Консультация для родителей "Развитие связной речи детей старшего возраста "
консультация по развитию речи (старшая группа)

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Развитие связной речи детей старшего возраста "

        Подготовила : Голубец С.Ю.        

 

Развитие связной речи - одна из главных задач детского сада .

Связная речь - смысловое , развернутое высказывание ( ряд логически сочетающихся предложений ) , обеспечивающее общение и взаимопонимание людей .

Формирование связной речи , изменение её функций являются следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависят от содержания , условий , форм общения ребенка с окружающими .

Функции речи складываются параллельно с развитием мышления ; они неразрывно связаны с содержанием , которое ребенок отражает посредством языка .

Основными задачами развития речи дошкольников являются : воспитание звуковой культуры речи , словарная работа , формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания . Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства . Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются , меняются методы обучения . Так , например , старшей группе детского сада при пересказывании  литературных произведений дети учатся связно , последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого , интонационно передавать диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам . Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действий , придумывание событий , предшествующих изображенному и следующих за ним .Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию , придумывать название рассказу в соответствии с содержанием , соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст . В рассказывании об игрушках дети учатся составлять рассказы и сказки , соблюдая композицию и выразительно излагая текст .

У детей формируются элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи , обеспечивающие целостность и связность текста . Необходимо научить их понимать тему высказывания , использовать различные зачины повествования , развивать сюжет в логической последовательности , уметь его завершить и озаглавить .

В подготовительной к школе группе задача развития связной речи тесно связана со всеми другими задачами : овладением словарным богатством родного языка , правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний  ,соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания .

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания . Развитие умения связно выстраивать высказывание обеспечивается обучением , включающим формирование элементарных знаний о теме высказывания , расположении его структурных частей , умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.

Занятия по развитию связной речи включают пересказ литературных произведений , рассказывание об игрушке или предмете , по картине , на темы из личнрго опыта , самостоятельно выбранную тему , однако задачи усложняются .

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно . При этом каждый раз изменяют текст коллективно . При этом каждый раз изменяются варианты показа картин .

Развитие умения высраевать сюжетную линию в рассказе , использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное понимание структурной организации текста , влияет на развитие у них наглядного и логического мышления .

У каждой из задач есть целый круг проблем , который надо решать параллельно и своевременно .

Задача формирования связной речи являетсч одной из основных , так как она аккумулировала в себе все стороны речи - фонематическую , лексическую , грамматическую .

Речевой развитие дошкольника неразделимо с овладением им связной монологической речью , успешность которой зависит от многих условий ( речевой среды , социального окружения , семейного благополучия , индивидуальных особенностей личности , познавательной активности ребёнка и т.п. ) , которую необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевой воспитания .

Вдошкольном детстве ребенок овладевает , прежде всего , диалогической речью , которая имеет свои особенности , появляющиеся в использовании языковых средств , допустимых в разговорной речи , но неприемлемых в построении монолога , который строится по законам литературного языка .

Необходимо развивать у детей умение строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией . Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника , задавать вопросы , отвечать . Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета , что необходимо для воспитания культуры речевого общения . Самое главное , что все навыки и умения , которые формировались в процессе диалогической речи , необходимы ребёнку и для развития монологической речи .

Владение связной монологической речбю - высшее достижение речевого воспитания дошкольников . Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов : описание , повествование , рассуждение . В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания , умение озаглавить текст .

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация , поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом .

Развитие речи старшего дошкольника , умение связно , последовательно , логично излагать свои мысли , развитие фонематического слуха - важнейшие моменты в подготовке детей к школе . Требования , предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника , очень велики , т.к. на уроке он должен уметь пересказать прочитанное , рассказать , как он решил ту или иную задачу .                                                                                                                                                       Четкие  представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребенка содержательной . Но содержание должно выстраиваться в логичекой последовательности - ребенку надо научиться не пропускать главных эпизодов , не переставлять их , заканчивать высказывание . Содержательность речи зависит от умения использовать богатство языковых средств .

Поэтому , важная задача развития связной речи детей стоит не только перед детским садом , но и перед родителями . Задача родителей детей старшего дошкольного возраста - совершенствовать связную речь ребенка . Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса ( овладевание детьми самыми элементарными средствами выразительности - эпитетами , сравнениями , синонимами , антонимами ) ; развитие умения рассказывать точно и последовательно передавать содержание художественных произведений ; формирование грамматически правильной речи и т. д.

Знакомство с богатством , художественными средствами языка дает возможность ребёнку сознательно относиться к своей речи . Он выбирает более подходящее слово , наиболее яркое , точное для выражения своей мысли .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего возраста с применением интеллектуальных карт.

Эффективная методика для детей с нарушениями речи,так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование,что способствует развитию словаря, грамматического строя и планир...

Обобщение опыта на тему «Обучение связной речи детей старшего возраста»

Развитие связной монологической речи детей является актуальной проблемой нашего общества и одна из главных образовательных задач в ДОУ.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускн...

Презентация опыта работы "Развитие связной речи детей старшего возраста"

Развивать речь детей, знакомить с начальными    основами грамоты, способствовать развитию интеллекта и эмоций в развитии  речи....

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

Консультация "Развитие связной речи детей старшего возраста средствами русского фольклора"

Консультация "Развитие связной речи детей старшего возраста средствами русского фольклора"...