Проект по ознакомлению с художественной литературой.
проект по развитию речи (средняя группа)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеют произведения К.И. Чуковского, так как они расширяют знания детей об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка. Через ознакомление со сказками Чуковского дети знакомятся с миром животных, у детей формируются навыки справедливости, добра, дружбы, понимания. Произведения Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания ребенком и легкие для запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zanyatie.docx | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по ознакомлению с художественной литературой
«Добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского»
в средней группе.
Воспитатель: Кошлец Дария Петровна
Вид проекта: по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги)
по целевой установке – информационный, познавательно – творческий.
Длительность проекта: краткосрочный (3 недели : с 11 по 30 января).
Участники проекта: педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители, младший воспитатель.
Актуальность: Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение имеют произведения К.И. Чуковского, так как они расширяют знания детей об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка. Через ознакомление со сказками Чуковского дети знакомятся с миром животных, у детей формируются навыки справедливости, добра, дружбы, понимания. Произведения Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания ребенком и легкие для запоминания.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Общение с творчеством Чуковского способствует развитию интереса к книге.
Сказки Чуковского входят в жизнь ребенка как добрые, веселые друзья. Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности, «Федорино горе» - порядку, «Айболит» - быть добрым, заботиться о других, «Муха-Цокотуха» - умению помогать другим.
Проблема:
- Отсутствие у детей интереса к чтению художественной литературы
- Предпочтение компьютеру и телевизору
- Недостаточно уделяется времени чтению в ДОУ и в семье
- Непонимание родителями значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.
Цель проекта:
- Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы
- Приобщение детей к словесному искусству посредством мира сказок Чуковского
- Закрепление знаний сказок Чуковского
- Создание в группе необходимых условий для ознакомления детей с творчеством Чуковского
- Приобщение родителей к семейному чтению
- Создание библиотечки произведений Чуковского
Задачи проекта:
- Способствовать развитию интереса к художественной литературе
- Способствовать формированию представлений о творчестве Чуковского
- Познакомить с портретом Чуковского
- Формировать умение эмоционально откликаться на переживания персонажей произведений автора
- Учить понимать занимательность сюжетов сказок Чуковского
- Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря детей
- Формировать навыки выразительного исполнения наизусть отрывков из сказок
- Развивать память , внимание, воображение
- Приобщать родителей к семейному чтению
Планируемые результаты:
- Проявляют интерес к художественной литературе
- Приобретают знания о творчестве Чуковского
- Узнают и называют автора и названия его сказок по иллюстрациям, по строкам из текста, драматизируют с помощью взрослого отрывки из сказок
- Приобретение родителями интереса к семейному чтению
Взаимодействие с семьей:
- Приобщение родителей к проблеме чтения для детей
- Беседа с родителями на тему «Проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе)
- Анкетирование «Семейное чтение и его роль в жизни ребенка»
- Изготовление дидактических материалов (ксерокопии)
- Акция «Подари книгу группе»
- Консультации «Путь в страну книг», «Какие вопросы задавать ребенку после прочтения книги»
- Выставка совместных с детьми работ «Мой любимый сказочный герой»
Ресурсы:
- Информационные – фото, видео материалы, книги с произведениями Чуковского
- Дидактические - иллюстрации к произведениям Чуковского, оформление книжного уголка в группе
- Методические – разработки бесед, конспекта итогового ёё занятия НОД, консультации для родителей
- Т.С.О. – ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, слайды, компакт-диски с мультфильмами
Формы и методы организации проекта:
- Беседы и рассказ воспитателя
- Просмотр слайдов, иллюстраций
- Просмотр мультфильмов
- Слушание сказок на компакт-дисках
- Чтение сказок
- Занятие НОД
- Дидактические и подвижные игры
