Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Большая книга фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие закрепляет знание детей о жанорах и видах русского народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_folkloru.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Волчихинский детский сад №2»
Конспект
НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Большая книга фольклора»
Из опыта работы
воспитателя МКДОУ
«Волчихинский детский сад №2»
Бубновой В.Г.
Цели: Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества, познакомить с характерными чертами фольклора; способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей память, мышление, воображение. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Задачи:
- расширять словарный запас;
- совершенствовать грамотную структуру речи;
- тренировать память на запоминание коротких стишков и потешек;
- способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
-развивать интонационную выразительность речи; умение четко произносить звуки, фразы;
-активизировать словарный запас детей.
-воспитывать дружеские отношения между детьми, любознательность;
-воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
-воспитывать духовно- нравственные чувства к народным традициям.
Материал к занятию: домовенок Кузя, корзинка пазлы по сказкам, макет книги «Фольклор».
Предварительная работа: Чтение сказок, потешек, разучивание скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, небылиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться в путешествие по страницам большой книги «Фольклора». Согласны?
Воспитатель: Кто помнит, что такое «Фольклор»? (ответы детей).
Воспитатель: Вот с этой красивой книгой фольклора мы отправимся в путешествие.
Воспитатель: (Показываю книгу)
- Но в ней отсутствуют странички. Они раскиданы по полу. А здесь какая-то записка.
Ни зверушка, ни ребенок,
Я- Кузя Домовенок.
В доме живу в укромном местечке,
Знаю заветные словечки.
Научите меня красиво говорить,
Буду с вами играть и дружить.
Воспитатель: Так вот значит, кто книгу уронил. (Кузя сидит в уголочке группы.) Дети, надо нам книгу собрать. Первая страница скороговорок. Все скороговорки не переговоришь и не выговоришь. А как нужно произносить скороговорки?
Дети: Быстро и чётко.
Назовите скороговорки, которые вы знаете.
Страница скороговорок.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Черной ночью, черный кот,
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщите, там кота.
Было весело на горке,
Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась,
В снег упасть она боялась.
У моей сестры Марины,
Щеки словно мандарины,
А сама сестра Марина,
Чуть побольше мандарина.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши язычки хорошо поработали и мы добавляем страничку в книгу.
Кузя: Вот беда, беда, огорчения. Мне так век не проговорить.
Страница пословиц.
Воспитатель: А теперь страничка пословиц. А что такое пословица? Я вам напомню, пословица – это народная мудрость, умное мудрое высказывание. Надо нам в кузовок пословицы собрать.
Игра «Кузовок пословиц» (дети поочередно кладут в корзинку шарики)
- Говорить не думая, что стрелять не целясь.
- Делу время, потехе час.
- Книга - источник знаний.
- Кто много читает, тот много знает.
- Золото добывают из земли, а знания из книг.
- Книга не пряник, а к себе манит.
- Одна пчела много меду не натаскает.
- Сделал дело- гуляй смело.
- Герой за Родину горой.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Дракой правду не добудешь.
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Ребята, а как вы думаете , пословица «Делу время- потехе час» о чем. Чему она вас научила?
- -А пословица «Кто много читает, тот много знает», о чем она. Что вы из нее поняли?
Воспитатель: Вот и эта страничка готова.
А следующая страница- потешек. ( Дети рассказывают потешки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как быстро мы собираем страницы.
Кузя: Дружно вы взялись за дело и работа закипела.
Воспитатель: Наши дети, Кузя, на все руки мастера.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Воспитатель. А следующая страница- это русские народные игры.
Какие вы знаете игры, я предлагаю вам поиграть в игру «Лоб, щека, коленки»
Цель: развитие быстроты реакции, внимания, координации, умения слушать.
Задание: правильно выполнять задание.
Играть можно и стоя в кругу, и сидя за столом. Ведущий называет и одновременно показывает на свои лоб, щёку и коленки. Дети должны делать то, что он сказал. Ведущий может путать детей, говоря одно, а показывая на другое. Дети ошибаться не должны. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Воспитатель: Следующая страница книги- шутки- небылицы.
Вы ребята, не скучайте, да гостей поразвлекайте. Присаживайся и ты Кузя. Да послушай наши шутки-прибаутки.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике..
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
- Где, ты, Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Петру помогаю.
- А что, Петр, делает?
- Да на печи лежит.
- Филя! Есть хочешь?
- Да нет, матушка, я перекусил.
- А чем перекусил?
- Да съел кусок пирога,
- Горшок сметаны,
- И решето калачей!
Между небом и землёй
Поросёнок рылся,
И нечаянно хвостом,
К небу прицепился.
Воспитатель: Вот посмешили вы нас, ребята! Я тоже знаю потешку:
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.
Воспитатель: Отлично, эту страничку мы тоже вернули в книгу.
Кузя: Вот потеха, так потеха. Давно так не смеялся.
Страница сказок.
Кузя: А теперь игра «Собери сказку». Думаю, с ней справятся все.
В каждом конверте картинка по сказке. Дети собирают пазлы, Кузя загадывает загадку, а дети называют, какая это сказка.
Ехал он на печи,
Уплетал калачи.
Чудо-щуку он поймал
И желанья загадал.
(Емеля)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна Лягушка)
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут.
(Гуси-лебеди)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
(Снегурочка)
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
(«Бычок – смоляной бочок»)
Воспитатель: Молодцы, мы добавили еще одну страницу в нашу книгу.
Страница загадок.
Кто такая, угадай-ка, в белом платьице хозяйка?
Потрясла свои перинки — в небе кружатся снежинки… (Зима)
Белый, но не сахар,
Безногий, а идет. (Снег)
С неба падает зимой,
Тихо кружит над землей,
Легкая пушинка Белая… (Снежинка)
Висит она вниз головою,
Не летом, а снежной зимою.
Как только весна в мир придет,
Заплачет и в снег упадет. (Сосулька)
Как простое стекло, он прозрачен,
Но для окон не предназначен. (Лед)
Котик наш решил прилечь на натопленную печь,
Хвостиком прикрыл он нос — скоро на дворе… (Мороз)
В белом кружеве деревня —
Крыши, окна и деревья,
Если ветер нападет,
Это кружево спадет. (Иней)
Летаю в поле с ветром на воле.
Закручу-заверчу и помчу, как хочу,
А вдоль домов пролетаю,
Сугробов много наметаю. (Метель)
Не кормили, не растили,
Из холодного снега лепили.
Вместо носа морковку
Детки тиснули ловко.
Угольки вместо глаз,
И вверху медный таз.
Белая и очень большая,
Скажите, кто она такая? (Снежная баба)
Воспитатель: Вставляем последнюю страничку. Вот мы и собрали нашу книгу. Поставим ее на полочку и будем беречь. А тебе Кузя дети напомнят правила обращения с книгами.
- Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.
- Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того, что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.
- Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
- Нельзя загибать уголок. Страница будет испорчена. Уголок очень быстро отвалится.
- Нельзя закладывать в книгу карандаш или ручку. От этого портится переплет. Лучше всего пользоваться закладками. Сделать закладку можно самим из цветной бумаги или открытки.
- На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
- Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.
Воспитатель: Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в страну «Красивой речи».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речев...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи»
Данный конспект направлен на обобщение знаний детей старшей группы, полученные в течения первого полугодия учебного года...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...