Участие в конкурсе "Лучший педагогический проект"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Номинация: «Лучший образовательный проект»
Использование метода театрализованной деятельности как средство комплексного сопровождения детей с ТНР в области речевого и социально- коммуникативного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 комбинированного вида» (МБДОУ № 33)
660115 г. Красноярск, ул. им. Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина, 19 Д
E-mail: mbdou33@bk.ru Тел. 246 – 68 – 86, 2 46-70-32.
Номинация: «Лучший образовательный проект»
Использование метода театрализованной деятельности как средство комплексного сопровождения детей с ТНР в области речевого и социально- коммуникативного развития.
Срок реализации проекта: сентябрь-апрель 2020 -2021 учебный год
Возраст детей: 6-7 лет
Авторы проекта: Трунова О.Г., воспитатель
Горюнова О.С., учитель-логопед
Красноярск, 2020 г.
АННОТАЦИЯ
В проекте аргументируется особое значение театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.
«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Данный проект направлен на включение детей с речевыми нарушениями в социальную среду через театральное искусство, посредством взаимодействия всех участников образовательного процесса (воспитатель, учитель-логопед, дети, родители).
Трунова О.Г., воспитатель
Горюнова О.С., учитель- логопед
МБДОУ № 33
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность.
Мониторинг детей в сентябре 2020 года показывает, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются слабые знания о жанрах художественных произведений, названиях и авторах произведений. У детей с ТНР слабая речевая память, зачастую отсутствует чувство ритма и рифмы. У многих детей не сформирована связная речь на фоне трудностей в употреблении грамматических категорий. В частности, дети затрудняются назвать сказку и героев.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.
В дoшкольной образовательной oрганизации театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей. И мы должны создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в различных видах детской деятельности.
Сказка близка ребенку по мироощущению, с ее помощью ребенок может почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску, уйти от скуки.
Играя в театр ребенок примеряет на себя образ героя, тем самым раскрепощается и без стеснения может выразить чувства, эмоции, состояние героя
Цель – создание условий для развития речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности совместно со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи:
Учителя-логопеда:
- развить мoтивационные устремления ребенка на исправление своих речевых трудностей через театрализованную деятельность;
- формировать умение владеть правильной артикуляцией, закреплять правильное звукопроизношение;
- развить связную речь: умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- развить общие речевые навыки;
- развить невербальные формы коммуникаций: пантомимы, жестов, мимики;
- развить эмoциональное восприятие;
- развить двигательную активность, координацию движений, мелкую моторику.
- Воспитателя:
- развить познавательные способности;
- расширить кругозор ребенка;
- приобщить к художественно-эстетическому искусству, расширять знания о сказке;
- воспитать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления используя сказку;
- создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества педагогов с детьми и друг с другом;
- привлечь внимание родителей к театрализованной деятельности.
Результаты проекта:
- дети прoявляют интерес к театрализованной деятельности через сказку;
- у детей сформирована внутренняя мотивация речевого высказывания;
- дети могут выразительно интонировать, передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказки;
- дети могут выражать свои мысли и вести диалог;
- у дошкольников закреплены правила работы в коллективе, навыки доброжелательного отношения и взаимопомощи;
- родители осознают значимость театрализованной деятельности в речевом развитии детей с ТНР.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Проект отражает такие принципы ФГОС, как личностно- ориентированный подход, интеграция образовательных областей, открытое сотрудничество с социумом. Реализация проекта осуществляется путем создания педагогических услoвий для развития речи и творческих возможностей детей с ТНР.