- Пальчиковая гимнастика
- Выставки детских работ
- Изодеятельность
- Сюрпризные моменты
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный:
- Подбор методической литературы
- Подготовка демонстрационного материала
- Разработка серии мероприятий по ознакомлению с творчеством Чуковского
- Изготовление дидактических игр
- Привлечение родителей к процессу решения поставленных задач
- Анкетирование родителей
- Создание условий для реализации проекта
2 этап - основной:
- Просмотр слайдов, мультфильмов по произведениям Чуковского
- Слушание сказок Чуковского на компакт-дисках
- Чтение сказок Чуковского
- Рассматривание иллюстраций
- Заучивание детьми наизусть отрывков из сказок Чуковского
- Инсценировки, драматизации
- Беседы
- Дидактические и подвижные игры
- Изодеятельность
3 этап - заключительный:
- Проведение итогового занятия НОД «Сказки дедушки Корнея»
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Образовательные области | Совместная деятельность | |
Физическое развитие | Физкультура. | Пальчиковая гимнастика. Подвижная игра «Догони меня, Федора» (у детей карточки с изображением посуды) |
Здоровье. | Беседа «Надо ,надо умываться по утрам и вечерам». («Мойдодыр») Формирование правильной осанки. | |
Познавательно – речевое развитие | Познание. | Видео-сюжеты :виртуальная «Экскурсия в дом – музей К.И. Чуковского». Слайды, компакт-диски по произведениям Чуковского. Дидактические игры: «Узнай героя сказки по описанию» «Угадай к какой сказке иллюстрация» «Какая сказка» «Разрезные картинки» «Доскажи словечко» Вечер загадок «Угадай и ответь» |
Коммуникация. | Рассматривание иллюстраций. Занятие НОД «Сказки дедушки Корнея» Заучивание наизусть отрывков из сказок. Беседа «О доброте» (Чудо-дерево»). Беседы по сказкам. | |
Чтение художественной литературы. | Чтение сказок Чуковского. Инсценировки, драматизация сказок «Муха-Цокотуха», «Телефон». Оформление книжного уголка. | |
Социально- личностное развитие | Социализация. | Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Больница для зверей» «Добрая Федора». |
Труд. | «Полечи книжку» «Вымоем кукольную посуду» | |
Безопасность. | Правила безопасного поведения на основе сказок «Бармалей», «Муха-Цокотуха», «Путаница» | |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество. | Лепка посуды «Поможем Федоре» Рисование «Сказка в гости к нам пришла» Нетрадиционное рисование «Бабочка» Занятие НОД «Сказки дедушки Корнея» - коллаж «Чудо-дерево» (аппликация) Выставка совместных работ детей и родителей. |
Анализ результативности проекта: Поставленная проблема была решена. Дети познакомились с творчеством К.И.Чуковского, узнают его на портрете, знают его произведения – сказки. В группе создана библиотечка произведений Чуковского.
Уровень знаний детей по сказкам Чуковского на подготовительном этапе проекта:
Высокий – 15%
Средний - 25%
Низкий - 60%
Уровень знаний детей по сказкам Чуковского на заключительном этапе проекта:
Высокий - 60%
Средний - 20%
Интерес родителей к семейному чтению литературных произведений возрос до 73%.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 186» Г. Барнаул
Конспект
итогового занятия непосредственно образовательной деятельности ,
разработанного в соответствии с
«Программой воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А.Васильевой
по чтению художественной литературы и
художественному творчеству ( коллективная аппликация)
в средней группе
Тема : «Сказки дедушки Корнея».
Кошлец Дария Петровна
воспитатель
Г. Барнаул
2020 г.
Интеграция образовательных областей : чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, художественное творчество.
Цель : 1. закрепление знаний детей о прочитанных сказках Чуковского
2. развитие детского творчества , воображения
Задачи по образовательным областям :
Чтение художественной литературы:
- формировать у детей интерес к творчеству Чуковского
- развивать интерес к знакомым произведениям Чуковского
- вспомнить знакомые сказки Чуковского
- развивать память , внимание, умение находить отгадку в строчках сказки
Коммуникация :
- учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы
- формировать умение согласовывать слова в предложении
- развивать связную речь
Физическая культура :
- продолжать развивать активность детей в подвижных играх
Художественное творчество :
1. совершенствовать приемы наклеивания готовых форм на общий лист
ватмана
2. формировать самостоятельность в работе
3. продолжать развивать интерес детей к продуктивной творческой
деятельности.
Планируемые результаты :
- узнают произведение Чуковского по строкам из текста и называют их
- выражают положительные эмоции (интерес, радость)
- умеют поддерживать беседу
- активно, доброжелательно взаимодействуют с педагогом в решении игровых задач
- интересуются изобразительной деятельностью
Предварительная работа : просмотр слайдов «Экскурсия в дом-музей К.И.Чуковского», подготовка демонстрационного материала (книги, портрет автора, слайды), чтение произведений Чуковского, просмотр иллюстраций , мультфильмов по творчеству Чуковского, дидактические игры.
Дидактический материал : портрет Чуковского, музыкальный центр, диск с записью музыки, книжки Чуковского, коробка с разрезанными картинками (посуда), проектор, экран, слайды с картинками(мыло, зубная паста, полотенце , тетрадь и с другими предметами), игрушечный телефон, запись телефонного звонка, игрушечный паук, нарисованное на ватмане дерево и прикрепленное к доске, клей-карандаш, салфетки, клеенки, бумажные силуэты обуви – по количеству детей).
Методы и приемы : игровая мотивация, художественное слово, дидактические игры, подвижная игра, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, музыка, коммуникативная игра, продуктивная деятельность.
Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, коллективная.
Ход: Дети заходят в подготовленную группу.
Воспитатель - Ребята, вы любите сказки? Я приглашаю вас в сказочную страну одного писателя. Вот его портрет. Скажите , как его зовут? Посмотрите на портрет Чуковского. Как вы думаете, какой это был человек? (добрый, веселый). Какой ласковый и веселый взгляд у Чуковского на портрете. Он очень любил детей и сочинял для них сказки. За это его называли «дедушка Корней».
-Прислушайтесь! (звучит музыка в записи ).
-Все на свете дети очень любят сказки,
Все на свете дети сказку очень ждут.
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки в гости к нам придут.
-Сказки дедушки Корнея нас зовут в гости. Ну что, идем в страну сказок Чуковского?
По сказочной дорожке шагают наши ножки!
Дети идут за воспитателем и подходят к столику , на нем – книжка «Федорино горе» и коробка с разрезанными картинками (посуда).
- А вот и первая сказка.
Воспитатель читает : «А за ними блюдца,
Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся,
Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля!
На стаканы – дзинь! – натыкаются
И стаканы – дзинь! – разбиваются».
-Вы знаете эту сказку? Как она называется? (воспитатель показывает книжку детям) Правильно , «Федорино горе» . А почему посуда убежала от Федоры? (воспитатель берет коробку) . Посмотрите, в коробке посуда вся разбитая, надо ее собрать. А как мы соберем посуду? (ответы детей).
Проводится игра «Собери целое из частей».
-Ребята, а Федора так и осталась неряхой? (ответы детей). Давайте мы поможем ей помыть посуду.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
-Хорошо поработали, присядем отдохнем. (воспитатель подводит детей к стоящим полукругом стульчикам (на ковре) , напротив экран, рядом столик с проектором , книжками«Мойдодыр» и «Телефон» , игрушечный телефон).
Воспитатель читает: «Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой»
-Как называется эта сказка? «Мойдодыр». (показывает книжку). А вы знаете , какие предметы нужны Мойдодыру? Давайте посмотрим.
Проводится игра «Найди лишний предмет» (показываются слайды с картинками: мыло, зубная паста, полотенце, тетрадь и т.д.). А теперь встанем и покажем Мойдодыру , как мы умываемся.
Проводится физкультурная минутка:
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши.
После вытремся посуше.
Звучит запись телефонного звонка.
Воспитатель берет телефонную трубку и читает:
«А недавно две газели
Позвонили и запели:
-Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?»
