«Речевая готовность к школе»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Зуйкова

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает

свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша

понимают и он не испытывает особых затруднений, если его

речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с

миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,

вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый

социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к

усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_saytgalya_1.docx309.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 42 «Малинка» Старооскольского городского округа

Консультация для родителей

«Речевая готовность к школе»

C:\Users\Делл\Pictures\DCIM\100PHOTO\SAM_4158.JPG

                                                                         

                                                                        Воспитатель

                                                                          Зуйкова Г.В.

«Речевая готовность детей к школе»

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает

свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша

понимают и он не испытывает особых затруднений, если его

речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с

миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,

вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый

социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к

усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Перечислим их:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть

правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и

различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у

первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и

лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении

программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава

речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять

звуковые и смысловые различия между словами; образовывать

прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться

развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове; -составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые

предложения на слова;

-членить слова на слоги (части)

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ,

стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших

литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной

местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому

среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по

родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с

фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии

(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения)

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только

дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся

хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на

усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы,

не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками

звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при

обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы

этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и

синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда

сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их

не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на

усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной

работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять

активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это

поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и

неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность

ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития

детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому

развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь

должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как

можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или

иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти

недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок

из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить

ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно

делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает

стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно

чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за

неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить

правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и

вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в

коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а

во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять

формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного

общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда,

педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно

помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть

программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать

положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у

учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...

Речевая готовность к школе.Пора в школу.

Презентация для родителей детей подготовительной группы...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...