"Метеостанция" -проект по оборудованию метеостанции на площадке ДОО собственными силами
проект по окружающему миру
в проекте указаны цель, задачи, возможные варианты изготовления оборудования, словарик юного метеоролога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_leto_meteostantsiya.docx | 817.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«У природы нет плохой погоды»
проект по созданию метеорологической станции
на территории прогулочной площадки.
Пояснительная записка.
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Как часто бывает, что прекрасное солнечное утро, голубое небо в одну минуту могут измениться и превратиться в дождь с грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных,изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и люди не смогут предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты.
Работа метеорологазаключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных.
Наблюдение за погодой, погодными изменениями в живой и неживой природе, знакомство с народными приметами, касающимися погодных изменений, осадками и т.д. входит в экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
При этом, основными принципами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что создание метеорологической станции в детском саду позволит наглядно подтвердить полученные знания и научные факты, создать условия для расширения исследовательской и экспериментальной деятельности детей, дает возможность уйти от стереотипов в наблюдениях на прогулках и погрузить детей в мир исследований и открытий, научит делать выводы, основанные на собственных наблюдениях и экспериментах.
Актуальность проекта.
1. Процесс наблюдения за погодой начинает осуществляться с младшего дошкольного возраста и к старшему дошкольному возрасту становится уже неинтересен для детей. Метеорологическая станция процесс наблюдения за явлениями погоды делает интересным.
2. Занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с малознакомой профессией метеоролога, метеорологическими приборами и способами их применения на практике.
3. У детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения
выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
4. К процессу изготовления станции привлекаются родители (законные представители) воспитанников, что приводит к совместной деятельности с семьями воспитанников.
Проблема.
У старших дошкольников знания о изменениях погоды достаточно однообразны по причине недостаточных условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта.
Создание образовательной предметно - развивающего пространства на территории прогулочной площадки для познавательной и исследовательской детской деятельности, где появится возможность для формирования у старших дошкольников элементарных представлений о погоде, ее изменениях и ее значении в жизни человека.
Задачи.
- Познакомить с профессией метеоролога.
2.Формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира ( накапливание знаний народных примет о погоде); кроме этого дети научатся пользоваться
3. Познакомить детей с приборами-помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом,гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами и т.п.
4. Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их и фиксированию результатов наблюдений в дневниках наблюдений.
5. Формировать представления о четырех частях света.
6. Познакомить детей с назначением метеорологической станцией и его содержимым.
7. Привлечение родителей к изготовлению метеостанции.
Вид проекта.
Информационно-экспериментально- исследовательский.
Участники проекта.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Воспитатели группы.
Родители (законные представители) воспитанников.
Продолжительность проекта.
Проект долгосрочный.
Март 2019г. – подготовительный этап - изготовление и приобретение приборов для метеостанции.
Апрель-сентябрь 2019г. – основной этап - установка метеостанции на территории прогулочной площадки, непосредственная работа на метеостанции.
Сентябрь 2019г. – заключительный этап – мониторинг эффективности проекта, корректировка, планирование использования метеостанции в дальнейшем.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап.
Анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта (изучение литературы по созданию метеоплощадки на участке детского сада; ознакомление с опытом других педагогов; знакомство детей с народными приметами, указывающими на перемены погоды (которые можно использовать на практике); разработка макета метеостанции; знакомство детей с оснащением метеостанции, профессией метеоролога).
2. Основной этап.
Структурирование необходимого собранного информационного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке; непосредственная работа по наблюдению за погодой.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.
Предполагаемые результаты.
Развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время.
Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.
Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде и видеть их подтверждение.
Публикация в сборнике результатов проектной деятельности.
Продукт проекта.
Метеостанция.
Дневники наблюдений за погодой.
Сборник народных примет, пословиц и поговорок, загадок, закличек о погодных условиях.
Содержание работы.
Образовательная деятельность.
Наблюдения за погодой. Сравнение результатов.
Названия погодных явлений, осадков, частей света.
Определение силы и направления ветра.
Умение оперировать условными обозначениями в дневниках наблюдений.
Знания профессий, связанных с определением погоды.
Понимание значения определения погоды на ближайшее время для людей.
Знания названий и назначений метеорологических приборов и приспособлений.
Умение делать умозаключения, выводы, логически мыслить.
Знание народного фольклора (приметы, заклички, загадки, пословицы и поговорки о природе и погоде).
Практическая деятельность.
Ведение дневников наблюдений.
Зарисовки.
Элементарные опыты и экспериментирование.
Игровая деятельность.
Чтение художественной литературы.
Произведения различных авторов о природе и погоде.
Народный фольклор о природе и погоде.
Приложение.
1. Названия и описание назначения приборов и оборудования метеостанции.
2. Макеты дневников наблюдений.
