Зима
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Составление описательного рассказа на тему «Зима» в старшая группе детского сада
Описание: конспект НОД предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ для проведения бесед на зимнюю тематику. Конспект можно использовать для работы полностью, или фрагментарно.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима» Цель: развитие навыков творческого рассказывания.
Задачи:
1. Развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на полученные ранее знания и представления.
2. Содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей.
3. Создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным словам.
4. Совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».
5. Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа:
- рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима»
- просмотр слайдов по теме занятия,
- рисование, аппликация на тему «Зима»
- наблюдения за зимними явлениями во время прогулок,
- беседы о корме для птиц, изготовление кормушек. Угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;
- экскурсия в зимний лес,
- экспериментирование с водой, снегом и льдом,
- чтение рассказов о зиме,
- повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.
Материалы и оборудование:
- выставка репродукция картин И.И. Шишкин «Зима», «Зима в лесу» («Иней»), В.Г. Цыплаков «Мороз и солнце»;
- выставка иллюстраций на тему «Зимняя природа»;
- схемы составления рассказа (несколько вариантов);
- магнитофон, аудиозапись классика малышам А. Вивальди «Времена года. Зима. Февраль»;
- маленькая пушистая снежинка, игрушки заяц и белка;
- блокнот и ручка для записей рассказов.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети предлагаю вам несколько минут послушать музыку, затем каждый из вас выскажет своё мнение: о чём рассказывает вам музыка, что услышали вы в звуках музыки.
Ответы детей: зима, ветер, метель, снег кружится….
Воспитатель: верно, это произведение так и называется «Времена года-Зима-Февраль», написал зимнюю музыку композитор Антонио Вивальди. О зиме написано много волшебной музыки, красивых картин и стихотворений. Предлагаю вам одно из стихотворений русского поэта Ивана Сурикова прочитать и обыграть.
Белый снег, пушистый- «фонарики» - вращение кистями рук
В воздухе кружится
И на землю тихо – «фонарики»- медленно вращая кистями рук, опускаем вниз
Падает, ложится.
И под утро снегом – руки вперёд ладонями вниз, «разглаживаем» перед собой поле
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой – руки поднять вверх, сложить над головой «треугольником»
Принакрылся чудной
И заснул под нею – ладошки под щёку, глаза закрыть
Крепко, непробудно…
Стали дни короче – руки перед собой, ладони слегка разводим
Солнце светит мало – пальцы раскрыты веером (солнце), руки поднимаем вверх, и быстро опускаем
(на каждую строчку дети изображают руками то, о чём говорится в стихотворении, можно импровизировать)
Действия воспитателя | Действия детей | Предполагаемый результат | ||||
Сегодня мы будем придумывать красивые рассказы о зиме. Давайте уточним, чем отличается зима от других времён года? | Зимой холодно, снежные сугробы, деревья стоят голые, часто идёт снег. | Заинтересовать детей темой. | ||||
Что происходит с водой в реках, озёрах и прудах? | Вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом. | Дети понимают что происходит в морозы с водой. | ||||
Какими словами можно сказать о погоде зимой? | Холодная, морозная, снежная, метельная, солнечная, пасмурная. | Дети знают признаки зимой. | ||||
Как живётся деревьям зимой! | Деревья грустные, прячутся от мороза в снежные шубы и шапки, спят под снегом, укрывшись снегом отдыхают. | Дети высказывают свои предположения, что происходит с деревьями зимой. | ||||
Как живут зимой птицы и звери! | Птицам и животным в большой мороз холодно, животные добывают себе корм, много двигаются. | Дети понимают , что птиц и животных нужно подкармливать зимой. | ||||
Достаёт снежинку, которую предварительно спрятала так, чтобы дети не сразу её заметили. Ой смотрите-ка, снежинка наверное, она хочет, чтобы мы шепнули ей словечко. Предлагаю шепнуть снежинке словечко о том, какой бывает снег. Позвольте мне начать. Моё слово: искристый. Передаю снежинку вам, а вы друг другу. | Холодный , блестящий, пушистый . Мокрый, липкий , мягкий, твёрдый, рыхлый, разный, хрустящий, белый, разноцветный под лучами солнца. | Дети так заинтересовала игра, что им захотелось её продолжить, и перечислять дальше. | ||||
Ах, какие молодцы, сколько снежных слов назвали, пусть снежинка остаётся с нами. А вам предлагаю встать и погулять по снегу. Представьте: снег только что выпал, глубокий, мягкий, пушистый. Шагаем по сугробам. Легко идти? Весело или грустно. | Легко, весело. | Детям нравится представлять, что они идут по вымышленному снегу. | ||||
Погода менялась, небо ясное, выглянуло солнце, ударил морозец, шагаем по расчищенной дорожке. Представили? Что слышите, когда шагаете по снегу в ясную, морозную погоду. | Снег хрустит, скрипит. | Детям ещё что-нибудь хочется ответить, кто-то сказал, что «поёт» песенку. | ||||
Какими словами вам хочется сказать о зиме, какая она: | Снежная, морозная, холодная, вьюжная, сверкающая, блестящая, печальная, грустная, весёлая. Длинная, скучная. | Дети активно включаются к перечисленным признаков зимы. | ||||
Много назвали разных, красивых слов о зиме, о зимней погоде. Кто хочет сам составляет рассказ без подсказки, всем желаю успеха. Обязательное условие: в рассказе описать какая погода, какое солнце, какой ветер, какой снег. Используйте в своих рассказах те слова, которые мы с вами подобрали. Говоря о снеге, о погоде, о зиме. Посмотрите, что это у меня. | Блокнот, ручка. | |||||
В красивый блокнот красивой ручкой я буду записывать ваши красивые рассказы. Самые лучшие рассказы напечатаем, нарисуем к ним рисунки и оформим в книжечку для родителей, чтобы мамы и папы увидели, как много вы умеете, какие вы талантливые. | Дети внимательно слушают, и ждут чтобы начать рассказ. | Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают, подсказывают красивые слова. | ||||
Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают. Если рассказы длинные, выслушать 2 – 3 детей.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Зима»
На улице зима – разводим руки в стороны
Ух, стало холоднее – поглаживаем себя, «дрожим»
Однажды нам нужна значительно теплее – грозим указательным пальцем
Чьи варежки?- руки вперёд, поглаживаем
Мои! – руки к себе
Чья шапочка? – руки к голове
Моя! – руки к себе
Чей шарфик? – руки к шее
Мой!- руки к себе
Пойдём гулять скорей с тобой – находим пару и шагаем, «гуляем» по группе
Хорошо зимой гулять
В зимнем лесу тишина и покой
А нам пора возвращаться домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....