Методическое пособие к дидактической игре «Природа России» для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)

Юночкина Людмила Николаевна

Методическое пособие к дидактической игре «Природа России» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_yunochkina_l.n.docx911.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                  – детский сад №1 «Улыбка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

закрытого административно-территориального образования

поселок Солнечный Красноярского края

Методическое пособие

к дидактической игре

«Природа России»

для детей старшего дошкольного возраста

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=081e15cbdb2245db4cb232d30f37ea933f61d396-9211743-images-thumbs&n=13

                                                                                  Разработчик:

                                                                                              Юночкина Л.Н.

2022г.

Содержание

Введение                                                                                               3

  1. Цели и задачи пособия                                                                        4                                                                                                

     3.  Описание пособия                                                                                6

     4.  Ход игры                                                                                               7

          Заключение                                                                                           8

          Список литературы                                                                              9

          Приложение 1

         Приложение 2


Введение

Воспитание патриота — сложный процесс. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. И что бы сформировать эти чувства нужно решить несколько задач:

- воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу;

- формирование у детей чувства любви к родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы родного края, формируя начало экологической культуры;

- знакомство детей с символами государства;

 - развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны.

Учитывая актуальность эколого-патриотического воспитания дошкольников, пособие позволяет систематизировать знания о родном крае, продумать и рассказать то, что характерно для нашего поселка, показать связь малой родины со всей страной.

Образовательная деятельность с пособием преследует цель - дать детям конкретные представления о нашей Родине. Большая Родина всегда начинается с малой - места, где родился человек, своей семьи, двора, детского сада и школы. Родной край имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, они радуются всему увиденному.

Цели и задачи пособия «Природа России»

Цель: формирование у детей чувства любви к родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе.

Данное пособие предназначено для использования в НОД, совместной  и индивидуальной деятельности.

Разнообразны и задачи, решаемые при помощи этого пособия: 

- формировать представление о малой Родине;

- развивать умения и навыки взаимодействия с окружающим миром природой;

-  обогащать представления о природе родного края;

- воспитывать уважение к труду людей по уходу за растениями и животными родного края;

- расширять представление о культуре родного края;

-  воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

В своей работе необходимо руководствоваться следующими принципами:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- систематичность;

- последовательность;

- наглядность;

- оптимальность;

- научность;

- креативность;

- соответствие материала возрастным особенностям детей;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Рекомендуется дополнять работу с пособием следующими методами и приёмами:

- целевые прогулки и экскурсии;

- рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с непосредственным показом и наблюдением детей;

- беседы с детьми;

- дидактические игры;

- использование художественной литературы;

- использование современных информационных технологий;

- разучивание песен, прослушивание музыки;

- приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (календарные и обрядовые праздники;

- труд в природе.

 Использование пособия, так же, повышает интерес детей к речевой деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение лексического и грамматического материала. Пособие предназначено для реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

От средней возрастной группы к старшей можно усложнять темы и познавательные задачи, превнося небольшие изменения в пособие.

Описание пособия «Природа России»

Игра состоит из игрового поля размером 32 на 32 см., на котором по периметру нарисованы квадраты из 4 цветов. Красный- лето, синий- зима, желтый- осень, зеленый- весна. К пособию прилагаются игровые фишки с изображением животных, кубик и набор карточек. Карточки можно менять в зависимости от возраста детей и речевых задач.

C:\Users\Администратор\Documents\DSC01888.JPG

К пособию прилагаются игровые фишки с изображением животных, кубик и набор карточек. Карточки можно менять в зависимости от возраста детей и речевых задач.

C:\Users\Администратор\Documents\DSC01890.JPG C:\Users\Администратор\Documents\DSC01892.JPG

Ход игры

Играют 4 детей, у каждого свой персонаж. Дети по очереди кидают кубик и переставляют своего героя на выпавшее количество квадратов. Движение можно начинать с любого цветного квадрата. Далее дети берут карточку с поля и, в зависимости от того на квадрате какого цвета стоит персонаж, говорят предложение с предметом, изображенным на картинке. Например, на карточке белка, игрок стоит на желтом квадрате - "Осенью белка делает запасы на зиму". Затем можно усложнять задание. Например: использовать в предложении определенные союзы (и, чтобы, потому что) или оборот речи.

      За правильный ответ дети получают шарик (угощение) в ведерко. Если игрок затрудняется ответить, шарик получает тот, кто поможет.

Работа проводится последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица, село), к более сложному (регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

На первом этапе дети знакомятся с ближайшим окружением. Воспитывается любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким. Можно демонстрировать фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформляется совместно с родителями, проводить совместные праздники. «Папа, мама, я -  спортивная семья», «Когда семья вместе - тогда и душа на месте». Все это способствует тому, что у детей воспитывается гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формируются представления о семейных ценностях и традициях.

