Проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
проект по развитию речи (старшая группа)
Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;
Проблема, на решение которой направлен проект:
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_storitelling_na_zashchitu.docx | 49.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Снежинка»
МО «Алданский район» РС (Я)
678900, Республика Саха (Якутия), г.Алдан, ул. Билибина, 28, тел./ факс 8(41145) 30-0-74 snezhinka.aldan@mail.ru
Проект
«Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми
как средство развития речи и творчества дошкольников»
Автор проекта:
Горюхина Н.В.
Симакова М.В.
г. Алдан
2018 г.
Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;
Продолжительность проекта: октябрь 2018г. – май 2020 г
Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги, психолог.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.
Актуальность проекта:
Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг - это замечательный метод преподавания.
Цель проекта.
Познавательно-речевое, творческое и социально-коммуникативное развитие дошкольников, посредством внедрения инновационной технологии сторителлинг в образовательный процесс.
Задачи проекта.
- Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.
- Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг;
- Организация РППС в ДОУ для творческой и речевой активности детей;
- Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети – родители – педагоги с применением технологии сторителлинг;
- Выявление и поддержка талантливых детей;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной и Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
- Постановление правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014г. №2765р).
- Федеральный Закон от 29.12.2012года № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Положение об инициативной группе по введению инновационной деятельности в детском саду.
Социологический опрос:
Сторителлинг - инновационная педагогическая технология по развитию речи и воображения дошкольников
Вопрос | Да | Нет |
Любит ли Ваш ребенок сочинять истории? 32 ответа | (87,5%) | 12,5 |
Поддерживаете ли Вы интерес ребенка к рассказыванию, сочинительству? | 90,6% | 9,4% |
Как Вы считаете, необходима ли работа в ДОУ по развитию речи и воображения у детей с применением современных педагогических методов и технологий? | 100% | 0 |
Знаете ли Вы что такое "Сторителлинг"? 32 ответа | 37,5% | 62,5% |
Варианты решения проблемы
Внедрение технологии Сторителлинг в образовательный процесс – поможет активизировать познавательно-речевую деятельность дошкольников, эффективно донести информацию, лучше ее усвоить, развить их коммуникативные умения, способствовать развитию воображения, творческой деятельности.
Сторителлинг поможет объединить детей и родителей, а так же выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании.
Сторителлинг даст возможность выявить талантливых детей.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Основные социально-значимые результаты:
Эффективное внедрение технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ;
Повышение уровня познавательно-речевого, творческого, социально-коммуникативного развития дошкольников;
Выявление и поддержка талантливых детей;
Организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение педагогической компетентности.
Разработка методических рекомендаций по применению технологии «Сторителлинг» в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Этапы реализации проекта:
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 подготовительный этап | |||
1 | Определение актуальности проекта на основе диагностики детей | Октябрь 2018 | Воспитатели групп |
2 | Выявление запросов и потребностей родителей (анкетирование) | Октябрь 2018 | Воспитатели групп |
3 | Разработка нормативно-правовой базы (приказ, положение) | Ноябрь 2018 | |
4 | Планирование работы творческой группы | Ноябрь 2018 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. |
2 основной этап | |||
Работа с детьми | |||
1 | Тема «Природа и я»: 1. Беседы: «Почему к нам приходит зима?", «Зимние забавы», «Мое любимое животное», «Наши пернатые друзья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Море и его обитатели», «То, что растет - живое!», «Обитатели Красной книги», «Ты - часть природы». 2. Рассматривание картин. «Утро в сосновом бору», И.И. Шишкин, И.К.Айвазовский «Море», 3. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка): «Любимый уголок природы», «Деревья зимой», «Обитатели моря», «Снегирь на ветке» 4. Чтение художественной литературы: стихотворение С. В. Коноваленко «Времена года», 5. Использование мнемотаблиц. «Времена года». 6. Игры-драматизации по сказкам. «Зимовье», «Сказка о глупом мышонке», «Грибок теремок» 7. Дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение» , «Где я был?», «Скажи какой», «Это правда или нет?», «Куда бежать?» 8. Составление рассказов из личного опыта, по технике синквейн. 9. Показ мультимедийных презентаций «Природа нашего края», «Животные севера», «Берегите воду». 10. Прослушивание классической музыки: Вивальди «Времена года» 11. Сторителлинг на основе сценария. | Декабрь Январь Февраль 2019 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. Поминенко А.Е. Сметанина Е.В. |
