«Метеорологические приборы на метеостанции».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мартемьянова Наталья Дмитриевна

Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о четырех частях света.

Задачи:

Обучающие: познакомить и закрепить знания у детей о профессии метеоролога, с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды,

Развивающие: развивать связную речь детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер, компас, термометр, дождемер. Расширить представления о свойствах объектов живой и неживой природы, развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные: воспитывать интерес и потребность в общении с природой народной .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_meteostantsiya.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад №53 Колпинского района  Санкт – Петербурга.

Конспект НОД

непосредственно образовательной деятельности по обучению

детей старшего дошкольного возраста

 «Метеорологические приборы на метеостанции».

 

Составил   воспитатель:

  Мартемьянова Н.Д.

                                             

                                            Санкт – Петербург

                                                        2020г.

                                                      Октябрь

Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о четырех частях света.

Задачи:

Обучающие: познакомить и закрепить знания у детей о профессии метеоролога, с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды,

Развивающие: развивать связную речь детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер, компас, термометр, дождемер. Расширить представления о свойствах объектов живой и неживой природы, развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения. 

Воспитательные: воспитывать интерес и потребность в общении с природой народной .

Предварительная работа: наблюдения за погодой во время прогулки на

участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с

народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы: метеоприборыметеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мне на электронную почту пришло видео письмо. Хотите его просмотреть? (Видео ролик с Незнайкой) Здравствуйте ребята. Мне очень нужна ваша помощь. Слышал, что вы много знаете о метеоплощадке и о ее значении в жизни человека. А я вот как всегда ничего не знаю. Завтра собираюсь в гости к Знайке, и не знаю, какая погода, как одеться. А еще мне Знайка дал задание разгадать загадки и узнать у вас о свойствах воздуха и воды. Вы мне поможете? 

Дети: Да, поможем.

Незнайка: Спасибо ребята. Ну а теперь навострите ушки и отгадайте загадки. Которые загадал Знайка.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно (Дождь).

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Разломать, разрушить (Ветер).

Нашумела, нагремела

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила (Гроза).

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый (Иней)

Незнайка: Спасибо вам.

Воспитатель: Незнайка мы тебе запишем на видео твою просьбу и ты расскажешь все это Знаке. Справимся с этим важным заданием? Как можно одним словом назвать все эти отгадки?

Дети: Природные явления.

Воспитатель: Какие природные явления вы наблюдали сегодня по

дороге в детский сад?

Дети: солнечная, без облаков.

Воспитатель: Что такое погода? Для чего нужно знать состояние

погоды на завтра?

Дети: как одеваться.

Воспитатель: Как взрослые узнают прогноз погоды?

Дети: в телефоне, по телевизору.

Воспитатель: Они слушают прогноз погоды по радио, смотрят по

телевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

Воспитатель: Людей, занимающихся изучением погоды, называют

метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды:

направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Им в этом помогают специальные приборы. Они показывают, какая погода

будет в ближайшие дни. Мы сегодня закрепим названия и для чего нам нужны эти приборы.

(Дети идут на метеоплощадку, на участок детского сада).

Воспитатель: По всей нашей стране работают метеостанции.

Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой,

делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там

метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который

мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель: А теперь чуть отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий – «дождик». «Дождик» ходит вдоль условной границы).

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать за черту).

Воспитатель: Дети, сегодня закрепим приборы, которые есть

на нашей метеостанции. (Воспитатель показывает детям термометр). Он нужен для измерения температуры воздуха.

Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Дальше мы видим прибор под названием дождемер. С помощью дождемера измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса.

Воспитатель: ребята так скажите как же Незнайке одеться на завтра к Знайке

Воспитатель: а вспомните какое задание дал Незнайка Знайка.

Дети: отгадать загадки.

Воспитатель: молодцы вспомнили. Тогда нам надо провести ряд опытов. Готовы.

Дети : Да.

Воздух и вода

Опыт №1 Какую форму примет вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт №2 Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку? Скомкайте небольшой кусочек бумаги в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу. Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

Опыт №3 Упадет или нет?

Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для настольного тенниса, и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила.

Опыт №4 Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?»

Предложите понюхать воду в стаканах. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза, например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Воспитатель: Я думаю, что Незнайка сегодня благодаря нам много интересного узнает.

Воспитатель: благодаря приборам мы узнаем температуру воздуха, направление ветра, количество осадков. Какая погода сегодня? И как Незнайка должен одеться к Знайке в гости?

Дети: Сегодня температура воздуха +4градуса, безветренная погода, дождя нет. Дождемер пустой воды в нем нет.

Воспитатель: Значит Незнайка как должен одеваться в гости к Знайке?

Дети: теплую куртку, шапку, зонтик с собой не брать, так как дождя не будет.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: О какой профессии мы сегодня говорили? В чем заключается

работа метеоролога? Для чего нужно знать состояние погоды?

Дети: Метеорологи. Они определяют прогноз погоды по приборам.

Воспитатель: Вы замечательно поработали, ребята.

Воспитатель: Кто молодцы?-

Дети: Мы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Метеорологическая площадка"

Как сделать прогулку удивительной и неповторимой? Этому поможет Метеорологическая площадка, организованная в детском саду...

Презентация "Метеорологические приборы"

Данная презентация направлена для сопровождения занятия, посвящённое Дню метеоролога....

"Метеостанция" -проект по оборудованию метеостанции на площадке ДОО собственными силами

в проекте указаны цель, задачи, возможные варианты изготовления оборудования, словарик юного метеоролога...

Тема ИОС: «Метеорологический прибор - термометр»

Тема ИОС: «Метеорологический прибор - термометр»...

Метеорологический прибор-флюгер»

Закрепить и обобщить знания детей о метеостанции, о ее значении. Формировать представления детей о работе флюгера, как прибора для измерения направления ветра....

ООД "Знакомство с профессией метеоролога и метеорологическими приборами"

Цель: создать условия для ознакомления детей с новой профессией «Метеоролог», с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды.Задачи:Воспитательные:1. Воспитывать уваже...

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...