Следующим этапом работы можно знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Проводить экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Работа на третьем этапе направлена на ознакомление детей с природой родного края, с родным поселком, его достопримечательностями. Дети могут посетить музей, библиотеку, познакомиться с достопримечательностями, улицами.

Большое внимание на данном этапе уделяется ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Солнечного. Знакомя детей с профессиями, можно организовать экскурсии. Ребята познакомятся с трудом земляков, узнают о значимости их труда.

Следующий этап работы - знакомство с родной страной, ее главным городом Москвой и другими городами России, а также государственными символами и значимыми событиями в жизни нашей страны. В группе создаётся уголок с символикой нашей страны, нашего края, нашего поселка. 

Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны, проводятся акции: «Подарок ветерану», «Помним и чтим», «Подарок воину».

Заключение

Таким образом, воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы и добра.

Дети – будущее нашей Родины. Им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатство.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Важно, чтобы детство каждого было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы развивалась детская любознательность, чтобы каждый ребёнок стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Благодаря такой целенаправленной работе ребята чувствуют личную ответственность за состояние ресурсов родной земли.

Эта работа дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями, несет эмоциональную окраску.

Список литературы

1. Галушко И. Г., Вартанова Е. А., Кваш Е. В. Теория и практика использования природы во всестороннем воспитании детей на ранних этапах становления дошкольного воспитания в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 26. – С. 451–455. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46491.htm;
2. Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005:

3.  Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999;

4.  Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. - М., 1993;
5. Титова В. В. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2311–2315. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53465.htm;
6. Хандогина А. И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 311–315. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56870.htm

Приложение 1

НОД  «Заповедники Красноярского края»

Цель: формирование представлений у учащихся о заповедниках.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «заповедник»;
  2. Развивать память, речь, мышление;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации, ноутбук, компьютерная презентация, игра «Собери паззл», набор для практической деят-сти (клей, ножницы, картинки животных, бумага).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

В заповедниках лес и трава,

И животные бродят свободно.

Это зоны, где вечно жива

Наша Родина, наша природа.

- Наша природа создала много живого на Земле. Животные и растения самые главные в природе. Но многим животным и растениям угрожает большая опасность - они могут исчезнуть навсегда, потому что недобросовестные люди убивают животных и портят растения. Поэтому во всём мире неравнодушные люди стали создавать заповедники. (Тематическая картинка) В нашей стране России также создано очень много заповедников. И сегодня я вам расскажу о заповедниках нашего Красноярского края.

  1. Основной этап.

Беседа «Заповедники Красноярского края».

- Ребята, кто-нибудь знает, что такое заповедник? (Ответы детей) Заповедник - это большое природное место, где нельзя убивать животных, рвать растения, жечь костры, рубить деревья. За такие нехорошие дела полицейские могут дать большой денежный штраф или осудить. Заповедники охраняются законом. Вход в заповедники разрешён только работникам этих заповедников. При входе в заповедник обязательно есть табличка с названием заповедника и правила поведения для посетителей.

Теперь мы познакомимся с заповедниками нашего Красноярского края.

Презентация «Заповедники Красноярского края».

1 слайд - Заповедники Красноярского края

2 слайд – Большой Арктический Заповедник.

3 слайд - Путоранский заповедник.

4 слайд – Саяно-Шушенский заповедник.

5 слайд – Заповедник «Столбы».

6 слайд – Таймырский заповедник.

7 слайд – Тунгусский заповедник.

8 слайд – Центрально-Сибирский заповедник.

Физминутка «Дикие животные».

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Работа в парах. Игра «Собери паззл». Белый медведь – Большой Арктический заповедник, снежный барс - Саяно-Шушенский заповедник, лось – Тунгусский заповедник. Ребята, прочитайте название животного и в каком заповеднике оно живёт?

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: (стучать кулачками по столу)

Лисичке-сестричке,

Волчице, ежихе,

Мишки косолапому,

Заиньке усатому. (Загибать пальцы на каждого животного, начиная с большого пальца)

Кому в платок,

Кому в забок,

Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)

Работа с пособием «Природа России» (карточки с изображением заповедных мест Красноярского края)

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

- Зачем нужны заповедники? (Ответы детей) Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы, животных и растения.

- Нашей зелёной планете Земля угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. А что вы сейчас можете сделать для сохранения природы? (Ответы детей)

- Какое настроение в конце занятия?

Приложение 2

НОД «Экскурсия в парк «Роев Ручей»


Цель занятия: познакомить дошкольников с историей и некоторыми обитателями зоопарка "Роев ручей".

Программные задачи:

образовательные - уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, зайца, медведя; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие "дикие животные"; учить ориентироваться по маршрутной карте.

развивающие - развивать фантазию, воображение; поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения.

