«Речевая готовность к школе»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает
свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша
понимают и он не испытывает особых затруднений, если его
речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с
миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,
вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый
социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к
усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_saytgalya_1.docx | 309.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №42 «Малинка» Старооскольского городского округа
Консультация для родителей
«Речевая готовность к школе»
Воспитатель
Зуйкова Г.В.
«Речевая готовность детей к школе»
Ваш ребенок готовится стать школьником.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает
свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша
понимают и он не испытывает особых затруднений, если его
речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с
миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,
вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый
социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к
усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Перечислим их:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть
правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и
различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у
первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении
программ общеобразовательной школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава
речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять
звуковые и смысловые различия между словами; образовывать
прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Также к началу обучения в школе дети должны уметь:
-строить сложные предложения разных видов;
-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове; -составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые
предложения на слова;
-членить слова на слоги (части)
-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ,
стихотворение и. т. п.
-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших
литературных текстов;
-драматизировать небольшие произведения;
-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной
местности;
-иметь представления о сезонных явлениях природы;
-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому
среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по
родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с
фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии
(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения)
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только
дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся
хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на
усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы,
не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками
звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при
обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы
этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и
синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда
сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их
не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на
усвоение ребёнком школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной
работе.
Основная задача родителей в данный период времени- проявлять
активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это
поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и
неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность
ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития
детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому
развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь
должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как
можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или
иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти
недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок
из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить
ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно
делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает
стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно
чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за
неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить
правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и
вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в
коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а
во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять
формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного
общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда,
педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно
помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть
программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать
положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у
учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...
Речевая готовность к школе.Пора в школу.
Презентация для родителей детей подготовительной группы...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...
Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...