конспект занятия по развитию речи " Хитрая лиса" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
занятие по развитию речи в старшей группе с использование мнемосхем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hitraya_lisa.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показывать необходимость ее сохранения. Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками. Развивать логическое и образное мышление; внимание; воображение; слуховую, зрительную, двигательную память детей. Обучать детей составлению описательного рассказа. Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать рассказ. Учить детей доброте, отзывчивости, умению активно переживать за того, кто попал в беду стремиться его выручить.
Оборудование: картины: «Лиса», «Лиса и лисята»
Ширма.
Декорации - плоскостной домик лисы,
Игрушки: петушок, лиса, картинки-схемы, карандаши на всех детей, картинки волк, заяц, медведь, еж, лось
Ход непосредственно организованной деятельности.
Воспитатель. Ребята! Сегодня я заглянула в нашу любимую книгу сказок и увидела, что петух исчез из этой книжки. Вместо него в каждой сказке, на каждой картинке остались только белые пятна. Как вы думаете, куда он мог деться? (Ответы детей).
Воспитатель. Согласна с вами. Скорее всего, в этом виноваты хищные звери: лиса, медведь или волк. Здесь какое-то письмо. Что же здесь написано?
« если вы хотите узнать, кто украл петушка, отгадайте загадку :
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …(лиса)
Воспитатель. Давайте, ребята, составим план наших действий. Во-первых, необходимо составить словесный портрет лисицы, чтобы ее опознать. А еще что надо сделать?
Дети. Надо узнать, где живет лиса, найти ее домик и освободить петушка.
Воспитатель. Так и решим.
Воспитатель выставляет картину «Лиса».
Воспитатель. Кто это? (показывает на центральный кружок.)
Дети. Это лисица.
Воспитатель. Какая лисица?
Дети. Красивая, хищная, умная, проворная, осторожная, ловкая
Воспитатель ставит знак «?» в кружочке №1. Дети делают то же самое.
Воспитатель. Что лисица умеет делать?
Дети. Прятаться, уходить, заметать, подкрадываться, ловить, поджидать, обманывать, прыгать, лакомиться, спать.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А я еще знаю, что у лисы очень тонкий слух и острый нюх. Значит, она может хорошо слышать и легко искать добычу. Какие же части тела помогают лисице это делать?
Дети. Тело у лисы гибкое, покрытое густой, теплой, рыжей шерстью. Мордочка вытянутая, хищная. На ней есть маленькие, зоркие, черные глазки, чуткий нос, пасть с острыми зубками. Ушки у лисицы на макушке. Шубка у лисы теплая, пушистая.
Воспитатель и дети рисуют в кружке №2 схематично мордочку лисы
Воспитатель (показывает на хвост). Что это?
Дети. Это лисий хвост.
Воспитатель. Какой он? На что похож?
Дети. Хвост у нее пушистый, длинный, красивый, рыжий с белым кончиком, похожий на огонек.
Воспитатель. Хотите узнать, почему кончик хвоста у лисы белый?
Дети. Да.
Воспитатель. Маленькие лисята видят его даже когда стемнеет. Они бегут за мамой-лисой и не теряются. Ляжет лисичка спать, свернется калачиком, накроется пушистым хвостиком и спит – тепло ей! А кто детеныши у лисы? (лисята).
Воспитатель. Напишите в кружочке №3 символ « М»
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель. (Воспитатель выставляет картину «Лиса с лисятами»). А какая лиса мама?
Дети: добрая, ласковая, заботливая
Воспитатель. Лисичка воспитывает своих малышей-лисят вместе с папой-лисой. Он ходит на охоту, приносит добычу для своей семьи, охраняет нору. Мама-лисица ухаживает за детенышами. Лисята рождаются маленькими, слепыми. Через две недели они открывают глаза, потом начинают весело играть, возиться, баловаться. Мама-лиса преподает им лисьи уроки, учит их быть быстрыми, ловкими, осторожными, терпеливыми.
Сейчас давайте разомнем наши пальцы.
Физкультминутка:
Шли лисята по дорожке (сгибание пальцев рук)
В лакированных сапожках (сгибание пальцев рук)
Вверх на горку топ-топ-топ (сильные хлопки руками)
А под горку топ-топ-топ (трясем легко кистями )
Приседали на зарядке (сгибание пальцев рук)
Приседали по порядку (сгибание пальцев рук)
На зарядку топ-топ топ (сильные хлопки руками)
И с зарядки топ-топ – топ (трясем легко кистями )
Нарисуем в кружочке №4 домик. Что это значит?
Дети. Надо рассказать, где живет лиса.
(Воспитатель выставляет картину «Лиса в норе»).
Воспитатель. Кто из вас знает, как называется дом лисы? Для чего он ей нужен?