воспитательные - воспитывать любовь к своей малой родине и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: билеты, маршрутная карта, книги о зоопарке "Роев ручей", фотографии животных-обитателей парка "Роев ручей", материалы для изодеятельности, семейные фотографии детей.

Ход занятия

1 часть. Введение в игровую ситуацию. Знакомство с маршрутной картой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я хочу вас спросить, знаете ли вы что такое карта? Какие бывают карты? (ответы детей). Сегодня я вам покажу необычную карту, маршрутную. Это своеобразная схема, где что находится. Посмотрите на карту, что на ней изображено? Правильно, на этой карте изображены ни города, ни реки, на ней изображены животные и птицы. Кто-нибудь из вас догадался, о чем пойдет речь? Сегодня мы будем говорить о зоопарке «Роев ручей»

За городом, за речкой - говорушкой,
Лесная сказка "Роева ручья".
Живут там наши "братья меньшие" - зверушки,
Хвостатая, пернатая семья.

Это небольшое стихотворение написано на входном билете в зоопарк "Роев ручей" и, согласитесь, настраивает на позитив! Я вам раздам билеты, и мы отправимся в наше увлекательное путешествие.

2 часть. История зоопарка "Роев ручей".

Воспитатель: парк "Роев ручей" расположен на живописном берегу Енисея, крутыми террасами спускающемся к реке. Здесь из любой точки открывается великолепный вид на отроги Восточного Саяна - ведь "Роев ручей" расположен по соседству со знаменитым сибирским "садом каменных цветов" - заповедником "Столбы". Это - один из самых молодых зоопарков в России, однако по количеству представленных видов флоры и фауны может сравниться со столичными зоопарками. Парк флоры и фауны "Роев ручей" был открыт в Красноярске 10 лет тому назад по инициативе главы Красноярска Петра Ивановича Пимашкова. Название свое парк получил в результате городского конкурса, и уже тогда начал стремительно развиваться.

3 часть. Дидактическая игра «Природа России». Вопросы

- Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев)

- Что ему в этом помогает? (Острые зубы)

- Как он спасается от врагов? (У зайца быстрые ноги).

- Что помогает ему выдержать от холода? (Теплая шерстка).

- Ребята есть такая пословица: В гору бегом, а с горы кувырком.

Как вы думаете, она относится к зайцу? (У зайца передние лапы короткие, а задние - длинные. Ему бежать с горы легче, чем в гору.)

Зайцев в нашей стране несколько видов. Заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак немножко крупнее зайца-беляка. Уши и хвост у зайца-русака более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда чёрный. А вот косым зайца называют зря. Глаза у него навыкате, большие и тёмные. А трусишкой называют, потому что он пуглив.

4 часть. Игра "Сложи картинку"

Детям предлагают сложить разрезные картинки с изображением бурого и белого медведей.

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают об этих животных.

- Правильно ребята, шуба у медведя густая, а холода он боится, и как только зима на порог - мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. Зимой в берлоге рождается 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. А вот почему медвежата рождаются зимой? Потому что только в это время у медведя есть свой "дом" - берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придётся.

- А в парке "Роев ручей" живет красавец белый медведь по прозвищу Командор Седов, подаренный парку прежним губернатором Александром Хлопониным. Белые медведи живут на Крайнем Севере и в зимнюю спячку они не впадают, так как им зимой есть чем питаться.

- Кто-нибудь знает из вас, ребята, чем питаются белые медведи? (ответы детей).

Физкультурная минутка

Ребята, все ли животные передвигаются одинаково? (нет).

- Заяц как передвигается? (Прыгает);

- Медведь как ходит? (Вперевалочку);

- Ёж как передвигается? (Бегает);

(дети изображают зверей: как они двигаются, как едят, как отдыхают, под музыку)

5 часть. Игра "Отгадай загадку"

Воспитатель: я хочу вам загадать загадки еще об одном обитателе парка. Отгадайте, кто это?

Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок.
Но не сделать, ни стежка,
Все иголки без ушка.

Бежит между елками
Живой клубок с иголками.
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся и не видно ножек.

- Ежи и ежата - серо-коричневые, почти сливаются с землей, травой, опавшими листьями. Ежи - ночные хищники. У них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле - иголки, защита от врагов. Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют.

6. Часть Итог занятия

Воспитатель: сегодня мы с вами побывали в зоопарке «Роев ручей». Что нового вы узнали? Что вам понравилось на занятии? На прощание подарим зоопарку свои рассказы и рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

Методическая разработка дидактической игры "Гласные часики"для детей старшего дошкольного возраста

Звуковая культура речи(для детей старшего дошкольного возраста)Дидактическая игра «Гласные часики» Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательно...

Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»

Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»...

Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»

Методическое пособие для педагогов«Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»...

Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения....

Методическое пособие для педагогов "Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

ГБОУ г. Москвы школа № 1222 им. Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна        Методическая разработка«Картотека дидактических игр по развитию конструкти...

Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения....