Игры для развития словаря детей раннего возраста.
методическая разработка по развитию речи

Лазеева Мария Васильевна

Данный материал содержит в себе интересные и несложные занятия по развитию речи в группе детей раннего возраста. Представленные игры направлены на уточнение и расширение пассивного словаря детей, на развитие понимания речи. Дети в процессе игр изучают предметы и их свойства, части тела и их назначение, развивают внимание и мышление. Возрастная группа - дети от 1,5 до 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_slovarya_detey_rannego_vozrasta.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития словаря детей раннего возраста.

Игры для развития пассивного словаря.

Румяные щёчки.

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – учить детей названиям частей тела и лица и их назначению.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально или в группе детей. Взрослый просит ребёнка показать различные части тела или лица.

- Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребёнку уже не название, а назначение части лица или тела.

- Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша смотрит? Чем Маша ходит? Чем Маша слушает?

Зеркало.

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – учить детей названиям частей тела и лица, одежды и обуви, названиям движений и действий.

Оборудование: большое зеркало.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребёнком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.

- Кто там? Это - наш Ваня. Покажи, где у тебя голова? А где волосы? Покажи пальчики. А где у Вани платочек лежит? А где у Вани штанишки? Покажи, что у тебя на ногах? Это - тапочки.

Далее можно попросить ребёнка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.

- Покажи, как ты машешь ручками? Покажи, как ты танцуешь? Покажи, как прыгает зайчик? И т. д.

Посидим, полежим!

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – учить детей названиям предметов мебели и их назначению.

Ход игры: занятие проводится индивидуально или с группой детей. Взрослый вместе с детьми рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

- Где у нас стол? Где стул? Покажите, где у нас кроватка? А где диван? И т. д.

Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.

- Покажи, на чём ты будешь спать? А на чём будешь рисовать? На чём ты сидишь? А где одежда лежит? И т. д.

Если ребёнок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.

- Правильно, Аня, это стол. Молодец! За столом мы будем кушать. А это – шкаф. В нём лежит одежда. И т. д.

Прятки.

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – учить детей названиям игрушек.

Оборудование: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко.

Ход игры: игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом занятия разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и т. д. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.

- К нам в гости пришла кукла Оля. Она плачет. Знаете, почему кукла Оля плачет? Потому что все игрушки от неё спрятались! Давайте поможем кукле Оле найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ваня, принеси мишку сюда. Смотрите, как кукла Оля радуется! А ты, Маша, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу, под столом. И т. д.

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек постепенно увеличивайте. Можно одному ребёнку давать задание принести две игрушки (картинки) и более. В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

Что где лежит?

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – способствовать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: «на», «под», «в», «около».

Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры: игра проводится индивидуально или в группе детей.  Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом несколько мелких игрушек или предметов. Положите один предмет в коробку, другой – под коробку, третий – на коробку, четвёртый около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.

- Это - карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот – картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой.

После объяснения и демонстрации действий с предметами, предложите детям действовать по инструкции.

- Лена, положи, карандаш под коробку. Саша, положи кубик на коробку. Ваня, спрячь мячик в коробку. И т. д.

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки, затем дают задания.

Ваня, вот тебе мишка. Посади, пожалуйста, мишку на стул. Лена, возьми, пожалуйста, мячик и спрячь его в шкаф. Катя, положи книжку на стол. Правильно, молодец! И т. д.

Один – много.

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – научить детей различать предметы в единственном и множественном числе.

Оборудование: картинки, на которых изображены различные предметы в количестве – один и много.

Ход игры: игра проводится индивидуально или в группе детей.  Разложите перед детьми картинки, затем дайте задание.

- Дети, покажите мне, где нарисована бабочка? А где много бабочек? Где на картинке один мячик? А где много мячиков? Где изображён один цветок? А где много цветов? И т. д.

Отгадай загадку – покажи отгадку.

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам – научить детей узнавать предметы по их функциональному назначению, развивать мышление детей.

Оборудование: предметные картинки по разным темам.

Ход игры: игра проводится индивидуально или в группе детей. Посадите детей в кружок на полу, разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общее задание для всех, а можно загадывать загадки каждому ребёнку по очереди.

- А сейчас мы будем отгадывать загадки, посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка «ложка»)? Покажите, что катится (картинка «мячик»)? А теперь покажите, чем можно рисовать (картинка «карандаш»)? Покажите, что одевают на голову (картинка «шапка»)? Найдите и покажите то, что можно есть (картинки «яблоко», «конфета», «сыр») и т. д.

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развёрнутое описание нужного предмета.  Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»

              СОДЕРЖАНИЕ:1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.4. НОВИЗНА ОПЫТ.5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...

Развитие словаря детей раннего возраста

Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельн...

Презентация "Развитие словаря детей раннего возраста"

Презентация "Развитие словаря детей раннего возраста"...

Средства развития словаря детей раннего возраста

Средства развития словаря детей раннего возраста...

Тема: «Развитие словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр во взаимодействии с семьями воспитанников»

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - ...

Развитие словаря детей раннего возраста

Данный материал поможет молодым воспитателям и родителям с помощью игровых приемов развивать связную речь ребенка....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Актуальность исследования. Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они разви...