«Вот они какие, сказочные дымковские игрушки»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА ЯКОВЛЕВА
История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с
творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна
из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась
вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные
особенности и своеобразие.
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные
игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого
праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и
выразительны. Они дают возможность показатьтворчество художника,
отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего
мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду дает
возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей;
постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное,
целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться
хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую
инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает
интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она
будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного
проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность
подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит
сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность
и учит любоваться дымковской игрушкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymka.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

                 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию

 «Вот они какие, сказочные дымковские игрушки»

 в младшей группе №5

Воспитатель:

 Яковлева Екатерина Григорьевна

                                                                  Дата проведения:

г.Мончегорск

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой и с дымковской росписью, учить рисовать элементы дымковской росписи (точки, кружки), закреплять знания цветов, продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ватной палочкой.

Задачи:

Обучающая:

Учить детей рисовать нетрадиционным способом (тычком, ватной палочкой; правильно держать инструмент, обмакивать в краску, ритмично наносить точки, круги)

Развивающая:

Развивать эстетическое восприятие, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.

Приобщать к пониманию выразительных средств, изображения (яркий, светлый, цвета - красный, синий).

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательная:

Воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)


Материал: бумажные заготовки-силуэты, гуашь красного, синего цвета, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, 2-3 иллюстрации дымковской игрушки.


Предварительная работа: рассказ воспитателя о дымковских игрушках, рассматривание альбомов, дымковских игрушек, картин, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковских игрушках, чтение потешек, загадок, стихотворений, рисование вне занятий, работа с родителями (изготовление игрушек), дидактические игры: «Назови ласково», «Собери узор».

Образовательные области: художественное творчество, коммуникация, познание, речевое, музыка.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Проходите!

Дети, давайте вместе поприветствуем гостей.!

Проводится упражнение с детьми.

«К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)

К сердцу прижали, гостям отдали (руки к сердцу и в стороны)

Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются)

Сюрпризный момент.

На столе дымковские игрушки спрятаны под платком. (Рассказ воспитателя. Рассматривание игрушек. Вопрос, ответ.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?  (ответ детей)

Воспитатель: Посмотрим, что под ним? (ответ детей)

(воспитатель убирает платок).

Что это? (ответ детей)

Это русские народные игрушки.

 А сможете ли вы найти те, что сделаны дымковскими мастерами? (дети подходят и отбирают дымковские игрушки).

(Дети садятся на стульчики.)  Когда остаются только дымковские игрушки, ребенок читает стихотворение:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (ответ детей)

Проблемная ситуация.

Воспитатель: А что же нам тогда делать? (Решение проблемы).

Тогда сейчас я предлагаю вам отправиться в мастерскую, где мы сами будем учиться расписывать игрушки, как дымковские мастера. Итак, отправляемся в путь …

Физкультминутка:

Ну, тогда все дружно встали. 

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на корточки уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

В мастерскую мы попали! (

Дети выполняю движения). 

Воспитатель: Вот и добрались мы до мастерской. Ребята посмотрите, здесь много разных картин с изображением дымковских игрушек.  Я приглашаю вас посмотреть, какие элементы используют дымковские мастера для росписи игрушек (воспитатель показывает картинки с изображением дымковской росписи).  

Художественное слово:

У меня большая грива,

Уши и копытца.

Прокачу того игриво, кто не побоится.

Моя шерстка гладка

Кто же я? (лошадка)

Воспитатель: -Ай да молодцы, ребята, загадку отгадали?  (воспитатель показывает шаблон лошадки)

- Посмотрите внимательно, как мастер раскрасил лошадку: сама белая, грива и хвост – черные.

- Какими узорами украшена лошадка? (Кружочками, точками, полосками)

- А кружочки какими цветами раскрашены? (синие, красные) 

 Какая лошадка?  (Лошадка красивая, нарядная, веселая, яркая...)

Проблемная ситуация:

Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь, в мастерской, есть совсем белые лошадки. Наверное, им очень грустно от того, что у них нет такого красивого наряда, мастер видно не успел раскрасить их.

- Как нам быть? -Что нам делать? (ответы детей)

-Давайте мы с вами поможем лошадкам – нарисуем им наряд. И тогда они тоже будут улыбаться, вновь станут красивыми и нарядными.

Дети проходят и садятся за столы.

Показ с объяснением.

Воспитатель: Мне так понравилась лошадка, что я тоже решила ее украсить (показ рисунка на мольберте). Украшать буду её с помощью ватной палочки, рисую сначала круги разного цвета равномерно по всей лошадке. Такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее и удобнее (показывает приемы работы тычком, обращая внимание на то, что при смене краски нужно менять и тычок)
Надо взять палочку, обмакнуть аккуратно в краску, и приложить на бочок к лошадке (показ техники рисования). 

- Вам понравилась моя лошадка? (ответы детей)

- А вы поможете мастерам разукрасить белые лошадки? (ответы детей)

Практическая деятельность детей.

Воспитатель: -Теперь, ребята, и вы попробуйте украсить свою лошадку узором

У мастеров должны быть послушные пальчики, давайте их разомнем!

Пальчиковая гимнастика.

Еду, еду на лошадке. 

(по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю)

Еду, еду - путь не гладкий.   (То же)

Скок, («щелчок», руки перед собой)

Скок, («щелчок» - руки вверху)

Пере- («щелчок» внизу)

скок! («щелчок» вверху)

Через речку на мосток.   

(удары запястьями на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд)

Рисование пальцем в воздухе, на листе.

Воспитатель: А сейчас приступаем к работе, рисуем узоры на своих лошадках: набираем сначала синюю краску и нарисуем синие кружочки. А

 теперь возьмите другую палочку и нарисуем красные точки Рисуйте аккуратно, палочку прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.  (Не набирайте много краски).

 (Дети рисуют, звучит спокойная музыка) Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения).

Рефлексия.

Воспитатель: - А теперь давайте покажем гостям лошадок (лошадки выставляются на фланелеграф)

- Какую дымковскую игрушку мы нарисовали? (ответы детей)

- Какая лошадка вам понравилась? Почему? (ответы детей)

- Вам понравилось быть мастерами? (ответы детей)

(Воспитатель дарит детям контур дымковского петушка для того, чтобы дети расписали его вместе с родителями).

-  А теперь, ребята, я предлагаю вам вернуться в детский сад на лошадке.

Песня –танец «Лошадка»

Методы и приемы

Практическийц ---постановка заданий, анализ результатов.

  Информацционный -наглядный: рассматривание игрушки и картин; наблюдение, экскурсия,д-я по показу, образец воспитателя..

Словесны: худ слово загадки, стих,: поощрение,беседа

Игровой: сюрприз.игровой мотив

репродуктивныйц – направлен на закрепление – прием работы на шабоне,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Проект по народным промыслам "Какая она-дымковская игрушка?"

Краткосрочный исследовательско-творческий проект по изучению народных промыслов «Какая она - дымковская игрушка?» реализовывался в подготовительной группе №18 "Семицветик" с 08.1...

"Какие они - Дымковские игрушки?"

проект (опыт работы)...

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...