Конспект по развитию речи "Н.Н.Носов "Живая шляпа""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Дарья Васильевна

Конспект по развитию речи "Н.Н.Носов "Живая шляпа"" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_n.n.nosov_.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Н.Н.Носов «Живая шляпа»»

Образовательные области: Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: Интегрированное занятие по развитию речи. Чтение и знакомство с отрывком из произведения Н.Носов "Живая шляпа" с использованием игры на ИКТ.

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа». Побудить их к активной речевой деятельности в процессе совместного с педагогом анализа событий, изображённых в рассказе.

Задачи занятия:

- Учить детей оценивать поступки героев произведения.

- Развивать связанную речь.

- Воспитывать интерес к книге, умение самостоятельно делиться на команды, работать в команде сообща. Дополнительные задачи:

- Использование ИКТ (игровая задача)

- Учить детей пересказывать содержание отрывка.

Словарная работа: «Живая шляпа»

Планируемый результат занятия:

Дети расширят свой словарный запас, научаться оценивать поступки героев, дети научаться говорить целыми предложениями.

Подготовительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, Анализ с детьми особенностей рассказа как литературного жанр, Знакомство с биографией и творчеством писателя Н. Н. Носова.

Материалы и оборудование: Картина автора, иллюстрации.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Замотивировать детей, вызвать интерес

Приветствие:

Здравствуйте ребята. Подойдите все ко мне, сегодня я вас познакомлю с произведением  Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Портрет автора (рассказ).

Загадка про шляпу.

Словесный (обращение к детям) Наглядный (портрет, картина)

Приветствие

Внимательно слушают и рассматривают наглядный материал

У детей появляется интерес к занятию.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Постановка и обсуждение проблемной ситуации.

Ребята! Посмотрите, что у меня в руках! Кто знает, что это такое?

Правильно, ребята. Это шляпа. А кто знает, для чего она нужна?

- Совершенно верно. Шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода (воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)

- Скажите, а у вас шляпы есть?

- Ребята, шляпа – это красивый головной убор, который носят взрослые люди.

- Посмотрите на мою шляпу! (воспитатель снимает шляпу) Потрогайте её! Какая у меня шляпа?

- Ребята! А ещё шляпа может быть живой! Не верите? Я тоже сначала думала, что это сказка, пока не прочитала рассказ писателя Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».

Мы с вами уже говорили о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры. Кто из вас помнит, чем рассказ отличается от сказки?

- Правильно, ребята! В рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, живая шляпа была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда присаживайтесь на стульчики.

Словесный (беседа),

Наглядный (шляпа)

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

(Ответы детей: красивая, белая, лёгкая, мягкая, светлая и пр.).

Ответы детей

Решение проблемной ситуации с помощью  воспитателя.

Поддерживают беседу, слушают взрослого и друг друга, высказывают свою точку зрения.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Чтение произведения.

Познакомить с литературным произведением.  Воспитывать умение слушать художественное произведение;

Развитие восприятия, слухового внимания 

Помочь почувствовать красоту и выразительность сказки;

Развивать эмоциональный отклик детей.

Предлагает сесть ровно (контроль за осанкой).

Читает произведение  выразительно, эмоционально.

Вот такой интересный рассказ. Ребята, скажите, а это смешная была история или грустная?

- А что вам показалось самым смешным?

- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

- Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа». А как по-другому вы бы назвали этот рассказ? 

- Молодцы, ребята! Вот сколько интересных названий для рассказа вы придумали.

Кто написал?

Словесный метод (чтение)

внимательно слушают

отвечают на вопросы

(дети предлагают свои варианты названий, педагог при этом привлекает к творчеству малоактивных детей).

Понимание смысла и запоминание текста.

эмоциональный отклик детей

Развитие диалогической речи

2.3

Этап решения проблемы

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Читает текст и показывает движения

Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей.

Наглядный метод (показ действий) Словесный метод (чтение физкультминутку)

Выполняют движения, повторяя за воспитателем.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Д/игра «Найди лишних героев»

на ИКТ

Развивать у детей внимательность

После игры проводим взаимооценка и самооценка.

А теперь встаньте. Мы проведем зрительную гимнастику

Наглядный метод (показ действий) Словесный метод (объяснение)

Дети перемещают картинки, поясняют, рассуждают

Освоят данный материал

Зрительная гимнастика

Снять статическое напряжение с мышц глаз и улучшить кровообращение. Развивать зрительно двигательные функции

Раз - налево, два – направо

Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируем мышцы глаз. Видеть будем скоро лучше, Убедитесь вы сейчас. А теперь нажмём немного Точки возле наших глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз (поморгать)

Наглядный метод (демонстрационный материал)

Словесный

Выполняют указания воспитателя

Снятие напряжения с мышц глаз, улучшение кровообращения.

3.

Заключительный этап

Итог занятия

Рефлексия

Подвести итог НОД. Обобщить полученные детьми знания и умения. развивать умение анализировать в процессе рефлексии совместной деятельности. Продолжать развивать связную грамматически правильную диалоговую речь.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

МОЛОДЦЫ! Сегодня вы были активными, старались отвечать на вопросы.

Если понравилось занятие – поднимаем красный кружочек, если не понравилось – поднимаем синий кружок.

Словесный метод (беседа)

отвечают на вопросы, выражают свое отношение к занятию

Осознание себя как участника познавательного процесса. Совершенствование речи детей.

Выражение эмоционального отклика



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга "Все дело в шляпе"

Физкультурный досуг для детей 6-7 лет...

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».

Одной из наиболее известных и распространённых форм по просвещению семьи являются родительские собрания. И сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по повышению эффективности их подготовки и пров...

«МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ: БИЛИНГВИЗМ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА («ЧУДЕСА ИЗ ШЛЯПЫ»)»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ - ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ТЕМЕ: «ЖИЗНЬ БЕЗ ЯЗЫКОВЫХ БАРЬЕРОВ»» НА ТЕМУ...

Сценарий педагогического мероприятия Вечер развлечения для детей средней группы О. О. «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Праздник шляп!»

Данное мероприятие способствует развитию позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе. Позволяет вызвать интерес к персонажам праздника. Доставляет детям радо...

Конспект Организованной Образовательной Деятельности Тема: «Королева шляп» для детей с задержкой психического развития.

Формировать представления детей  об обобщающем понятии "головные уборы", используя  кинезиологические  практики и игровые упражнения....

конспект кружка доп.обр "Изобретатели". Тема: "Шляпы"

В данном конспекте представлено занятие кружковой работы 2Шляпы". оно состоит из теории и практики. В теории рассказывается о разных видах шляп и об их происхождении. В практической мы с детьми д...

Конспект бессюжетной игры на тему: «Танцевальная шляпа» для детей подготовительной группы

предложен конспект бессюжетной игры для подготовительной группы...