Дети. Это нора. Нора нужна лисе, чтобы прятать в ней лисят. Сама лиса прячется в норе от своих врагов
Воспитатель. Днем лиса скрывается в глубокой норе, которую устраивает далеко в лесу, иногда на берегу реки. Нора у лисы с длинным ходом. Иногда лисица занимает барсучьи норки, выживая хозяина из дома. На кого охотится лиса летом?
Дети. На птиц, зайцев, может и в курятник залезть.
Воспитатель. Правильно. Летом и осенью корма для нее вдоволь. Лиса ест лягушек, ящериц, жуков, яйца птиц, маленьких птенчиков, мышек, может поймать и маленькую, неопытную уточку. Когда в лесу созревают ягоды, лисичка с удовольствием лакомится ими.
(В кружочке №6 воспитатель и дети рисуют или схематично изображают пищу, которой питается лиса. Воспитатель делит кружок №5 пополам. В верхней части кружочка пища, которой питается лиса летом, в нижней – то, чем она питается зимой.
Воспитатель. Зимой лисе трудно прокормиться. Зайцы уже поменяли свои серые шубки на белые - не видно их. Приходиться лисичке выбираться в поле на охоту за мышами – полевками. Услышит лиса, как мышки пищат, подкрадется, прыгнет, ударит о снег всеми лапами и поймает иcпуганных грохотом мышей. Вот и обед!
Но у лисы есть и враги. Как вы думаете, ребята, кто это?
Дети. Это охотники.
Воспитатель. Вы правы. Мех лисицы очень ценный, теплый. Даже в сказках говорится о том, как люди стараются его добыть на воротники, на шубы. Но, несмотря на то что лисица – хищница, у нее есть враги среди зверей. Это волки, медведи, рыси, и даже крупные хищные птицы. Предлагаю вам в кружочке №6 нарисовать страшные зубы этих хищников, а также охотничье ружье.
(Воспитатель и дети вместе выполняют задание.)
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, лисица вредный или полезный зверь?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Лиса не виновата, что родилась хищницей. Если бы она не уничтожала мышей, их стало бы слишком много. А зайчишек лиса ловит самых слабых и больных. В природе все взаимосвязано. Вот и выходит, что лиса и пользу приносит.
Ребята, вспомните, как русский народ относится к лисичке, какие стихи, загадки, сказки, басни, потешки о ней сочинил. Подумайте, как относитесь к ней и вы.
(Ответы детей.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке №7 свое лицо )
А сейчас немного отдохнем .
«Физкультминутка «Рыжая лисичка».
Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)
Пляшет маленький народ (приседания)
Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)
Мы готовы круглый год (приседания)
Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево)
Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево)
Это рыжая лисичка (прыжки на месте)
Под кусточком лисий дом.
(Дети проходят к столам)
Воспитатель. Закройте глаза и вспомните словесный портрет лисы. Попробуйте пересказать его.
(Дети пересказывают текст по цепочке по опорным картинкам, используя свою схему на карточке или нарисованную воспитателем на доске. Затем один или два ребенка пересказывают рассказ полностью.)
Воспитатель. Молодцы. Теперь пора выручать петушка! Птичка- синичка рассказала мне, как домик лисы найти. Пора нам отправиться в лес.
На одной ножке покрутись и в лесу окажитесь.
(Дети выполняют задание.)
Ширма с деревьями.
Слышится тихий крик петушка «Ку-ка-ре-ку».)
Воспитатель. Подойдем поближе. Присядьте. Лисичка – хитра. А мы будем еще хитрее. Выманим ее из домика и освободим петушка. Давайте, позовем ее: «Лисичка, выходи!».
Дети. Лисичка, выходи!
Лиса. Кто там? Что вы хотите?
Дети. Это мы. Отдай нам петушка.
Лиса. Как это вы меня нашли?
Дети. Это мы, ребята. Отдай нам петушка! Мы знаем - он у тебя.
Лиса. Хорошо, хорошо. Только скажите, как в народе меня называют?
Дети, Рыжая разбойница, плутовка, лисичка – хитричка, птичница – лиса, пушистая охотница.
Лиса. Ай, ай, как некрасиво! А поласковее нельзя? Похвалите меня.
Дети. Лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна, кумушка –лиса, лиса –всему свету краса!
Лиса: Хорошо, мне понравилось, как вы ласково меня называете. Я хочу с вами поиграть. В моем лесу живет много диких животных, вот вам картинки этих животных (картинки ). Вы внимательные дети? (да). Тогда угадайте, кого не стало? ( Игра « Кого не стало?»)
Лиса: Вы молодцы, я отдам петушка, только никому не говорите, где моя нора.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. На одной ножке повернись и в детском саду очутись. ( Дети выполняют)
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделали очень хорошее дело- спасли петушка. Вы молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»
Аннотация Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮРЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ"МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"....
План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»
План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"
Конспект занятия по развитию речи для детей сртаршей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"...