работа в фондах, консультации специалистов, выступления на конференциях, участие в открытие выставок и пр.), с учреждениями дополнительного образования.
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
Образец
Инвентарная книга должна иметь следующие графы:
№ п/п | Дата записи | Номер и дата акта приема | Источ-ник и способ поступ-ления | Наименование и описание предмета | Количество предме-тов | Материал и техника | Размер | Сох-ран-ность | Прим. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В графе 1 проставляются порядковые (инвентарные) номера поступивших в музей памятников истории и культуры. Каждому музейному предмету присваивается свой номер. Если в музейное собрание поступила коллекция, собранная экспедицией, то инвентарный номер присваивается только полевой описи на эту коллекцию, а каждый входящий в нее памятник получает дробный номер: в числителе номер полевой описи по Инвентарной книге, а в знаменателе номер памятника по полевой описи.
В графе 2 проставляется номер и дата акта приема-передачи.
В графе 3 отмечается дата записи музейного предмета в Инвентарную книгу.
В графе 4 отражается время и место обнаружения и получения памятника, кем и когда он передан в музейное собрание, при каких обстоятельствах найден участниками экспедиции или конкретным человеком. Под сопроводительными документами подразумеваются: акт приема-передачи, «легенда», тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций и т.п.
В графе 5 дается описание внешних признаков и индивидуальных особенностей памятника, указывается автор, место и время его создания.
В графе 6 указывается количество экземпляров поступивших памятников ( если эти памятники совершенно одинаковы) ,а при поступлении документального памятника – и количество листов в нем, если их количество больше одного листа.
В графе 7 определяется материал, из которого или на котором изготовлен памятник (бумага, береста, ткань, дерево и т. д.), и способ изготовления ( рукопись, машинопись, фотография, рисунок, чеканка и т. п.).
В графе 8 в образовательных музеях указывается только размер памятника, так как при выявлении предметов из драгоценных металлов и камней их необходимо передать государственным органам. Размер памятника указывается в линейных мерах, причем вначале указывается высота, затем щирина, потом толщина предмета. Например, при измерении книги вначале необходимо указать ее высоту по корешку, затем ширину по нижней кромке обложки, а потом ее толщину. Если памятник имеет малую толщину, которая не имеет принципиального значения, например фотография, то измеряется только высота и ширина этого памятника.
В графе 9, если хорошо сохранился, пишется №В сохранности», если же он имеет повреждения, то они подробно описываются. Каждая запись в этой графе скрепляется подписью лица, проводившего описание памятника в Инвентарной книге.
В графе 10 делаются отметки о временном изъятии памятника из состава коллекции для использования на выставке, в экспозиции, при передаче на реставрацию или для изготовления копий. При этом указывается кому, когда и с какой целью передан музейный предмет. Если музейный предмет передается на постоянное хранение в государственный музей или архив, то в этой графе указывается учреждение, куда передан памятник, а также дата и номер акта передачи.
Таким образом, в инвентарную книгу последовательно записывают материалы основного фонда, зафиксированные в акте. После записи предмета в инвентарной книге на нем проставляется номер, соответствующий записи в книге, который становится инвентарным номером данного предмета. Предметы, входящие в состав одного комплекса, фиксируются в инвентарной книге под одним номером. При их описании каждому отдельно взятому предмету данного комплекса присваивают дробные номера (например, комплекс материалов ветерана войны полковника в отставке ГСС Иванова И.И. записывается под порядковым номером 25, отдельные предметы комплекса – фотография, гимнастерка, кисет, планшет получают соответственно номера 25/1, 25/2, 25/3, 25/4).
При регистрации предметов в инвентарной книге особое внимание необходимо обращать на своевременную запись и правильное описание материалов. Следует, отметить, что большое значение для организации последующий работы имеют сведения о лице, сдавшем предмет, указание его фамилии, имени, отчества, адреса.
