ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОВАМИ.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Материал представлен технологической картой НОД по развитию речи дошкольников 6-7 лет по материалам методического пособия В. В. Гербовой "Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада". Будет полезен педагогам ДОО, работающим по программе "От рождения до школы" (Вераксы и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_tehkarta2_kleva.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Клева Е. В.
Группа: подготовительная «А»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Направление: развитие речи.
Тема: «Звуковая культура речи. Игры со звуками и словами»
Педагогическая цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. Автоматизировать произношение звука [Ш] и слога «ША». Обогатить и активизировать словарный запас детей.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; хорошо понимает устную речь, может вербально выражать свои мысли, отвечает полным предложением; проявляет любознательность, задает вопросы; овладевает основами грамотности.
Освоение содержания образовательных областей: «Коммуникативно-социальное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Средства реализации: мяч, иллюстративный материал по теме (буква «Ш» и звук [Ш], буква «А»), магнитная доска, водные маркеры, плакат «Ель», игровые карточки «елочные шарики» с изображением различных объектов, карточки для игры в «Словодел», счетные палочки, семена фасоли и подсолнечника, пластиковые тарелочки.
Организационная структура игровой образовательной деятельности
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Мотивационно-побудительный | Организует «рефлексивный круг», настраивает детей на доброжелательное отношение друг к другу. Проводит в кругу речевое упражнение (предлагает вспомнить все известные детям гласные звуки, а затем хлопками отметить произнесенные слова, где есть эти звуки). Сообщает, что в гости к ребятам пришла новая буква, загадывает загадку: Шар воздуШный, чуть дыШа, | Передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом (вербально, рукопожатием, жестом одобрения). Называют гласные звуки, выполняют хлопки при произнесении педагогом слов, содержащих нужные гласные звуки. Внимательно слушают и разгадывают загадку, рассматривают иллюстрации к словам, содержащим звук [Ш]. |
Организационно-поисковый | Приглашает детей сесть на свои места за столом, выложить «портрет» буквы «Ш» счетными палочками и определить, сколько для этого может понадобиться палочек. Предлагает детям решить «хитрую» задачку в стихотворной форме: По тропинке, по дорожке Повторяет первые четыре строчки стихотворения и просит назвать слова со звуком [Ш]. Затем предлагает сосчитать звуки в словах шли, шаги и назвать их. Задает вопросы по теме (звук [Ш] какой – мягкий или твердый? Какой цвет нравится нашей букве «Ш» больше всего – синий, зеленый или красный? Сообщает детям, что к букве «Ш» в гости пришла другая буква: Айболиту все сперва Говорили букву... («А»). Спрашивает, как можно прочесть обе буквы сразу? Предлагает определить: «ША» – это отдельный звук, слово или часть слова? Проводит дидактическую игру «Словодел».
Организует подвижную игру «Ручеек» (справа – ребята с красными медальками («А»), слева – с синими («Ш»), оставшаяся без пары «буква» под музыку ищет себе пару – гласную или согласную). Приглашает ребят присесть в кружок на коврик. Проводит дидактическую игру «Украшаем елочку». Выясняет у детей, все ли слова им понятны, и объясняет, что такое шаляй-валяй, шарлотка, шатер; уточняет, кто такой шахтер. Предлагает вспомнить, в именах каких сказочных героев есть слог «ша» (Красная Шапочка, Шапокляк, Шамаханская Царица, пес Шарик из Простоквашино, попугай Кеша). Проводит упражнение на тренировку пальцев и языка: Посадили зернышко — Просит детей повторить загадку, каждый раз выделяя голосом ударное слово (3–4 индивидуальных ответа). Предлагает потренировать пальчики. Организует словесную игру со «снежком» (мячом) «Я – вам, вы – мне». Предлагает проанализировать загадку про декабрь и предложение «Декабрь – очень холодный месяц». | Выкладывают букву «Ш» счетными палочками, считают количество палочек, называют свои варианты ответа. Внимательно слушают, ищут решение, высказывают свои версии. Называют слова, начинающиеся с заданной буквы. Отвечают на вопросы воспитателя. Отгадывают загадку. Приходят к выводу, что «ша» – это часть слова (слог). Составляют из карточек слова, начинающиеся со слога «ша» (ша-ры, ша-лаш, ша-пито, ша-хматы, ша-лунья, ша-пка, ша-рф, ша-ль…). Выполняют игровые действия под веселую мелодию. Садятся в кружок. В соответствии с условиями игры выбирают только те елочные шарики, на которых изображен объект, содержащий слог «ша»). Повторяют за воспитателем новые для них слова, начинающиеся на ша-: шаль, шаляй-валяй, шампиньон, шапка, шарлотка, шатер, шахтер. Проговаривают слова вслед за педагогом, запоминают их. Повторяют движения за воспитателем. Повторяют текст загадки. Разбирают по размерам и цвету семена черной и белой фасоли и подсолнечника в отдельные тарелочки. Каждый, поймавший «снежок», дает свой ответ на заданный вопрос. Сами предлагают для анализа 1–2 предложения. |
Рефлексивно-коррегирующий | В форме «рефлексивного круга» побуждает детей поделиться своими впечатлениями (что понравилось, что вызвало затруднения, что запомнилось больше всего). | Выражают свои эмоции и впечатления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Конспект "Звуковая культура речи. Произношение звуков в звукосочетаниях, словах, фразах.
Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие " разработан для детей младшей группы....
Конспект занятия обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуковая культура речи. "Звук и буква "л"
Конспект занятия подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе будет полезен педагогам и логопедам....
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....
проведение занятия по обучению звуковой культуре речи с элементами грамоты. С использованием технологии – игра-квест. «Аля, Кляксич и пропавшие буквы»
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различения согласных (твердых\мягких) и гласных звуков.Задачи:· Закрепить знание букв в алфавите.· Дифференциация...
Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.
Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...
Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.
Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....