Презентация "Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника"
презентация по развитию речи
Художественная литература является универсальным развивающее - образовательным средством.
Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
" Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг, а чтение –это тропинка, по которой умелый, думающий взрослый находит путь к сердцу ребёнка". В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_literatura.pptx | 669.64 КБ |
komentarii_k_slaydam.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг, а чтение –это тропинка, по которой умелый, думающий взрослый находит путь к сердцу ребёнка». В.А. Сухомлинский
Художественная литература является универсальным развивающее - образовательным средством: Загадки Считалки Дразнилки Фольклорные произведения
Особенности восприятия художественных произведений по возрастным группам: В младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки , загадки, где в основном содержится ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается развивается словарь В старшей и подготовительной группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при проведении анализа произведения дети могут чувствовать ее глубокое идейное содержание . В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.
Основные методы чтения художественного произведения : Чтение воспитателя по книге или наизусть Рассказывание воспитателя Заучивание наизусть Инсценировка сказок и сценок
Методы работы после прочтения Беседа после прочтения литературного произведения Моделирование Мнемотехника Социоигровые технологии
Мнемотехника Мнемотехника использует не изображения предметов, а символы. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме
Моделирование Из всех существующих приемов обучения рассказыванию одним из самых эффективных является метод моделирования . Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Социоигровая технология Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо)
Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей . Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра .
Рекомендации : 1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности. 2 . Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями. 3 .Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности. Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов. 4. Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа. 5. Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
Последовательность и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с пословицами и поговорками: 1этап - подготовительный у потребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни , объяснение их смысла детям; рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов; чтение рассказов по пословицам внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок . 2 этап Активное самостоятельное ознакомление детей с пословицами игры и упражнения : * «Найди нужную картинку » , « Назови пословицу к картинке» ; * «Я начну, а ты продолжи » , « Подбери слово в рифму» рисование по пословице составление детьми рассказов по пословицам чтение пословиц 3 этап Употребление детьми пословиц в разговорной речи
Организация книжного центра Цель организации книжного центра в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Основной принцип , которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей . Перечень литературы по возрастам
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. В Центр книги помещают, как правило издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки, книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками ) музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п .) книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками, предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных). По возможности делается подборка книжек для малышей, содержащих игровые элементы (глазки, кнопки и др.). Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.
В книжном центре средней группы представлены книги с обычной листовой бумагой. Дети знакомятся с рассказами о животных и птицах (В. Бианки), юмористическими произведениями малых форм (Н. Носов). Не угасает интерес к народным сказкам и начинается ознакомление со сказками авторскими (К. Ушинского, А. Толстого, М. Горького). В Центре книги средней группы на витрине выставляется 4-6 книг, остальные - в шкафу: книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» открытки для рассматривания по произведениям, портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин, тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др . материал для ремонта книг.
Книжный центр для старших дошкольников содержит художественные книги, энциклопедии, журналы дидактические и настольные игры . Старшие дошкольники знакомятся с былинами («Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич ») литературными сказками зарубежный и русских писателей (в т. ч. А. Пушкина). Библиотечный уголок для детей 5–7 лет содержит книги разнообразной тематики для удовлетворения интересов воспитанников: о природе, о детях, юмористические, энциклопедического характера, о войне, о путешествиях.
Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают! Джордж Карлин
Предварительный просмотр:
Коментарии к слайдам
3 слайд
Художественная литература является универсальным развивающее - образовательным средством:
- Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. Развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
- Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
- С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
- Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
- Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
4 слайд
Особенности восприятия художественных произведений по возрастным группам:
- В младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки, загадки, где в основном содержится ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения.
- В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается развивается словарь
В старшей и подготовительной группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при проведении анализа произведения дети могут чувствовать ее глубокое идейное содержание .В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.
5 слайд
Основные методы чтения художественного произведения:
- Чтение воспитателя по книге или наизусть
- Рассказывание воспитателя
- Заучивание наизусть
- Инсценировка сказок и сценок
6 слайд
Методы работы после прочтения
При ознакомлении детей с худ.лит. используются различные технологии
- Беседа после прочтения литературного произведения
- Моделирование
- Мнемотехника
- Социоигровые технологии
7 слайд
Основные цели использования технологии мнемотехники Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах Освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления Развитие творческих способностей: фантазии, воображения Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
Совместное составление педагога с детьми мнемотаблицы или мнемодорожки по стихотворению
«Я люблю свою лошадку» - младший и средний возраст.
««Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» - старший возраст
8 слайд
Моделирование
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Моделирование сказки «Теремок»
9 слайд
Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо)
10 слайд
Так же кроме ознакомления детей с художественной литературой не надо забывать о пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.
Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.
Ознакомление с пословицами и поговорками ведётся в основном со старшего возраста, т.к дети уже способны понять скрытый смысл, образные выражения.
11 слайд.
Рекомендации:
1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.
2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями.
3.Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности.
Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов.
4.Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа.
5.Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
12 слайд
Последовательность и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с пословицами и поговорками:
1этап - подготовительный
- употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям;
- рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок
- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;
- чтение рассказов по пословицам
- внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.
2 этап Активное самостоятельное ознакомление детей с пословицами
- игры и упражнения:
* «Найди нужную картинку»,«Назови пословицу к картинке»;
* «Я начну, а ты продолжи», «Подбери слово в рифму»
- - рисование по пословице
- составление детьми рассказов по пословицам
- - чтение пословиц
- 3 этап Употребление детьми пословиц в разговорной речи
13 слайд
Организация книжного уголка
Цель организации книжного центра в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.
Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
Перечень литературы по возрастам
Где можно найти перечень литературы?
14 слайд
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. В Центр книги помещают, как правило
- издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки, книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)
- музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.)
- книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками,
- предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных).
- По возможности делается подборка книжек для малышей, содержащих игровые элементы (глазки, кнопки и др.).
- Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.
- В уголке средней группы представлены книги с обычной листовой бумагой. Дети знакомятся с рассказами о животных и птицах (В. Бианки), юмористическими произведениями малых форм (Н. Носов). Не угасает интерес к народным сказкам и начинается ознакомление со сказками авторскими (К. Ушинского, А. Толстого, М. Горького).
- В Центре книги средней группы на витрине выставляется 4-6 книг, остальные - в шкафу: книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками
- альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»
- открытки для рассматривания по произведениям, портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин, тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
- материал для ремонта книг.
Книжный уголок для старших дошкольников содержит
- художественные книги, энциклопедии, журналы
- дидактические и настольные игры.
- Старшие дошкольники знакомятся с былинами («Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич»)
- литературными сказками зарубежный и русских писателей (в т. ч. А. Пушкина).
Библиотечный уголок для детей 5–7 лет содержит книги разнообразной тематики для удовлетворения интересов воспитанников: о природе, о детях, юмористические, энциклопедического характера, о войне, о путешествиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....
Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...
Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...
Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.
Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информаци,и продолжает оставатьсяосновным средством для воспитания всесторонне развитой личности...
Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.
Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информации, продолжает оставаться основным средством для воспитания всесторонне развитой личности...
Презентация "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника".
презентация из опыта работы...
Доклад на МО (презентации) "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
пояснения к презентации...