Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В педагогическом процессе игра используется как наиболее эффективное средство для решения многих воспитательно-образовательных проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_osnovnoy_vid_deyatelnosti_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста
Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В педагогическом процессе игра используется как наиболее эффективное средство для решения многих воспитательно-образовательных проблем. В игре протекает процесс развития и коррекции познавательных способностей, личностных качеств, пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а форма развития свободного проявления личности. Игра — это вид деятельности управляющий развитием, в котором формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям. [1, с.22] Также игру мы можем рассматривать как основную форму самоутверждения и жизни дошкольников. В своих работах А. П. Усова подчеркивала важнейшую функцию игры, указывала на то, что игры дают возможность организовать не только определенный момент жизни, но и воспитывать самостоятельность, активизируют пассивных, дают возможность выступать в роли лидера, ведущего. Ребенок в игре получает определенный опыт, возможность применять его в своей деятельности, получает некоторые знания и умения, может выбирать тему игры и развертывать сюжет по данной теме, может выбирать партнеров, которым импонирует, по своему типу и темпераменту, тех, с кем ему приятно общаться. Неоднократно приходилось наблюдать, как ребенок искренне воспринимает игру, как живет в игре, как плачет и не выходит из игры. Однако, для того, чтобы ребенок смог увлеченно и самостоятельно играть, ему надо помочь научиться играть, научиться воображать и фантазировать, манипулировать с игрушками, с предметами — заменителями. Как отмечал А. В. Запорожец ребенку младшего дошкольного возраста нужно помочь научиться некоторым способам игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты, научить подчиняться и соблюдать правилам выбранной игры. Если у ребенка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы все условия (игрушки, материалы, предметы — заменители, с помощью которых дети могут реализовать эту потребность), то процесс игры становится осмысленным и интересным. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации детей младшего школьного возраста к условиям детского сада, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье. В работе с детьми младшего дошкольного возраста перед педагогами стоят определенные задачи: а) Снимать эмоциональное и мышечное напряжение, учить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональное состояние других; б) Формировать навыки конструктивного общения с взрослыми и сверстниками, обучить способам успешного социального взаимодействия; в) Корректировать личностные особенности с помощью стимуляции умственного, эмоционального и психомоторного развития ребенка в их единстве. Эти задачи решаются через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника. Малышей необходимо вовлекать в игры, способствовать развитию сюжетов игр, которые отображают окружающую действительность и жизнь ребенка. В играх отображается то, что малыш знает, что ему дорого, развивается умение фантазировать и говорить. Дети учатся в соответствии с выбранной ролью, придумывать несложный сюжет, сооружать несложные постройки, самостоятельно подбирать игрушки по теме игры. [3, с.36] В работе с детьми трех лет необходимо: ‒ одушевлять игровой персонаж, который на занятии будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре; ‒ использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению; ‒ осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и т. п. В режиме дня дошкольника не так много времени для самостоятельной игровой деятельности, но дети играют постоянно, проигрывают все виды деятельности, проводимые в течение дня, как в детском саду, так и дома. Вначале с малышами используются уже известные сюжеты, например «понарошку» принести чай, пробуя на вкус «чай» предлагается его «остудить» будто он горячий, потом оказывается, что чай не сладкий — надо положить в чашку сахар… так завязывается сюжет с уже знакомыми действиями, которые ребенок с удовольствием неоднократно повторяет. С удовольствием проигрываются сюжеты с куклой — купание, одевание, поить чаем, заболела кукла, в последствие объединяются несколько сюжетов вместе, развивается ход игры, в котором педагог советует, направляет и подсказывает. Вначале во всех играх педагог принимает самое активное участие, постепенно передает ведущую роль детям, способствует воспитанию самостоятельности, умению самостоятельно строить сюжет и развивать его. Педагог оказывает активное влияние на выбор темы игры различными способами, это может быть подбор определенных игрушек — совместно расставленная посуда по назначению (столовая, чайная), по цветовой гамме, по размеру, кукла с легко одевающейся и снимающейся одеждой может вызвать желание играть в «семью»; наличие различных видов строительного материала и фигурок животных может подтолкнуть к развитию сюжета построения загонов для животных, а если добавить различные машинки, то можно будет строить гаражи и т. д. Включить ребенка в игру, организованную взрослым значительно легче, чем научить его самостоятельно выбирать определенную тему и развивать сюжет. Путь формирования детской игры не должен лежать через назидание и подавление детской инициативы, игру нельзя заменять «действием по инструкции». Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье. Фрадкина Ф. И. говорила: «Игре надо учить особенно в самом раннем детстве, — об этом следует заявить достаточно смело. Но учить можно по — разному. Нельзя построить эталон — образец, который получится в итоге развития сюжета, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то это не будет игрой — игра превратится в занятие». Детям-дошкольникам требуется время для «вхождения» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в противном случае это приводит к утомлению и взрывной ситуации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельности, и что немаловажно, от результата своей деятельности. А. П. Усова писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны…» Чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным, рекомендуется играть с малышом буквально с момента рождения привлекая его внимание к окружающим предметам, учить его производить элементарные игровые действия «где ушки, ручки, глазки, носик, щечки?», путем показа действий с предметами, со временем подсказыванием сюжетов игр, далее ответов на детские вопросы, помощи в рисовании, возведении конструкций из кубиков. Ушинский К. Д. писал «Игра для ребенка — не игра, а действительность, это универсальное и неотъемлемое право ребенка». У младших дошкольников в развитии детских игр огромную роль играет самостоятельное и организованное наблюдение за трудовой и бытовой деятельностью старших детей и взрослых. Обычно наблюдение строится таким образом, чтобы в центре внимания оказывался тот человек или объект, за котрым ведется наблюдение: в детский сад водитель привез продукты, дворник убирает территорию, медсестра проводит осмотр детей и т. д. Подобные наблюдения помогают перейти от игры с предметом к игре, в которой ребенок выполняет определенную роль. Детям необходимо показывать, как можно использовать в игре полученные знания, переводя на язык игры — выделять и распределять роли, уточнять свои действия согласно выбранной роли, подумать, какие игрушки и предметы нужны для этой игры, предлагается образец составления сюжета игры. Непосредственная эмоциональность взрослого, доверительное отношение к детям, отношение к игрушкам как к партнерам помогает искренне увлечь ребенка, помогает погрузить детей в атмосферу игры, сосредоточиться на самом процессе игры. Дети должны чувствовать искреннее отношение взрослого к ним, тогда будет возможно не только правильное руководство игрой, но и найден путь к сердцу ребенка. Ни в коем случае нельзя допускать такую формулировку, как «Посмотрите внимательно, как я сейчас поиграю, а потом сами будете играть так же…». Если кто из детей остается совершенно равнодушным к происходящему, его необходимо вовлечь, предложить оказать посильную помощь, «покачать куклу, принести ей чай, проверить, не горячий — ли? Или привезти недостающие кирпичи для строительства гаража или замка. Даже совсем маленькие дети замечают отношение взрослых и к игрушкам, и к детям, а потом копируют их, копируют жесты, слова, действия. Подражание становится игровым действием и постепенно перерастает в саму игру. Сюжет, заимствованный у воспитателя становится собственным, может расшириться и вырасти из сюжета — образца, могут добавиться другие игрушки, действия из личных отношений и опыта. Чем шире круг общения со старшими детьми и взрослыми, чем больше информации получает ребенок из внешнего мира, из окружающей его жизни тем насыщеннее игры ребенка, тем шире его активный словарь. В процессе самой игры можно уточнять и расширять полученные знания, усложнять содержание игры, развивать воображение, мышление, обогащать словарь. У младших дошкольников преобладает конкретно — образное мышление, в самостоятельной игре ребенок берет на себя определенный образ, он представляет себя машиной, котенком, щенком, самолетом — больше всего его интересует внешняя сторона игровых действий, связь с замыслом игры не всегда прослеживается. Игрушка является организующим началом игры, играют маленькие дети игрушкой, так же игрушка может быть партнером, в активном действии с игрушкой развивается