Звуки вокруг нас.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Речевая ситуация. Уточнить представления детей о мире звуков. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; побуждать передавать звуки природы фонетическими средствами языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_zvuki_vokrug_nas.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.
Тема. Звуки вокруг нас
Формы работы: речевая ситуация
Цель. Уточнить представления детей о мире звуков.
Задачи. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; побуждать передавать звуки природы фонетическими средствами языка.
Материал. Аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями.
Предварительная работа. Вспомнить произведение К. Чуковского «Путаница».
Ход НОД:
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | Предлагаю детям совершить путешествие в лес. |
Простановка цели детьми | - Вы готовы отправиться в путешествие? - Как мы можем отправиться в путешествие, ведь мы в группе и далеко от леса? (Представить себя в лесу.) |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | —Мы все дальше и дальше уходим по тропинке в лес. Какое разнообразие деревьев, трав и цветов! (Дети могут назвать их.) Прислушайтесь. Чем наполнен лес? Что вы слышите? Задаю уточняющие вопросы: — Какие звуки издает жук? (Ж-ж-ж.) А кукушка?.. И т, д. (Дети произносят конкретные звуки.) — Можно ли по голосу узнать животных и птиц? (Да, потому что каждый издает свои определенные звуки.) — Знаете, именно в этом лесу однажды произошла великая путаница: все птицы и звери поменялись голосами. В какой сказке это случилось? Кто ее написал? - Вспомним, кто с кем менялся голосами. (В ответах используется хоровая декламация.) 1. Свинки с кошечками. Свинки замяукали: Мяу, мяу! (Хором.) Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! (Хором.) 2. Уточки и курочки. Уточки заквакали: Ква, ква, ква! (Хором.) Курочки закрякали: Кря, кря, кря! (Хором.) 3. Воробышек с коровой. Воробышек прискакал. И коровой замычал: Му-у-у! (Хором.) Как корова ответила воробышку? (Чик-чирик.) — Как вы думаете, какие еще звери и птицы могли поменяться голосами и как они при этом стали бы кричать? (Дети придумывают свои варианты путаниц с обязательным озвучиванием.) Например: ворона стала лаять — гав-гав, а собака каркать — кар-кар. — Кто из зверят был паинькой и советовал баловникам остановиться? (Заинька.) Какие слова он говорил? (Дети декламируют, выразительно читают хором.) Кому велено чирикать — Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать — Не чирикайте! Не бывать вороне Коровою! Не летать лягушатам Под облаком! — При такой великой путанице и до беды недалеко. Какая беда произошла в сказке К. Чуковского? (Лисички спичками подожгли море синее.) Кто помог зверятам потушить море? Когда зверята обрадовались и стали снова петь и кричать своим голосом? Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га! (Хором.) Кошки замяукали: Мур-мур-мур! (Хором.) Птички зачирикали: Чик-чирик! (Хором.) Лошади заржали: И-и-и! (Хором.) Мухи зажужжали: Ж-ж-ж! (Хором.) Воспитатель подводит детей к выводу: «Как говорится, в сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок нам всем надо вынести из этой сказки? (Каждый должен говорить своим голосом.) А сейчас я вам прочитаю рассказ Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился». Один раз я видел, как маленькая девочка учила поросенка говорить... Она ему, я помню, говорит: — Поросенок, скажи «мама»! А он ей отвечает: — Хрю-хрю... Она ему: — Поросенок, скажи «дерево»! А он ей: — Хрю-хрю... — Скажи «цветочек»! А он: — Хрю-хрю... Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко поросенка и девочку. Я говорю: — Знаешь что, голубушка, ты бы ему что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить... Попроси его, например, сказать «хрю-хрю». Девочка немного подумала и говорит: — Поросенок, скажи, пожалуйста, «хрю-хрю». Поросенок посмотрел на нее и сказал: — Хрю-хрю! Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала. — Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился! |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | — Как мы передаем голоса животных? Подумайте, как разговаривает, общается человек, с помощью чего это происходит. Использует ли человек звуки в своем разговоре (в своей речи)? Чем они отличаются от тех, что используют животные? |
Подведение итога | Обобщаю ответы детей: животные, как правило, используют небольшое число звуков, часто одинаковых в различных ситуациях. А человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце и т. д.). С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли и желания близким и друзьям. О чем мы сегодня говорили? Какой вывод мы можем сделать? Какое у вас настроение? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Звуки вокруг нас"
Консультация для папки-передвижки на цветном фоне....
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект интегрированного занятия "Звуки вокруг нас"
Это занятие охватывает все пять образовательных областей.В нем такие разделы как: ознакомление с окружающим, валеология, развитие речи, обучение грамоте, музыка, экология....
Конспект комплексного занятия «Звуки вокруг нас» для детей средней группы.
Цель: развитие слухового восприятия.Задачи:1. Учить прислушиваться к разным звукам, вызывать внимание и интерес к ним;2. Различать на слух закрытыми глазами звучани...
Звуки вокруг нас
Одним из важных условий овладения ребенком грамотной устной и письменной речью является сформированность у него фонематического слуха. Что такое фонематический слух? Это способность человека различать...
Список источников по теме: Звуко-сенсорное воспитание "Звук вокруг нас"
Список источников по теме: Звуко-сенсорное воспитание "Звук вокруг нас"...
Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"
Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг насЦель: сформировать понятие о речевых звуках.Задачи:1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и нерече...