Конспект по речевому развитию "Осень на улицах села"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Власова Алина Евгеньевна

Создание педагогических условий для формирования представлений у детей знаний о родном селе и его улицах в осеннее время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_osen_na_ulitsah_sela.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД 1

Возрастная: 4 – 5 лет.

Тема: Речевое развитие «Осень на улицах села»

Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Цель: создание педагогических условий для формирования представлений у детей знаний о родном селе и его улицах в осеннее время года.

Задачи:

-Образовательные: Содействовать формированию первичных представлений у детей о том, что Республика Алтай - часть большой страны России, а места родного села самые родные ;ознакомлению детей с характерными особенностями времени года – осенними листочками, обучению умение коллективно создавать сюжетную композицию – дома на улицах села в осеннее время года.

- Развивающие: Способствовать развитию творческих, композиционных способностей, воображению воспитанников, развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений(кружатся листочки, дует ветерок); развитию навыков речевого общения, пополнению и активизации словаря детей на основе употребления в речи прилагательных, в подборе существительных к прилагательному.

-Воспитательные:Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине; формировать интерес к родному селу,; продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Оборудование: мультимедийное оборудование, круги Эйлера, волшебный осенний мячик, презентация «Родные дома осенью»; аудиозаписи: логоритмическое упражнение «Осень»», осенние листочки из фоамирана, макеты домов по количеству детей.

Литература:

  1. В.Г. Фокина. Ознакомление детей с осенними явлениями природы.// справочник старшего воспитателя дошкольного учереждения 2009.№10.

Ход НОД:

Этап деятельности

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный момент

Игровая или проблемно-поисковая мотивация, сюрпризный момент ( в зависимости от возраста)

Приветствие друг другу и гостям

Сюрпризный момент

Проходите, ребята! Посмотрите сколько гостей пришло к нам, Давайте поздороваемся: Утром Солнышко встает,(Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Здравствуйте, гостям мы скажем,

Ручкой своею мы покажем (машут рукой)

2.Посмотрите, у меня в руках необычный мячик!

Я его нашла сегодня у нас на пороге группы, и он был грустный. Как вы думаете почему?

Дети проходят в музыкальный зал и приветствуют гостей.

.Обращают внимание на предмет – волшебный мячик, украшенный осенними листьями.

Думаем, что это мячик!

Наверное, он хотел играть!

Потерял своих друзей, маму и папу!

2.Основная часть

Вводная беседа, игровые упражнения, соревновательные моменты

Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, прием«яркое пятно»

Активизация самостоятельно мышления: моделирование, фантазирование, поиск решения проблемной ситуации ИЛИ

наглядный показ образца, способа действия, рассказ воспитателя, объяснение с опорой на наглядный материал

Игровые приемы

Логоритмическое упражнение «Осень»

Выполнение практических работ

Групповые, парные способы организации деятельности

А чтобы узнать в чем же дело, нам нужно придумать к словам «родная» или «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Замечательно подобрали слова. Мячик мне по секрету сказал, что он догадывается куда спрятались его разноцветные друзья.

Дидактическая игра «Родина моя»

Посмотрите, а вот и красный круг. На что похож? Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина…РОССИЯ. (большой красный – Россия) Продолжаем разговор о нашей Родине. Скажите пожалуйста , как называется наша Республика?

Дети: Республика Алтай.( средний синий – Республика Алтай)

Воспитатель: Наша малая Родина- нащ район, село

Паспаул, в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. (поменьше зеленый –район Чойский). Чем вам нравится наше село?(ответы детей) желтый круг.

Район мой Чойский, синий небосклон,

Село мое, родное,ласковый трезвон.

С детства все знакомо: реки и поля,

Горы и тайга, и улица моя!

Загадки с ИКТ:

Ребята, осенью ветерок-непоседа разыгрался и навёл беспорядок на улицах нашего села. Мы сможем с вами навести порядок?

Тогда проходите на стульчики, обратимся к волшебному экрану.

С деревьев сыплются монетки

От сильного дождя и ветра.

Я подниму 5 монеток

И соберу большой букетик. Что за букетик я соберу? (Осенние листья)

Осенние листья разбросал ветерок и забыл куда они попали.

Вначале нужно правильно определить, от какого дерева лист.

Как у дуба листочки называются? Дубовые.

А у клёна? Кленовые. А у берёзы? Берёзовые. А у тополя? Тополиные.

А у рябины? Рябиновые.

Умницы! А листочки все по цвету одинаковые? Нет, разные. А почему? Потому, что осенью все листья разного цвета. Молодцы!

Клёновые листья попали на улицу…

Ишинскую – Рита, Андрей,Даша.

Берёзовые – на улицу Лесную – Полина,Денис.

Рябиновые на улицу Карлагольскую – Кирилл

Тополиные на улицу Трактовую … детский сад, Молодёжную - Анюта

Дубовые на улицу Совхозную — Артем

Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем.Звучит музыка, но останавливается и раздается стук в дверь. Кто э

то? Заходит Осень(воспитатель).

Здравствуйте, ребята! Как у вас красиво!

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая эта пора:

Пришла к вам опять чудо-Осень.

Мы дорогая осень хотели поиграть поиграть!

Какие молодцы, давайте поиграем!

Логоритмическое упражнение «Осень»

Конструктивно-модельная деятельность «Макет улиц села».

А теперь мне еще много дел предстоит, может вы мне поможете? Тогда вы будете моими помощниками, проходите за столы и украсите осенними листочками свои дома. Сможете? Но вначале разомнём пальчики.

Пальчиковая игра«Листочки»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот – дубовый,

Вот – клёновый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку!

Дети приступают к творческой работе.

Передают мячик друг другу и произносят:

Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дом, детский сад, село.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, накладывая круги друг на друга: красный – синий – зелёный – жёлтый. Составляют соотношение кругов по цвету и форме

Дети подбирают слова – прилагательные:

Кленовые,

Берёзовые,

Дубовые,

Тополиные,

Рябиновые.

Называют названия своих улиц

Дети готовятся играть, но вдруг музыка останавливается, слышится звук в дверь, заходит Осень.

Под музыку выполняют движения по тексту.

Дети играют с пальчиками, проговаривая текст.

Затем украшают макеты своего дома,

размещают на общем макете.

3.Заключительная часть

Обсуждение результатов

Мотивация на другой вид деятельности

Молодцы, ребята! Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно… (листопад)

Вот и теперь листопад на ваших улицах.

А мне пора прощаться с вами! Вы вечером расскажете своим родителям как вы помогали мне украшать свои дома на улицах.

Осень уходит, а ребята вместе с воспитателем размещают макет в приемной.

Дети размещают на макете называя свою улицу.


Самоанализ НОД 1

Занятие соответствует общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям. Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально. Работа проходила содержательно, интересно и организованно.  Занятие проводилось на трёх этапах:  первый этап Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, прием«яркое пятно» длительностью 3 мин, второй этап состоял из наглядного показа, рассказа воспитателя, логоритмическое упражнение «Осень» и выполнение практической работы длительностью 20, третий этап подведение итогов длительностью 2 минуты.

В ходе занятия проводилась словарная работа, где дети узнали значения новых слов. Во время процесса воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами.

С самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности, речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной. Педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности. Так же педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент). Все методы и приёмы были обоснованы и взаимосвязаны между собой. Воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения. В ходе всего занятия педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по ПДД для детей старшей и подготовительной группы «Приключения Бабы Яги на улицах села».

*Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улицах города.*Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также название видов транспорта, обозначение дорожных знаков.*Повторить правил...

Спортивное развлечение по ПДД для детей старшей и подготовительной группы «Приключения Бабы Яги на улицах села».

*Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улицах города.*Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также название видов транспорта, обозначение дорожных знаков.*Повторить правил...

Беседа «Машины на улицах села – виды транспорта»

предлагаю вашему ниманию беседу по теме "Машины на улицах села-виды транспорта" для средней группы...

История названий улиц села Октябрьское

В данном материале вы найдёте интересные сведения об истории названий улиц села Октябрьского! Данный материал позволяет развивать любознательность дошкольников, воспитывать патриотическое чувство к св...

Конспект экскурсии по улицам села - Новая и Луговая.

Цель: воспитание у детей патриотических чувств и любви к своей малой Родине. Задачи:продолжать знакомить детей с родным селом; закреплять знания детей о том, что наше село большое, красивое.продо...

Конспект занятия "Улицы села" Средняя группа

Формировать знания детей о родном селе, о названии села, его улицах и достопримечательностей....