В связи с тем, что (в целях упрощения ведения учетной документации) в музеях образования нет инвентарных карточек, в которых дается полное описание экспонатов, принятых в музей, необходимо очень тщательно и внимательно подходить к описанию предметов. В соответствующей графе инвентарной книги необходимо дать предельно краткое внешнее описание экспонатов. Здесь записывается название предмета, указывается автор, точная или приблизительная датировка, история предмета. При описании письменных источников указывается количество листов, перечисляются иллюстрации, дается описание обложки или титульного листа, ее цвет.
Особого рассмотрения заслуживает описание предметов изобразительной группы. Если речь идет о сюжетных фотографиях, произведениях живописи, скульптуры и др., передают сюжет, если же это портретные или групповые фотографии, указывают фамилии, инициалы, должность запечатленных лиц описывают их внешний вид, положение изображенных (анфас, профиль, поясное изображение, стоя, сидя и т.д.).
Наиболее трудоемка для описания группа вещественных предметов. В процессе обработки этих материалов обращают внимание на маркировку изготовителя, описывают цвет, форму, фасон. В графе «Материалы и техника» указывается, из чего предмет изготовлен (ткань, железо, глина, дерево и т.д.) и его техника (рукопись, типографская печать, рисунок, машинное или ручное производство и т.п.).
При описании предметов обращают внимание на их сохранность, при наличии повреждений, дефектов указывается их характер (например, текст выцвел, предмет покрыт ржавчиной, пятнами и т.д.).
Рассмотри, как следует правильно вести инвентарную книгу и описывать отдельные предметы перечисленных типов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
151 151/1 152/2 | 13. 02. 85 | №133 от 20. 12. 84 | Передал – сын – Иванов Алексей Иванович, проживающий по адресу г.Тула, ул.Станис-лавского, д.6, кв.70 | Комплекс материалов ГСС полковника Иванова Ивана Ивановича Портретное фото ГСС Иванова И.И. командира 125 авиационного плка 10-й авиадивизии юно-западного фронта 1942 г. с Тарасовка Обуховского р-на тверской обл. Иванов И.И. запечатлен в гимнастерка (образца 1941-1942 гг) с отложным воротником, с петлицами в портупее, без головного убора, в анфас, изображение поясное, заснят на фоне карты боевых действий. Китель ГСС п-ка Иванова И.И, китель образца 1943 г. защитного цвета, однобортный, застегивается на 5 металлических пуговиц, со стоячим воротником, по линии груди с двумя накладными клапанами. | 4 1 1 | Фото-бумага, фото-печать Шерсть | 13 х 8 48 | Выцвела, правый угол отор-ван Полная |
и так далее.
Помимо Инвентарной книги, в которой фиксируются материалы основного фонда, в музеях должна быть Книга учета научно-вспомогательного фонда и других выше перечисленных фондов.
Рекомендуется музеям образования систематически проводить сверку наличия фондов с учетной документацией.
В состав комиссии по инвентаризации должен входить руководитель образовательного учреждения, руководитель музея, члены актива, ответственные за этот участок работы. Проверку следует проводить по инвентарной книге, фиксируя в соответствующей графе «Примечание» наличие предмета или изменения в его сохранности. При отсутствии дефектов пишется «полная сохранность». В случае, имеющихся дефектов указывается характер, место и размер повреждений (наприме: оторван верхний левый угол, текст выцвел и т.п.)
Также в этот раздел заносятся дополнительные сведения о предметах, полученные уже после записи их в инвентарную книгу.
Шифрование.
Одновременно с записью в инвентарной книге проводится шифрование музейных материалов, входящих в основной фонд. Обычно на предмете проставляется его порядковый номер по инвентарной книге.
Рекомендуется включать в шифр краткое обозначение школы, удостоверяющей принадлежность предмета данному музею, например, СШ 12Т-150. Этот шифр означает, что предмет хранится в музее школы № 12 г.Тулы и зарегистрирован в инвентарной книге музея под номеров 150.