-Из какой сказки эти газели? Правильно, из сказки «Телефон». (показывает книжку).
«Не сгорели карусели
И качели уцелели.
Что за глупые газели!» (кладет трубку на телефон).
-Давайте мы тоже покатаемся на карусели.
Проводится подвижная игра «Карусели»:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом , потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
-Ух, накатались! А нам пора идти в другую сказку.(воспитатель и дети подходят к столику, на нем книжка «Муха-Цокотуха» и игрушечный паук).
Воспитатель читает: «Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу муху в уголок
Поволок».
-Из какой сказки этот паучок? (показывает игрушечного паука) . Из сказки «Муха-Цокотуха». Что произошло с мухой? А как муха попала в сети паука мы сейчас покажем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Паук и муха»:
Паук свою раскинул сеть.(распрямляем левую ладонь-«паутина»)
Ах, как же мухе пролететь? (правая рука «порхает» перед «паутиной»)
Ведь у нее дома дела.
Искала путь, но не нашла (правая рука влетает в «паутину» и левая
рука хватает правую)
И угодила к пауку. (ладони сжимаются)
-А кто спас муху, кто ей помог?
Воспитатель читает: «Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик».
-Давайте и мы зажжем фонарики.
Проводится коммуникативная игра «Фонарик» (дети встают в круг и «зажигают фонарики» , по очереди прикасаясь ладошкой к ладошке соседа).
-Ну а мы идем дальще (подходят к нарисованному на ватмане дереву).
Воспитатель читает: «А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное.»
-В какой сказке растет такое дерево? В сказке «Чудо-дерево». Это чудо-дерево придумал большой шутник дедушка Корней. А что растет на этом дереве? «Чулки да башмаки». Сейчас каждый из вас наклеит на ветки дерева то, что захочет. (дети подходят к столу и выполняют задание).
-Какое дерево чудесное у нас получилось! А нам пора возвращаться в детский сад.
По сказочной дорожке
Шагают наши ножки.
Мы вернулись в детский сад,
Вспомнить сказки каждый рад.
Рефлексия : -Вам понравилось наше путешествие?
-По сказкам какого писателя мы путешествовали?
- В каких сказках мы побывали?
Вывод: Деятельность детей направлена на систематизацию знаний о творчестве К.И.Чуковского, закреплению навыков в художественном творчестве. Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности : коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной. Использованные методы и приемы направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности. Подобранный материал, техническое сопровождение позволяет поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.
Теоретическая основа проекта:
Чуковский К.И. Сказки. «АСТ» 2007
Чуковский К.И. Детям «Астрель» 2007
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомство с литературой детей 3-5 лет» -М. ТЦ Сфера
2009 г.
Зубарева Е. Е. «Детская литература» Издательство: Просвещение (Москва) 1989 г.
Интернет-ресурсы:
maaam. ru>Разделы сайта>Чуковский
pamsik. Livejurnal. Com>86857. html
doshkolnik. Ru>Занятия с детьми>792-viktorina
ped-kopilka.ru>vospitateljam
resobr.ru>тематический рубрикатор>45/40707
temroo.narob.ru>dok/doschkolnoe/chucovskii.dok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению с художественной литературой «Добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского» в средней группе.
Ознакомление с произведениями К.Чуковского...
ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».
ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....
ПРОЕКТ по ознакомлению с художественной литературой «Сказочная страна Корнея Чуковского»(средняя группа)
Проект способствует формированию у детей представлений о творчестве К. Чуковского: дети узнают и называют автора и названия его сказок по иллюстрациям, по строкам из текста, драматизируют ...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...
Картотека художественной литературы по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26254609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Проект по ознакомлению с художественной литературой "Все начинается с чтения"
ГБОУ Школа № 657 ДО 2Проектпо ознакомлению с художественной литературойв старшей группеГ.Я. Снегирев Автор проекта: Гадживердиева Р.Х.Воспитатель 1 категорииМосква...