Занятие по развитию речи на тему : Сказочная путаница
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Углублять,расширять и закреплять знания детей о сказках,пополнять словарный запас. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
Упражнять в составлении распространенных предложений. Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия. Воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_putanitsa.zip | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
[ВВЕДИТЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ] |
«Сказочная путаница» |
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи |
Составила: воспитатель Анисимова А.В. |
Санкт-Петербург
Цель: уточнение и обогащение знаний детей о сказках.
Задачи:
- Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
- Учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
- Упражнять в составлении распространенных предложений.
- Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.
Занятие - путешествие.
Фронтальная форма занятия – игра.
Продолжительность занятия: 25 минут
Участники: воспитатель – «сказочница» и дети старшей группы.
Возраст детей: 5-6 лет.
Оборудование и материалы: куклы Кощей – Бессмертный и Леший, мультимедийная презентация «Сказочная путаница» с заданиями, ноутбук, иллюстрации к сказкам, сарафан и кокошник для воспитателя, большая книга сказок.
Предварительная подготовка: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам, проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Из какой сказки герой» и т.д.
Участие в международной олимпиаде «В гостях у сказки», международном конкурсе «Карусель знаний» (вопросы по сказкам).
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, иллюстрации к сказкам, игрушки.)
• Наглядно-практический метод (творческое упражнение – составление сказки).
• Словесный метод (сопровождение для презентации).
• Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие, решение проблемной ситуации).
• Игровой прием (речевые игры, игра-физминутка)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей: коммуникация (составление сказки); здоровье (физминутка); познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации), развитие речи (обогащение словаря, грамматический строй речи, связный рассказ).
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
1.Организационный момент (мотивация) | Сказочница обращается к ребятам с просьбой: «Кощею – Бессмертному и Лешему стало скучно, и они перепутали всех героев в сказках. Любимые персонажи попросили вас о помощи» | 1 мин. |
2.Основная часть (содержательный этап) | Просмотр мультимедийной презентации со слайдами сказочных персонажей. Решение дидактических задач. | 15 мин. |
3.Совместная продуктивная деятельность. | Придумывание сказки | 6 мин. |
4.Заключительный этап. | Использование вопросов проблемного характера: «Что позволило нам помочь сказочным героям?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» | 3 мин. |
Ход занятия:
Перед детьми появляется сказочница в руках у нее большая книга с надписью «Сказки».
Сказочница: Здравствуйте, маленькие слушатели! Здравствуйте, гости дорогие! Я сказочница Василиса Рассказовна. Ребята, вы же любите сказки?
И вам хорошо знакомы Кощей – Бессмертный и Леший. Им стало скучно, и они перепутали всех героев в сказках. Любимые персонажи попросили о помощи. А я одна не справлюсь. Вы сможете мне и сказочным героям помочь?
Дети: Да.
Сказочница: Отправляемся тогда в сказочное путешествие (1слайд).
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Сказочница: Ребята, чтобы книга сказок открылась, необходимо произнести волшебные слова – сказочные заклинания (2 слайд).
Дети: «Эники-беники…», «По щучьему велению…», «Крекс, пекс, фекс!»
Сказочница: Для того чтобы книга открылась, необходимо сказать: «Сим – сим, откройся!» Давайте все вместе произнесем заклинание.
Все вместе: Сим – сим, откройся!
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Сказочница: Жили – были дед и баба, и была у них уточка (3 слайд).
На этой странице нужно выбрать правильного героя сказки.
Дети: Курочка.
Сказочница: Молодец, Кристина!
(Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки)
А как называется сказка?
Дети: «Курочка – Ряба».
Сказочница: Позвала Жучка лягушку… (4 слайд).
Вы согласны с таким содержанием сказки?
Дети: Нет. Жучка позвала кошку…
(Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки)
Сказочница: А как называется сказка?
Дети: «Репка».
Сказочница: Дед с бабкой и внучкой вам благодарны.
На следующей странице записано так: «Бык пришёл и сломал…» (5 слайд)
Дети: Это Теремок! А его сломал медведь.
(Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки)
Сказочница: С этим заданием вы справились. А вот следующее задание даже для меня тяжелое.
Дидактическая игра «Угадай героя»
Сказочница: Угадайте кто это?
(Василиса Рассказовна зачитывает строчки из произведения) (6 слайд)
В гости к бабушке иду
По лесной тропинке.
Я в корзиночке несу
Вкусные гостинцы.
Дети: (называют сказочных персонажей) Красная Шапочка относила пирожки бабушке.
(Василиса Рассказовна показывает картинку, на которой Красная Шапочка идет с корзинкой по лесу.)
Сказочница: Какие вы, молодцы, дружно отвечаете. Теперь нужно отгадать царевну (7 слайд).
Братья послушались воли отца.
Дочку боярина, дочку купца
Выбрали в жёны старший и средний.
Лишь неудачно женился последний.
Ах, неудачно ли? Сказка о том,
Что он царевну привёл к себе в дом,
То есть принёс на ладони в печали…
Что за царевна? Скажите, узнали?
Дети: Да это же Царевна – лягушка.
(Василиса Рассказовна показывает картинку, где Иван Царевич держит лягушку со стрелой на ладони.)
Сказочница: О какой героине идёт речь на следующей странице? (8 слайд)
Самовар она купила,
Тараканов пригласила:
Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю!»