Если памятник истории и культуры поступил в музейное собрание в составе коллекции, собранной экспедицией, то музейный предмет получает соответствующий шифр. Например, шифр СШ 12Т-234/25 обозначает, что музейный предмет принадлежит образовательному музею средней школы № 12 города Тулы, поступил в музейное собрание в составе коллекции, полевая опись на которую внесена в Инвентарную книгу под номером 234, а в полевой описи данный памятник зарегистрирован под номером 25,
Если музей использует коллекционный принцип систематизации и хранения музейных предметов, то при шифровке памятников указывается и условные обозначения их по коллекционной описи.
Коллекции могут формироваться по одному или нескольким, выбранным активом музея признаков. Например, 1) по типам памятников истории и культуры: документальные, изобразительные, вещевые, 2) по предметному признаку: книги, письма, альбомы, фотографии, рисунки, магнитные ленты и т.п.; 3) по материалам: бумага, ткань, металл, стекло, керамика; по принадлежности конкретному лицу и т. п.
Если инвентарные номера на предмете написать невозможно, то его можно написать на бирке из тонкого картона. Бирки прикрепляются к предмету с помощью веревки. Инвентарные номера монет, памятных медалей и фотонегативов пишутся на конвертах и пакетиках, в которых они хранятся. На монетах и медалях, выставляемых в экспозиции, инвентарные номера пишутся на бумажных ярлычках, которые затем приклеиваются клеем БФ-6 к обратной стороне экспоната, (при необходимости легко растворяются спиртом).
На музейных предметах из дерева, металла, стекла, керамики и т. п. шифры ставятся с таким расчетом, чтобы они не портили внешний вид предмета и не бросались в глаза. Обычно их ставят на поддонах, задних стенках и т. п. На темных предметах предварительно можно сделать мазок светлой эмалевой краской, по которому тушью пишется шифр. Деревянные предметы шифруются масляной краской, металлические – эмалевой, керамические, гипсовые – тушь. Шифры помогают находить и соотносить музейные предметы с инвентарными книгами и коллекционными описями.
При шифровке тканей, номер пишется тушью на небольшом куске белой ткани, который затем пришивается с изнаночной стороны экспоната. При формировании музейных коллекций активу музея целесообразно продумать и составить классификационную схему коллекций по одному из выбранных признаков. Каждой коллекции при этом придается условное обозначение. Например, буквой А может быть обозначена коллекция альбомов, буквой Б – коллекция книг, брошюр, Г – гравюры, рисунки, К – керамика, М – металлы, П – письма, С – стекло и т. п.
Все поступающие в фонд музея предметы систематизируются для хранения по типу материалов (книги, фотографии, оружие, одежда и т.д.). Допускается совместное хранение (на одной полке) материалов поступивших от одного человека и составляющих его личный фонд (мемориальный фонд участников ВОВ, известных людей и т.д.).
На весь систематизированный материал составляют топографические списки. Например, фотографии по теме «ВОВ», размещены в коробках, каждая из которых имеет свой номер. В коробку вкладывается перечень содержимого данной коробки (т.е. составляется топографическая опись). Опись имеет следующие разделы:
- Наименование коробки и ее порядковый номер.
- Порядковые номера хранящихся в данной коробке фотографии (эти же порядковые номера ставятся в начале на конверте или пакете, в котором хранится фотоснимок).
- Наименование фотоснимка.
- Количество (т.к. однотипных снимков может быть несколько).
Правильное, хранение и учет помогут хорошо знать фонд музея, а это позволит быстро подобрать нужный материал для беседы, выставки или экспозиции.
Составление карточек. Для получения полной информации о конкретном памятнике целесообразно создавать справочные и инвентарные карточки.
В основу их рубрикации, как правило, берут основные разделы, имеющиеся в музее данного ДОУ. Наиболее удобной для использования является обычная библиотечная каталожная карточка. На ней проставляется наименование музейного раздела или раздела и темы учебной программы (1), название предмета, документа (2), дается его краткое описание (3), указывается время его изготовления или составления (4) и место, где в настоящее время хранится предмет, документ, откуда его можно взять.
