Игра как основной вид деятельности с детьми дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)

Диалог- основная форма общения дошкольников . Он является для них речевой практикой и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер в заимодействие с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - как фактор развитие диалога с детьми дошкольного возраста.

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

Структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос – ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как  сообщение (информирование, утверждение) – выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) – реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения). Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы. К тому же, будучи разновидностью поведения, диалог предполагает выполнение социально обусловленных норм и правил поведения, связанных как с особенностями протекания этой формы речи, так и с культурой взаимоотношений людей. Особенно значимы для диалога правила очередности реплик, поскольку диалог предполагает обмен ими, и тематическое единство высказываний, образующих цепочку взаимосвязанных реплик. Без выполнения данных правил диалог разрушается, поэтому привычку их соблюдения необходимо формировать с дошкольного детства. Можно сказать, что овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений, а именно:

 Умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;

Умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т.п.;

 Умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).

     Умение формулировать различные побуждения связано с  усвоением средств речевого этикета. Дети, как показывает практика, прибегают к формулам речевого этикета, когда выражают просьбы, но умение вежливо предложить стул, угощение, совместную игру, используя принятые словесные выражения, у многих сформировано недостаточно. Еще реже проявляется умение использовать ответные реплики в таком диалоге, т.е. готовность выполнить просьбу или вежливо отказаться от ее выполнения.

    Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов, но они в практике развития диалогической речи детей встречаются редко. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.

    Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.

    В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Выдвигая перед детьми содержательные задачи, игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу. 

     ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

1 этап.

Основные задачи: обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик, опираясь на подражательность детей. К источникам речевого подражания относятся речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства необходимо привлекать внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра фильмов и спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:

Инициативные диалогические реплики: «О чем мечтал Листопадничек?», «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок ему поклонился»;       

Ответные высказывания: «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?», «Согласился ли Ветер с мнением Мороза?»;

 

Особая роль отводится художественной литературе. Дети усваивают разные формы реплик

 диалогической пары побуждение – реакция на побуждение ( «Ну-ка, зайка, поскачи! – От чего не поскакать? Поскачу!»);

 диалогическое единство вопрос – ответ (потешки «Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и многие стихотворения);

 диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение (стихотворения С.Маршак «Перчатки»,  А. Барто  «Я знаю, что можно придумать…». Кроме того можно использовать стихотворения  имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованием в диалогический текст. Интересным для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры (-Ты пирог съел? – Нет, не я. – А вкусный был? – Очень.; -Я медведя поймал! – Так веди сюда. – Не идет. – Так сам иди. – Да он меня не пускает.; - Егор-Егор, укажи свой двор! – А вот мой двор, голубой забор.).

     Заимствование форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть и осваивают разные диалогические единства:

вопрос – ответ (дидактические – «Почта», «Фанты»; подвижные – «Коршун», Лиски»,  «Краски», «Птицы» и т.д.);

сообщение – реакция на сообщение («Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», «Пчелки и ласточки» и т.д.);

побуждение – реакция на побуждение («Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»,  «Змея», «Волк», Хлоп-хлоп, убегай!» и др.)

     Воспроизведение литературных диалогов не только помогает осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание темы разговора.

    2 этап.

    Используются игры, в которых дети оперируют не только заученными (репродуктивными), но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами. Такие виды театрализованных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений  режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.  

   Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а затем – произведения, где разные диалогические пары переплетаются. На данном этапе детей учат вести диалог по телефону, для чего используются игры. Связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, звонок в поликлинику и др. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.

   3 этап.

Используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами. Особая роль отводится словесным играм, поскольку они позволяют педагогам направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.·        

 

Вопрос – ответ: «Да и нет», «Запрещенные слова», «Ты мне – я тебе», «Турнир знатоков». Умению ставить вопросы в разной форме содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов.·        

Сообщение –реакция на сообщение: «Кто кого запутает?», «Так бывает или нет?», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города». С помощью этих игр дети учатся высказывать свое мнение, свое суждение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.·        

Побуждение – реакция на побуждение: «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение».

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

1.   Формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге.

2.   Отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную практику.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...

Презентация проекта "«Дидактическая игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста в системе подготовки к школе»

Дидактическая игра - это активная форма обучения. Она помогает развивать память, мыщление, воображение, которые необходимы для обучения в школе....

Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста

Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по теме: «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

              Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно, проектная дея...

Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста

Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих ...