Лексическая тема "Птицы"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Материал может быть использован для ознакомления с окружающим миром,занятийпо речевому развитию дошкольников старшей группы,для коррекционной работы с детьми с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_st.gruppa.docx | 897.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Рассмотри картинку и расскажи что сначала,что потом:
Задание 2. Рассмотри картинку и назови части тела птицы:
Лексическая тема : Зимующие и птицы.
Пальчиковая гимнастика :
Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу:-бу.
Руки в кулачок, прижаты.
Большие пальчики – вверх (ушки),
указательные пальцы вместе:
они выставлены на вас (нос).
Птичка
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Птенчики в гнезде.
Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Развитие слухового внимания:
Птички - невелички.
Прочитайте рифмовку:
Синичка, синичка, воробью сестричка:
Тинь – тинь – тинь.
Воробей – воришка залез в амбаришко:
Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:
Тук – тук – тук.
Если ты услышишь песенку синички, то "летай" по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: "Тук-тук-тук", то "клюй" зернышко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.
Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.
Задание 3.
Вспомните, каких зимующих птиц вы знаете?
( не менее 5)
Объясните, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Разделите на слоги слова-названия зимующих птиц (хлопками): СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, КЛЁСТ, СОВА, ДЯТЕЛ, СВИРИСТЕЛЬ.
Задание 4.
Назови ласково:
СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ - ……. СОВА -…….., СВИРИСТЕЛЬ -……, ЧИЖ -…….. , ЩУР…..,
ВОРОНА -………….., СОРОКА-…………,ГАЛКА-……. и т.д.
Задание 5.
Игра «Скажи наоборот» (подбери слово):
Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
У снегиря грудка красная, а у синички — …?
Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
Задание 6.
Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.
«Снегирь»
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие , что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
По Ю. Дмитриеву.
Вопросы:
1. Как выглядят снегири?
2. Когда появляются снегири ?
3. Каких еще зимующих птиц ты знаешь?
Задание 7.
- Подбери признак (не менее трех признаков): синичка (какая?) — …
- голубь (какой?) –
- сорока(какая?)-
- снегирь (какой?)-
- ворона (какая?)-
- воробей (какой?)-
- синица(какая?)-
Задание 8.
Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
ворона – нет вороны
дятел — …
птица — …
перо – ….
клюв — …
гнездо -….
Задание 9
Игра «Кто самый внимательный?
Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме
«Зимующие птицы».
2. Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворение,
затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?
КОРМУШКА
Мне в проталинку видна
Горстка жёлтого пшена.
Крошки хлеба вижу слева,
Горстку сала вижу справа.
Где вертлявая синица?
Пусть приходит подкормиться!
Прилетай хоть воробей,
Если можешь, поскорей!
А по правде говоря,
Жду я в гости снегиря.
Красногрудый не летит,
У кого-то он гостит.
Я в проталинку дышу,
Прилететь скорей прошу,
Пожалей, снегирь, мой нос:
Он к стеклу совсем прирос!
Лексическая тема: Перелётные птицы.
Пальчиковая гимнастика:
«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка –
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-
Все вернулись, прилетели
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют».
«ласточка»
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала
Весну добывала.
Несу, несу
Весну- красну.
На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.
Задание 1.
«Четвертый лишний»
Цель: учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные».
- Воробей, ласточка, сорока, синица.
- Голубь, дятел, снегирь, грач.
- Сорока, воробей, соловей, дятел.
- Ворона, скворец, сова, галка.
- Клёст, воробей, свиристель, кукушка
- Трясогузка, лебедь, аист, ворона.
- Соловей, мухоловка, малиновка, клёст
- Дятел, журавль, поползень ,синица.
- Ворона, свиристель, воробей, стриж.
Задание 2.
«Один – много»
Грач - грачи - много грачей.
Стриж -- стрижи - много стрижей.
Скворец - скворцы - много скворцов.
Гусь - гуси - много гусей.
Утка - утки - много уток.
Ласточка - ласточки - много ласточек.
Гнездо - гнёзда - много гнёзд.
Задание 3.
«Подскажи словечко».
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Он весной поёт красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка?… (соловей)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам… (грачи)
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит… (жаворонок)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут.ее,… (кукушка)
Задание 4.
Задание 5.
Рассмотри картинку и расскажи о птицах(Место обитания, чем питаются)
Задание 6.
Узнай птицу по силуэту и назови.
.
Задание7. Отгадай загадку
Верст не считали,
По дорогам не езжали,
А за морем бывали.
(Перелетные птицы)
Гости приходят весной,
А уходят осенью.
(Перелетные птицы)
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (Скворец)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам…
(Грачи)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.
(Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её …
(Кукушка)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...