Наличие музейной карточки поможет педагогу постоянно включать в учебный процесс все материалы основного и вспомогательного фондов. Возможно составление и других, дополнительных карточек звукозаписей, воспитанника – экскурсовода.
Схема последовательности работы по созданию мини-музея образовательного учреждения
3. Научно-экспозиционная работа. 4. Исполнительские работы | Изучение литературных источников периодической печати, архивных материалов, биографических документов, дневников и воспоминаний, документов служебной и общественной деятельности, творческие материалы, переписки, имущественно-хозяйственных документов, изобразительных источников, минералов, материалы о деятельности человека, его быта, орудий производства и пр. Изучение и аннотирование музейных предметов. Разработка документов:
Изготовление музейного оборудования экспозиции (стендов, витрин, подставок и т.п.). Изготовление текстов и этикеток. Изготовление, окантовка и оформление музейных предметов (в т.ч. фото, документы и т.д.) и их размещение по музейному оборудованию, в соответствии с тематико-экспозиционным планом и монтажными графическими листами. |
ПАСПОРТ
Мини - МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Мини - музея_____________________________________________________________
Тип мини-музея_____________________________________________________________
Профиль мини-музея____________________________________________________________
Жанр мини-музея_____________________________________________________________
Образовательное учреждение______________________________________________________
Дата и № приказа об открытии музея_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Совет музея_______________ человек
Наименование и адрес шефствующего государственного музея_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Характеристика помещений музея_____________________________________________________________
М.П.
Руководитель ОУ _________________________
Руководитель мини – музея__________________
РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИИ
1 раздел
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 раздел_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 раздел и т.д._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа музея за каждые 5 лет
г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | |
Количество посетителей | ||||||||
Количество экскурсий | ||||||||
Количествозанятий, проведенных в музее | ||||||||
Количество массовых мероприятий | ||||||||
Количество лекций, бесед |
Предварительный просмотр:
Фольклорное занятие на тему «Тула самоварная!»
Цель:
- Обобщить знания детей о народных промыслах Тульского края
- Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.
- Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;
- Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, музыкальность на основе разных жанров тульского фольклора.
- Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус
- Активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись.
Предварительная работа:
- экскурсия в музей «Тульский самовар», «Тульские древности»
- беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций: филимоновская игрушка, самовары, гармонь, оружие
- дидактические игры: «Опиши предмет, который нравится», «Магазин игрушек», «Путешествие по Тульскому краю».
- работа с картой Тульской области
Рисование: филимоновская игрушка, расписной самовар
Материал и оборудование: самовары, филимоновские игрушки, оружие, пряники, народный костюм, импровизированное оружие, картинки
Ход занятия:
Занятие проходит в музыкальном зале.
Воспитатель:
- дети, мы живём с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами. А вы знаете, какими промыслами славится наш родной край? Скажите мне ребятушки, а бывали ли вы когда-нибудь на настоящей Тульской ярмарке. Хотите побывать? Сегодня мы с вами туда отправимся. Итак, в путь.
( дети идут в музыкальный зал, оформленный под ярмарку)
У дверей их встречает скоморох:
Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда,
а у нас ли тары бары всяки разные товары.
Ужо в Туле так идет, что талантливый народ
сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
чашей полной дом тот станет.
Добро пожаловать гости дорогие.
Воспитатель обращается к торговцам:
Скажите вы нам без утайки, где вы ездили, бывали, что вы видели, узнали, чем же славится родной Тульский край наш дорогой.
(звучит музыка)
Торговцы:
В разных мы местах бывали, чудеса мы там видали. Всё расскажем и покажем и споём и даже спляшем.
( дети с педагогом подходят к витринам, где выставлены филимоновские игрушки.)
1-й Торговец:
- удивительное чудо - говорят о нём повсюду. Погляди как хороша - игрушка филимоновская.