2 | Тема «Все про меня»: 1. Беседы «Моя семья», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Что я думаю о себе и о других», Имя, отчество и фамилия». «Я среди людей» , «Самая хорошая». Как в нашей семье заботятся о здоровье» 2. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка) «Моя мама лучшая на свете», «Моя семья», «Мое любимое животное», 3. Чтение художественной литературы. «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой, Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Е. Григорьева «Ссора» 4. Дидактические игры по развитию речи «Козлята и зайчик», «Приключение Маши в лесу» 5. Игры-драматизации по сказкам. «Волк и семеро козлят», «Репка», 6. Составление рассказов «Моя мама», «Моя семья», «Мой детский сад», по технике синквейн. 7. Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории) «Кубики историй» | Март Апрель Май 2019 | |
3 | Тема «Путешествие в прекрасное»: 1. Беседы по теме «Изобразительное искусство», «Ребенок и музыка», «Знакомство с профессиями артиста, художника, композитора», «Люблю березку русскую», «Беседа о бережном отношении к природе», «Море и морские обитатели». 2. Продуктивная деятельность: Рисование «Морской пейзаж», «Домашние животные». Аппликация «Цветы», «Праздничный хоровод». 3. Чтение художественной литературы «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Л. Муур, «Когда можно плакать» С. Прокопьева, «Три котенка» В. Сутеев. 4. Дидактические игры по развитию речи «Закончи», «Придумай рассказ», «Подскажи словечко», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Разные слова», «Куб: природа и я». 5. Игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Путешествие капельки», «У слоненка день рождения». 6. Показ мультимедийных презентаций «Дом в котором живет сказка», «Вредные привычки». 7. Составление рассказов «Домашние животные», «Таня в детском саду», «Скоро в школу»; составление рассказов по технике синквейн. Составление рассказов с использованием дид. пособия «Природа и я». 8. Пересказ рассказов «Послушный дождик», «Солнышко», «Лесная фея». 9. Сторителлинг на основе сценария. | Июнь Июль 2019 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. Поминенко А.Е. Сметанина Е.В. |
4 | Тема «Я и мои чувства»: 1. Беседы по теме «Добрые дела», Мой друг, подруга», «В тридесятом царстве», «Не будь жадным». 2. Продуктивная деятельность: (рисование, аппликация, лепка) «Мое настроение». «Клякса добрая, злая». 3. Чтение художественной литературы: «Лев и собачка», К. Паустовский. «Кот-ворюга» «Л. Толстой «Прыжок», Н. Носов. «Живая шляпа», П. Бажов «Серебряное копытце» 4. Дидактические игры по развитию речи: «Кукла веселая и кукла грустная» 5. Составление рассказов: «Каким должен быть друг?», «Добрые поступки». 6. Пересказ сказки. «Заяц хвастун» 7. Прослушивание классической музыки. 8. Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории с постановкой проблемы) «Карты Проппа». | Сентябрь Октябрь Ноябрь 2019 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. Поминенко А.Е. Сметанина Е.В. |
5 | Тема «Безопасность»: 1. Беседы по тематике «Как избежать беды», «Мы – друзья природы», «Правила поведения в общественном транспорте», «Лесные опасности», «Телефоны экстренных служб». 2. Рассматривание картин «», «В школу». 3. Чтение художественной литературы: «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сеф, «Заплатка» Н. Носов, «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев, «Разгром» Э. Успенский, «Каждый свое получил», обр. М. Булатова. 4. Продуктивная деятельность Рисование: «Зимние забавы», «Улицы города», «Кошкин дом», «Один дома». Аппликация: «Елочка», «Праздничный хоровод», «Автобус», «Летящие самолеты». Лепка: «Птички», «Мы слепили снеговиков». 5. Дидактические игры по развитию речи «Как медвежонок катался на машине», «Кто позвал?», «Какое слово заблудилось?», «О чем еще так говорят?», «Я начну, а ты продолжи…». 6. Показ мультимедийных презентаций «Мы и наше здоровье», «ПДД», «Зимние забавы». 7. Составление рассказов по серии сюжетных картин «Как звери спасли ежика», «Как ежик выручил зайца», на предложенный сюжет. 8. Просмотр мультфильмов «Дорожная азбука». 9. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации) | Декабрь 2019 Январь Февраль 2020 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. Поминенко А.Е. Сметанина Е.В. |
6 | Тема «Мой край родной»: 1. Беседы по тематике «Моя Родина», «Путешествие с волшебным перышком», «Что я знаю о Якутии», «Достопримечательности города», «Животные родного края», «Богатства Якутии». 2. Заучивание стихотворений о родине. 3. Чтение художественной литературы «Хозяйка медной горы» П. Бажов, «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, «Айога» в обр. Д. Нагишкин, якутские сказки о животных. 4. Рассматривание фотографий родного города, страны. 5. Продуктивная деятельность Рисование: «Моя улица», «Мой город», «Детский сад», «Природа родного края». Аппликация: «Дом, в котором ты живешь». Лепка: «Животные родного края». 6. Составление описательных рассказов «Родной город», «Наш детский сад»; составление рассказов по технике синквейн. . 7. Показ мультимедийных презентаций «Природа родного края», «Мой город», «Богатства Якутии». 8. Прослушивание песни про Алдан, якутского хомуса. 9. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации) | Март Апрель Май 2020 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. Поминенко А.Е. Сметанина Е.В. |