Дети: Муха – Цокотуха.
(Василиса Рассказовна показывает иллюстрацию «Застолье у Мухи»)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Сказочница: Ребята, вы все помните героев сказки «Золушка» (9 слайд). Здесь один персонаж лишний. Кто он?
Дети: (вспоминают содержание сказки и выделяют) Гнома нет в сказке «Золушка».
Сказочница: Вспомним путешествие «Колобка» (10 слайд).
Какой персонаж не встречается на его пути?
Дети: (перечисляют встречи с животными) В этой сказке колобок не встречает петуха.
Сказочница: Какие звери укрылись от холода в зимовье? Сказка «Зимовье зверей» (11 слайд).
Дети: В этой сказке упоминаются домашние звери, а белка – дикое животное. Лишняя – белка.
Сказочница: Ну что, дорогие мои, устали?
Выходите на разминку. Физкультминутка "Сказки".
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять "яичко")
Посмотрите-ка, разбила! (показать яичко на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой скорей полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная семья козлят (подпрыгивание)
Мы любим прыгать и скакать (прыжки на месте)
Мы любим бегать и играть (подпрыгивание)
Друг друга рожками бодать (показывают друг другу "рожки")
Сказочница: Отдохнули немножко? Молодцы, продолжаем дальше наше путешествие по сказкам. Не во всех произведениях мы устранили путаницу.
У вас остались еще силы, чтобы помочь другим персонажам сказок?
Дети: Да.
Дидактическая игра «Назовите предмет из сказки»
Сказочница: В сказках встречаются волшебные предметы, которые Кощей с Лешим тоже поменяли местами. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке «Царевна – Лягушка» (12 слайд) и назовите волшебный предмет:
«На высоком дубе висит сундук.
В сундуке – заяц, в зайце – утка…»
Дети: В утке было яйцо, а в яйце – игла. На конце иглы – смерть Кощея.
Сказочница:
«Говорить оно умело,
С ним одним она была
Добродушна, весела.»
Какой же предмет мог разговаривать в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (13 слайд)
Дети: Злая мачеха разговаривала с зеркалом.
Сказочница: Какая у вас хорошая память. Что - то не помню я, в «Золушке» был ли волшебный предмет? (14 слайд)
«Как только часы пробьют двенадцать – волшебство исчезнет!»
Дети: Хрустальную туфельку потеряла Золушка.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Сказочница: (воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребенок отвечает.
Игла (какая?) – острая, прочная, металлическая…
Цветик – семицветик (какой?) – разноцветный, добрый…
Яблочко (какое?) – красное, отравленное, ядовитое…
Палочка (какая?) – волшебная, красивая…
Ключик (какой?) – золотой, большой…
Туфельки (какие?) – хрустальные, прозрачные…
Сапоги (какие?) – быстрые, кожаные…
Перо (какое?) – птичье, сверкающее…
Дидактическая игра «Произнеси сказочные заклинания»
Сказочница: Спасибо, ребята! Отлично справляетесь с заданиями.
Вот только герои сказок забыли сказочные заклинания. Поможете?
Дети: Да.
Сказочница: Тогда вперед в очередную сказку.
Произнеси сказочные заклинания, чтобы печка поехала (15 слайд).
Дети: По щучьему велению, по моему хотению печка поезжай…
Сказочница: Емеля вам благодарен.
Произнеси сказочные заклинания, чтобы зеркальце с тобой заговорило
(16 слайд).
Дети: Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Сказочница: Зеркальце любит говорить правду.
Произнеси сказочные заклинания, чтобы избушка развернулась (16 слайд).
Дети: Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом.
Сказочница: «Молодцы, детишки!» - говорит вам избушка, а то вертится целый день – устала.
Ну вот, ребята, много сказок мы с вами сегодня вспомнили. Во всех сказках навели порядок, устранили путаницу. Вам понравилось путешествие по сказкам?
Дети: Да.
Дидактическая игра «Сказка по кругу»
Сказочница: Вы помните, почему произошла путаница в сказках?
Дети: Кощей с Лешим пошутили.
Сказочница: А чтобы шутникам не было скучно, давайте все вместе сочиним сказку про них.
(Дети садятся в круг. Каждый говорит по предложению. Сказка начинается со слов: «Жили – были два приятеля …». Сказка продолжается по кругу.)
Сказочница: Что позволило нам помочь сказочным героям?
Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
Какое задание больше всего понравилось? Почему?
Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?
Литература:
1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М.: Академия, 2006.
4.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2008.
5.Электронные ресурсы (опыт коллег):
http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»
Составила: воспитатель Абдуллина Гузель Инкаровна\r\n «МБДОУ № 22 «Радуга» г. Лениногорск, Республика ТатарстанЦель: Составление описательного рассказа по сюжетам русской народной сказки «Заяц -...
Итоговое занятие по развитию речи "Путешествие в сказочную страну"
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в сказочный лес»
Программные задачи: Выявить знания детей на конец года:· Составлять рассказ по картине, опираясь на образец рассказа воспитателя.·...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи на тему «Лесная путаница»
Цель: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.Задачи:Образовательные:- расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни.- ...
Речевое развитие. Занятие по развитию речи "Путешествие в сказочную страну"
План - конспект занятия по речевому развитию в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Путешествие в сказочный лес"
Открытое зазвитие по развитию речи....