Игра как основной вид деятельности с детьми дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)
Диалог- основная форма общения дошкольников . Он является для них речевой практикой и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер в заимодействие с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - как фактор развитие диалога с детьми дошкольного возраста.
Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».
Структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос – ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение) – выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) – реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения). Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы. К тому же, будучи разновидностью поведения, диалог предполагает выполнение социально обусловленных норм и правил поведения, связанных как с особенностями протекания этой формы речи, так и с культурой взаимоотношений людей. Особенно значимы для диалога правила очередности реплик, поскольку диалог предполагает обмен ими, и тематическое единство высказываний, образующих цепочку взаимосвязанных реплик. Без выполнения данных правил диалог разрушается, поэтому привычку их соблюдения необходимо формировать с дошкольного детства. Можно сказать, что овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений, а именно:
Умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;
Умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т.п.;
Умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).
Умение формулировать различные побуждения связано с усвоением средств речевого этикета. Дети, как показывает практика, прибегают к формулам речевого этикета, когда выражают просьбы, но умение вежливо предложить стул, угощение, совместную игру, используя принятые словесные выражения, у многих сформировано недостаточно. Еще реже проявляется умение использовать ответные реплики в таком диалоге, т.е. готовность выполнить просьбу или вежливо отказаться от ее выполнения.
Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов, но они в практике развития диалогической речи детей встречаются редко. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.
Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.
В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Выдвигая перед детьми содержательные задачи, игра способствует активизации диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1 этап.
Основные задачи: обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик, опираясь на подражательность детей. К источникам речевого подражания относятся речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства необходимо привлекать внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра фильмов и спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:
Инициативные диалогические реплики: «О чем мечтал Листопадничек?», «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок ему поклонился»;
Ответные высказывания: «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?», «Согласился ли Ветер с мнением Мороза?»;
Особая роль отводится художественной литературе. Дети усваивают разные формы реплик
диалогической пары побуждение – реакция на побуждение ( «Ну-ка, зайка, поскачи! – От чего не поскакать? Поскачу!»);
диалогическое единство вопрос – ответ (потешки «Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и многие стихотворения);
диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение (стихотворения С.Маршак «Перчатки», А. Барто «Я знаю, что можно придумать…». Кроме того можно использовать стихотворения имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованием в диалогический текст. Интересным для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры (-Ты пирог съел? – Нет, не я. – А вкусный был? – Очень.; -Я медведя поймал! – Так веди сюда. – Не идет. – Так сам иди. – Да он меня не пускает.; - Егор-Егор, укажи свой двор! – А вот мой двор, голубой забор.).
Заимствование форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть и осваивают разные диалогические единства:
вопрос – ответ (дидактические – «Почта», «Фанты»; подвижные – «Коршун», Лиски», «Краски», «Птицы» и т.д.);
сообщение – реакция на сообщение («Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», «Пчелки и ласточки» и т.д.);
побуждение – реакция на побуждение («Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ», «Змея», «Волк», Хлоп-хлоп, убегай!» и др.)
Воспроизведение литературных диалогов не только помогает осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание темы разговора.
2 этап.
Используются игры, в которых дети оперируют не только заученными (репродуктивными), но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами. Такие виды театрализованных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.
Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а затем – произведения, где разные диалогические пары переплетаются. На данном этапе детей учат вести диалог по телефону, для чего используются игры. Связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, звонок в поликлинику и др. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.
3 этап.
Используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами. Особая роль отводится словесным играм, поскольку они позволяют педагогам направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.·
Вопрос – ответ: «Да и нет», «Запрещенные слова», «Ты мне – я тебе», «Турнир знатоков». Умению ставить вопросы в разной форме содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов.·
Сообщение –реакция на сообщение: «Кто кого запутает?», «Так бывает или нет?», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города». С помощью этих игр дети учатся высказывать свое мнение, свое суждение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.·
Побуждение – реакция на побуждение: «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение».
Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:
1. Формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге.
2. Отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...
Консультация для педагогов "Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Консультация для педагогов дошкольного образования...
Презентация проекта "«Дидактическая игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста в системе подготовки к школе»
Дидактическая игра - это активная форма обучения. Она помогает развивать память, мыщление, воображение, которые необходимы для обучения в школе....
Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста
Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста...
Методическая разработка по теме: «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно, проектная дея...
Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста
Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих ...
Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
Проектная деятельность...