Данный проект образовательного и развивающего характера. В рамках проекта предполагается цикл консультативных лекций для повышения родительской компетентности в вопросах речевого и художественно- эстетического воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Для успешной реализации, события проекта охватывают разнообразные виды деятельности: практикумы и консультации для родителей, инсценировки сказок, досуговые мероприятия, драматизации логопедических мини сказок, викторины, выставки, творческие конкурсы, совместное посещение театра.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
№ п/п | Этап | Содержание | Участники | Срок реализации | Продукт проекта |
1. | Подготовительный | 1.Создание рабочей группы. 2.Изучение литературы по данной теме. 3.Мониторинг детей учителем-логопедом и воспитателем. 4. Разработка анкет для родителей. 5.Презентация проекта на методическом совещании. | дети родители учитель-логопед воспитатель | Сентябрь Октябрь | Мониторинг Анкеты для родителей |
2. | Основной | 1.Работа по программе мероприятий: -Консультация для родителей «Диалог в жизни ребенка» -Чтение сказок с детьми, беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций к сказкам. -Знакомство детей с театральными терминами «Театральная азбука» -«Дети-детям» показ кукольного театра «Репка» для младшей группы. -Экспресс-опрос детей подготовительной группы «Что мы знаем о театре?» -Просмотр видеозаписей театральных постановок для детей. -Досуговое мероприятие «Вечер загадок» -Игры для развития актерского мастерства «Скажи без слов», «Страна эмоций» -Совместно с родителями драматизация логопедических мини сказок « В гостях у сказки» -Организация дидактических, сюжетно- ролевых игр, психогимнастика, ритмопластика. -Практикум для родителей «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений» -Беседа с детьми о культуре поведения в театре «Незнайка в театре» -Викторина «Что мы знаем о театре?» -Творческий конкурс для родителей «Домашний мини- театр» инсценировка сказки в домашних условиях. 2.Разработка сценария по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». Распределение ролей 3.Создание предметно-развивающей среды в группе и в кабинете учителя-логопеда: -Пополнение театрального уголка: настольный театр, театр марионеток, платковый театр, театр на ложках, театр пальчиков и языка, театр на палочках, театр на стаканчиках; -Пошив костюмов, шитье персонажей для пальчикового театра, изготовление декораций; -Изготовление сказочной ширмы; -Создание картотеки дидактических, пальчиковых игр, упражнений на развитие мимики, речевого дыхания, просодики). -Совместное посещение «Театр кукол» 4. Постановка сказки «Волк и семеро козлят». | учитель-логопед воспитатель дети родители | Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март | Информационный материал Театрализованное представление Фотомакет «Мы артисты» Информационный материал стенгазета Сценарий Костюмы, декорации, реквизиты, маски, атрибуты Театрализованное представление |
3. | Рефлексивный | 1.Подведение итогов реализации проекта. 2.Итоговый отчет по результатам проектной деятельности на методическом совещании. 3.Отзывы родителей. | педагоги | Апрель |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- речевая карта;
- мониторинг развития дошкольников следующих областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
- наблюдение за дошкольниками в различных видах образовательной деятельности;
- анкетирование родителей.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Выйти на уровень дошкольной образовательной организации и организовать взаимодействие между нормативными детьми и детьми с ТНР, с целью формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, усвоение эталонов правильной речи, развития толерантности.
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
В данном проекте не должны возникнуть мотивационные риски его неудачной реализации, так как этот проект очень заинтересовал самих детей и их родителей.
Педагоги совместно с родителями готовят детей: дома разучивают с детьми роли, планируют совместный выход в детский театр, изготавливают костюмы и помогают воспитателям в изготовлении декораций.
Если вдруг возникнут карантинные риски, то спектакль будет перенесен на другую дату, либо в онлайн-трансляции.
Для того чтобы не возникли следующие риски: неосведомленность родителей, слабая заинтересованность, отсутствие мотивации, воспитателями ведется ежедневная работа с детьми и родителями.
Путями преодоления рисков являются:
1) проведение информационной работы среди детей и родителей;
2)отслеживание деятельности по реализации проекта;
3) организация репетиций, групповая и индивидуальная работа с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2010. – 352 с.
Жога Л. Н., Саяпова Н. Г., Епрева Е. Ю., Овчинникова Е. В., Рукосуева Л. А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. – № 4. - С. 46–75
Кореева Я.В. Театрализованная деятельность как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня / Я.В. Кореева, Г. А. Поваляева // Молодой ученый. - 2018. - № 20 (206). - С. 389-391. - URL: https://moluch.ru/archive/206/50499/ (дата обращения: 18.10.2020).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ МО РФ от 29.12.2014 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С-21.12.2015года-Участие в конкурсе на сайте КРИРО. Список участников конкурса «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья- 2016»
Мы - участники конкурса в мае 2016 года...
Участие в конкурсе на сайте КРИРО. Список участников конкурса «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья- 2016»
Список участников конкурса...
Педагогический проект по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении детей 6-7 лет.
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города....
Педагогический проект с участием родителей в подготовительной группе «Движение – это здоровье».
Актуальность.Вопрос сохранения здоровья – один из самых значимых для периода дошкольного детства. К сожалению, в последние годы устойчивой является тенденция снижения уровня здоровья, увеличение...
«Веселый огород на подоконнике». Педагогический проект с участием детей средней группы.
Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого потенциала ребенка, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных рас...
Взаимодействие с родителями в рамках социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно!» участие в конкурсе «Нулевой километр безопасности» в номинации «Дети - детям» - авторское стихотворение «Еду безопасно!»
Создание положительного эмоционального настроя к изучению правил безопасного поведения на улицах города детей и их родителей....
Благодарственное письмо от АНО " Научно- образовательного центра педагогических проектов" за участи в конкурсе " Воспитательно- образовательные проекты в дошкольных учреждениях"
Благодарственное письмо от АНО " Научно- образовательного центра педагогических проектов" за участи в конкурсе " Воспитательно- образовательные проекты в дошкольных учреждениях&qu...