Создание мультфильма с использованием техники сторителлинг. | Май 2020 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. | |
Работа с педагогами: | |||
1 | Повышение компетентности педагогов ДОО по реализации проекта: Консультация для педагогов: «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи»; | Октябрь 2018 | Горюхина Н.В. |
2 | Повышение компетентности педагогов ДОО по реализации проекта: Консультация для педагогов: «Кубики историй», «Карты Проппа». | Декабрь 2018 | Симакова М.В. Потылицына Н.В. |
3 | Повышение компетентности педагогов ДОО по реализации проекта: Педагогическая гостиная «Сторителлинг как метод развития речи и творчества детей» | Март 2019 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. Сметанина Е.В. Аксененко В.Л. |
4 | День открытых дверей по теме «Сторителлинг – как средство развития познавательно-речевой и творческой деятельности детей дошкольного возраста» | Апрель 2019 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. |
5 | Разработка методических рекомендаций по теме «Сторителлинг - инновационная технология развития речи и творчества детей». | Апрель 2020 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Сметанина Е.В. Аксененко В.Л. |
Работа с родителями: | |||
1 | Мастер-класс для родителей «Знакомство с техникой сторителлинг» | Февраль 2019 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. |
2 | Семинар-практикум в технологии сторителлинг «Эти забавные истории» | Апрель 2019 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. |
3 | Оказание помощи в подборе дидактического и наглядного материала по темам проекта. | Весь период | |
4 | Оказание помощи в создании мультфильма на основе технологии сторителлинг. | Апрель 2020 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. Потылицына Н.В. |
3 заключительный этап | |||
Анализ результатов реализации инновационного проекта, корректировка содержания, подведение итогов (Проведение сравнительного мониторинга эффективности реализации проекта, оценка качества образования) | Май 2020 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. | |
Обобщение опыта работы педагогов | Май 2020 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. | |
Распространение передового опыта в рамках реализации инновационного проекта | Май 2020 | Горюхина Н.В. Симакова М.В. |
Участники творческой группы проекта:
- Симакова Марина Владимировна с кружком «Я начну, а ты закончи…» работа по технологии сторителлинг (изготовление карт Проппа).
- Потылицына Наталья Владимировна и Варварич Валентина Николаевна. Изготовление и работа по технологии сторителлинг «Кубики историй».
- Поминенко Александра Евгеньевна работа по технологии сторителлинг игрушки из «Киндер сюрпризов».
- Сметанина Елена Васильевна работа по технологии сторителлинг «Карусель историй».
- Аксененко Виктория Леонидовна театральный кружок.
Место проведения проекта:
- МБДОУ «Снежинка»
Ресурсы:
1. Интеллектуальные (потенциал коллектива; Интернет-ресурсы; анализ методической литературы; база данных анкетирования и диагностики; данные педагогического мониторинга (описанного выше).
2. Материальные: компьютер – 1, музыкальный центр - 1.
3. Кадровые (наличие компетентных квалифицированных педагогов и специалистов, владение педагогами и специалистами современными педагогическими технологиями).
4. Управленческие (наличие алгоритмов организации, координации и контроля внедрения инновационной деятельности, наличие эффективной команды по внедрению проектной деятельности).
СМЕТА
Расходные материалы | Количество | Стоимость | Сумма |
Фетр | 5 | 200= | 1000= |
Коробки большие | 4 шт. | 500= | 2000= |
Ламинирующие листы | 2 шт. | 1000= | 2000= |
Бумага А4 «Снежинка» | 2 пачка | 200= | 400= |
Стержни для клеящего пистолета | 2 пачки | 100= | 200= |
Кубики | 9 шт. | 50= | 450= |
Фломастеры | 2 пачки | 200= | 400= |
Клеящий карандаш | 5 шт. | 90= | 450 |
ИТОГО: | 6900= |
Литература:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.
Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Методы и приемы ТРИЗ- как средство развития речи и творчества дошкольника»
Содержание1 Введение2. Актуальность проекта.3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.4 Аннотация проекта .5 Этапы реализации проекта программы.6. Этапы реализации проекта7. Ресурсное обеспечени...
проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение...
«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника» (Из опыта работы)
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутнико...
ПРОЕКТ «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ....
" Сторителлинг "- новый интерактивный метод работы с детьми по развитию речи. Консультация для родителей.
Цель. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.Задачи: Формирование родительской компетентности в области речевого развития д...
«Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
проект- по новой технологии сторителлинг...
" Сторителлинг "- новый интерактивный метод работы с детьми по развитию речи. Консультация для родителей. консультация.
Цель. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.Задачи: Формирование родительской компетентности в области речевого развития д...
- Мне нравится (2)