Воспитатель:
- дети, а вы знаете историю филимоновской игрушки? Я вам сейчас расскажу - Свое название они получили от деревни Филимоново, основными игрушками являются традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Основные цвета, которые используют мастерицы - малиновый, зеленый, желтый и голубой - игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь. Вот какие забавные, весёлые игрушки изготавливаются мастерами д. Филимоново, эти игрушки известны всему миру. Раньше народные умельцы вывозили свой товар на ярмарку и предлагали всем желающим купить игрушки.
2-й торговец:
- сладким чаем, сладким чаем, угощаем с пряниками тульскими из самоваров русских.
Чай горячий – наша сила, украшение стола.
“ С чая лихо не бывает!” - так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!
( дети отправляются к витрине с самоварами и пряниками)
Дети, а вы знаете, что является символом Тулы? Конечно же, самовар. Тула гордится своими великими самоварщиками, тульский самовар считается самым лучшим! Самовары делали из красной и зелёной меди, серебра, причем самой разнообразной формы: чаша, ваза, рюмка, банка. Первый самовар был изготовлен Назаром Лисицыным. Позднее стали выпускать электрические самовары, а так же расписные. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. ( Дети угощаются пряниками)
3-й торговец:
- до чего же хороша Тульская гармошка, ноги сами в пляс идут, попляши немножко. (Играет на гармошке) Тульский народ умел не только работать, но и умел хорошо отдыхать. Люди пели много песен, знали множество танцев. И помогала им в этом Тульская гармонь. Воспитатель: А вы знаете, кто был основателем тульского баяна- Н.В.Белобородов.
Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать, и на этой ярмарке предлагаем вам сплясать. (Небольшая танцевальная композиция, дети танцуют и поют частушки)
4-й торговец:
Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда! Тула веками оружие ковала и от врага Москву защищала. (Звучит отрывок из песни « Тула веками оружие ковала...)
воспитатель:
- да действительно Тула славилась своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому, указом царя Федора, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. Петр I знал и ценил оружейных мастеров. Государев заказ составил до двух тысяч ружей. В Заречье был построен деревянный оружейный двор.
Скажите, а какой мастер кузнечных дел прославил Тулу? Да это Левша. Чем он так прославился? (ответы детей, дети рассматривают картинки, изображающие Левшу)
5-й торговец:
Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела, да и девушки подстать, им не станут уступать. А знаете дети, какой традиционный наряд носили тульские девушки? Русские народные костюмы удивительной красоты и очарования хранят в себе не только историю веков, но и до сих пор являются традиционной одеждой в некоторых частях Росси. Детские народные костюмы доставляли радость детям и были любимыми нарядами на все праздники.
Состояли они из нарядной белой блузки, сарафана, "епанечки" под золото. Посмотрите. (Дети рассматривают народный костюм)
Заключение
Наша тульская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тульским краем. Мы сегодня побывали с вами на настоящей Тульской ярмарке и узнали много нового. Как же мы можем назвать свою любимую Тулу? Тула самоварная, оружейная, родина филимоновской игрушки.
Литература:
- Край наш Тульский. В.Пеньков, С.Стекунов. Приокское книжное издательство, Тула,1975
- Филимоновская игрушка. Тула,1988
- Тула. Путеводитель. Тула,1973
- Житный дед и богатырь Пересвет. А.Логунов. Тула,1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Мини-музей русского народного творчества
В этой презентации родители могут уидеть плоды своих трудов - ведь они так помогали в создании нашего музея! Приносили экспонаты, собирали различный материал. Мамы, папы, бабушки и дедушки - мы гордим...
Мини-музей русской народной куклы.
Музей для детей старшей группы....
План работы кружка"Мини музей Нижегородские промыслы"
План работы по ознакомлению детей старшей , подготовительной группы с народными промыслами Нижегородской области....
Мини музей по народным промыслам
материал...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...