воображение. При виде игрушки у ребенка возникает желание манипулировать ею, возникает и замысел, и сюжет. Ребенок видит машинку — надо ехать куда — либо, видит кубики — надо погрузить кубики на машину и увезти их, видит чашку — надо сделать чай, видит куклу — надо напоить куклу чаем. В процессе игровой деятельности ребенка с игрушками и предметами проявляется воображение, фантазии, зачастую желаемое выдается за действительное. Детские фантазии могут возникать в определенных ситуациях. Малыши с удовольствием играют предметами — заменителями. (Как — то детям было предложено убрать кубики, один ребенок кубиков из карманов не вынул, а на вопрос: «Почему не убрал?» ответил — «Нету кубиков, это телефон и смартфон»). Дети могут переносить действия с одного предмета на другой. Правильный подбор игрушек, соответствующий возрасту, а также грамотное расположение игрового материала в групповой комнате активизирует игровую деятельность, и способствует развитию самостоятельных игр. У детей младшего дошкольного возраста должны быть яркие, средние и крупные игрушки бытовой направленности (куклы, зайки, мишки которых удобно одевать и раздевать, кормить и укладывать спать, лечить и катать в коляске, должны быть игровые предметы быта: мебель, плита, утюги, планшеты, телефоны, предметы гигиены) и т. д. Они должны располагаться на уровне глаз детей по всей групповой комнате, зонально, чтобы дети могли играть, как индивидуально, так и маленькими подгруппами. Малыши постепенно переходят от индивидуальных игр к играм «рядышком». У всех детей различное восприятие, внимание, память, мышление. На первых порах проводит педагог несложные коллективные игры «едем в автобусе на прогулку в лес» — в первой игре воспитатель берет роль водителя на себя, дети — пассажиры, в последующих играх роли могут распределяться «по очереди», малыши должны испытывать чувство удовольствия от игры и общения с другими детьми. Сюжет игры берется из повседневной жизни, должен быть хорошо знаком маленьким детям. Малышей привлекает доброта, активное участие, стремление принять или пригласить ребенка в свою игру. В своей работе педагог опирается на более активных детей, вовлекая в игру пассивных, «закрытых», уделяя больше внимания тем, кто хуже адаптируется в детском коллективе. Педагог должен четко помнить, что уровень развития игровой деятельности ребенка соответствует уровню развития мыслительной деятельности, если малыш испытывает трудности в игровом общении, трудности в речевом общении, к нему необходимо более пристальное внимание. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтоб детей, которые достигли уровня «игры рядом», побуждать играть вместе, формировать и устанавливать дружеские контакты, добиваться согласия в игровых ситуациях, подчиняться определенным правилам игры, расширять активный словарь, обогащать младших школьников знаниями. В конце концов, наступает момент, когда для полноценного умственного развития малыша становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания. Формирование у маленьких детей игровой деятельности осуществляется следующим образом: а) обучение детей игровым способом воспроизводить действительность, воспроизводить знакомые действия; б) предложение сюжета игры, руководство игрой, которая возникает по предложению педагога и по инициативе детей. Из всех приемов категорически исключается любое принуждение. Игра должна способствовать положительным эмоциональным переживаниям, доставлять радость и удовлетворение, в игре ребенок самоутверждается и развивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра – основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Известно, что понятие ребёнок и игра неразделимы. В детском саду игра занимает главную роль в развитии и воспитании дошкольника....
педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...
Игра – основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста
Как известно в игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого в ней он получает, большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваи...
"Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста"
Значение подвижных игр при формировании основных видов движений с детьми младшего дошкольного возраста...
Тема: «РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ( ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ).
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение ...
Презентация проекта "«Дидактическая игра как основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста в системе подготовки к школе»
Дидактическая игра - это активная форма обучения. Она помогает развивать память, мыщление, воображение, которые необходимы для обучения в школе....
Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста
Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста...