Дидактическое пособие "Календарь природы"
учебно-методическое пособие по развитию речи
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Календарь природы»
Выполнили воспитатели МБДОУ № 102 гр. Землянички:
Жирнова С. А.
Дымыд О. Б.
Красноярск, 2020
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3
2. Дидактическое пособие в интерьере группы МБДОУ……………………………4
3. Ожидаемые результаты использования дидактического пособия…….................4
4. Изготовления дидактического пособия……………………………………………4
5. Применения дидактического пособия……………………………………………..5
6. Список используемой литературы…………………………………………………7
1.Пояснительная записка.
Согласно программе ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.
Работая в разновозрастной группе, мы заметили, что дети испытывают трудности при определении времен года по их характерным признакам, путают названия месяцев и дней недели, их последовательность. Поэтому мы изготовили дидактическое пособие «Календарь природы».
Данное дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3–7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Пособие может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование представлений о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса, самостоятельности и инициативы воспитанников.
С помощью данного пособия можно решать следующие задачи:
Образовательные:
- учить узнавать времена года по сюжетным картинкам.
- учить составлять рассказ из развёрнутых предложений, используя сравнительные обороты и выразительные определения.
- обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, расширять кругозор и представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень, зима).
Развивающие:
- развивать зрительную и слуховую память, внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, цветовое восприятие, любознательность, ориентировку в пространстве;
- развивать наглядно-образное мышление;
- стимулировать творческую активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе, погодным явлениям и окружающему миру. Упражнять детей в выполнении правил игры, умению слушать товарищей, делать выводы, справедливо оценивать товарищей.
2. Дидактическое пособие в интерьере группы МБДОУ
Пособие располагается вертикально, на видном месте, где ежедневно вся группа собирается на утренний круг и др. занятия. Пособие яркое, привлекающее к себе внимание детей.
3. Ожидаемые результаты использования дидактического пособия.
Систематическое использование данного пособия с детьми даёт возможность закреплять не только знания о смене времен года, о месяцах и днях недели, но и отлично закрепляет порядковый счет, помогает развитию мелкой моторики рук, обогащается словарный запас ребенка, умение последовательно излагать свои мысли, красочно составлять описательные тексты, используя сравнительные обороты и выразительные определения. Регулярная, упорядоченная работа с календарём на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.
Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности и самостоятельности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображения.
4. Изготовления дидактического пособия.
Для изготовления дидактического пособия «Календарь природы» нам понадобились следующие материалы:
- фанера 50*70см;
- ткань основы - канвас;
- разноцветный фетр для элементов;
- акриловые краски по ткани.
Элементы пособия закреплены при помощи клеевого пистолета, мебельного степлера и ленты липучки.
Все подвижные элементы крепятся на ленту липучку. Это позволяет легко ежедневно обновлять данные календаря в соответствии со временем года, датой, погодой и т.д. Все необходимые элементы закреплены по периметру пособия, центральная часть представляет собой панель, на которой выставлены актуальные данные сегодняшнего дня: день недели, время года, число, месяц, год, погодные явления (облачно, дождь, снег и т.д), температура.
5. Применения дидактического пособия.
В работе с пособием используются беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, днях недели, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей.
После утреннего круга и обсуждения погоды, дети самостоятельно обновляют данные на панели пособия.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времён года, найти нужное время года на пособии.
Ход игры: детям раздаются карточки с изображением людей, животных, деревьев в разное время года. Дети должны разложить карточки в нужном секторе на поле, рассказать, почему они выбрали данный сектор.
Игра «Какое время года?»
Цель: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание. С помощью поэтического слова показать красоту и разнообразие сезонных явлений.
Ход игры: воспитатель загадывает загадки о временах года, дети отгадывают, показывая нужный сектор, например:
Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ... (Лето)
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: Учить составлять и использовать в речи сложноподчинённых предложений с союзом - так как. Активизировать и обогащать словарь детей.
Ход игры: воспитатель рассказывает о каком либо времени года, выставляя картинки с изображением примет на доске, при этом допускает ошибки. Дети должны его исправить, объясняя свой выбор.
Играя, ребенок может выполнять несколько заданий ведущего:
1. Назови времена года.
2. Назови последовательность наступления смены времен года.
3. Назови признаки каждого из времен года.
4. Назови признаки данного месяца.
5. Назови зимние месяцы (весенние, осенние и т. д.)
6. По сколько месяцев в каждом из времен года.
7. Какой зимний месяц считается первым/последним (летний, осенний и т. д.)
8. Какой по счёту данный месяц?
9. Ребёнку надо прочитать соответствующие слова из текста стихотворения для данного месяца.
10. Расскажи о месяце, в котором ты родился.
11. Какие ещё события или праздники случаются в этом месяце?
12. Почему ты считаешь, что этот месяц, именно ноябрь? (декабрь, январь,…..)
6. Список используемой литературы
- Н.Н. Васильева Н.В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников» 1997г.
- Н. Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева по программе «От рождения до школы» «Комплексные занятия» 2012г.
- С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог» 2016г.
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 2016г.
- «Изменения в природе: времена года. Наглядно-дидактический материал для детей дошкольного возраста», Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие "Природа родного края в картинах чувашских художников"
Дидактическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, реализующих в своей работе парциальную программу этноэкологического развития детей 5 -6 лет "Загадки родной природы"...
Конспект НОД в старшей группе по экологии с электронно-дидактической игрой. «Природа или нет?»
План-конспект занятияТема: Что такое природа? Живая и неживая природаИнтеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-э...
Дидактическая игра "Природа и человек"
План-конспект дидактической игры...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста. Пособие выполнено в форме куба, это отличает его от традиционн
Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры "Природа. Животные. Птицы. Цветы "
Картотека дидактических игр для детей младшего возраста...
Методическое пособие к дидактической игре «Природа России» для детей старшего дошкольного возраста
Методическое пособие к дидактической игре «Природа России» для детей старшего дошкольного возраста...