3. Сценарии организованной деятельности с детьми на метеостанции.
4. Сборник народных примет о погоде.
5. Рекомендации родителям по работе с детьми в данном направлении.
Метеостанция.
Расположение метеостанции на прогулочной площадке.
Оборудование метеостанции.
Наименование оборудования. | Назначение. | Внешний вид. | Способы приобретения/изготовления и установки |
Основа стенда для наблюдения. | Прикрепление оборудования и наглядных пособий. | Стенд, прикрепленный на прочную вертикальную основу на уровне роста детей. | Покупка ЭППС листа. |
Флюгер. | Определение силы и направления ветра. | Оборудование, изготовленное из пластиковых бутылок с указателями частей света. | Самостоятельное изготовление из бросового материала и установка. |
Ветроуказатель (ветряной рукав). | Определение скорости и силы ветра. | Длинная узкая «труба» из яркой легкой ткани общей длиной около пяти метров, прикрепленная на прочный устойчивый каркас. | Приобретение ткани. Самостоятельное изготовление и установка. |
Вертушки. | Определение направления и силы ветра. | Вертушки различного вида и из различных материалов. | Изготовление родителями из подручного материала. |
Осадкомер. | Определение количества выпадаемых осадков. | Мерная емкость с мерными делениями, в которую вставлена воронка для сбора воды. | Приобретение мерной емкости и воронки. |
Термометр (2 штуки) | Определение температуры воздуха в тени и на солнце. | Термометр для определения температуры воздуха, расположенные на теневой и солнечной стороне площадки. | Приобретение. |
Компас (на подгруппу детей). | Знакомство и определение частей света. | Компас фабричного производства. | Приобретение. |
Мобильные солнечные часы. | Закрепление понятия о движении Земли вокруг солнца, понятия «время». | Переносной щит с макетом солнечных часов. | Самостоятельное изготовление из бросового и природного материалов. Приобретение фанерного щита. |
Барометр-анероид. | Измерение атмосферного давления. | Прозрачная банка с шариком, соломинкой и листом со шкалами. | Самостоятельное изготовление из подручного материала. |
Рамка-определитель типов облаков | Определение видов облаков. | Карточки с изображением различных видов облаков. | Распечатывание цветных иллюстраций, ламинирование. |
Дневники наблюдений. | Фиксирование результатов наблюдений. | Специально разработанные тетради на каждого ребенка. | Распечатывание. |
Доска для фиксирования наблюдений. | Фиксирование результатов наблюдений. | Специальная доска для написания маркером. Маркеры. | Приобретение и установка. |
Наглядные и демонстративные пособия «Погодные явления», «Осадки», «Времена года» и т.п. | Закрепление и развитие представление о погоде. | Демонстрационный и раздаточный материал. | Приобретение. |
Художественная и методическая литература. | Повышение компетентности и интереса к данному направлению работу у детей, педагогов, родителей. | Художественная и методическая литература. | Приобретение. |
Емкости для экспериментирования, хранения различных предметов. | Эстетичность и практичность. | Емкости различного объема и величины. | Приобретение. |
Оборудование для метеостанции.
Внешний вид. | Описание. Материал для изготовления. |
ФЛЮГЕР | Пластиковая бутылка. Металлический стержень. Взять пустую 1,0- или 1,5-литровую бутылку, желательно цветную. Сверху, в начале ровной поверхности, разметить равной ширины полоски. Расстояние между ними тоже должно быть одинаковым. Прорезаем по полученным линиям до конца ровной части бутылки, до нижнего ободка. Дальше делаем надрезы полос снизу, через одну. Одну полосу оставляем на месте, а следующую нужно снизу надрезать и загнуть в противоположную сторону. Край полосы лучше закруглить. Дальше в крышке делаем отверстие для металлического прутика. Одну часть его вставляем в деревянный брусок, а другой - в бутылку через крышку. Лопасти украшаем по своему желанию. |
ВЕТРОУКАЗАТЕЛЬ | 1. Конус из яркой ткани. 2. Каркас, к которому этот конус крепить. Он не только должен держать входное отверстие трубы всегда в открытом состоянии, но и свободно вращаться на некой оси. Ведь ему надо легко менять свое положение, чтобы показывать направление ветра. (при помощи проволочного кольца, закрепленного на гвозде). Гвоздь вбит в деревянный столбик так, чтобы кольцо могло свободно вращаться вокруг него. Можно одеть на ось ракушку - ее выпуклая сферическая поверхность сводит к минимуму силу трения. 3. Чтобы точно знать направление ветра, мы сделали розу ветров - крестовину из палочек от мороженного, которую промаркировали и расположили в соответствии со сторонами света. |
ОСАДКОМЕТР | Можно сделать из большой пластиковой бутылки. Для этого надо срезать ее верхнюю часть, перевернуть горлышком вниз и поставить в нижнюю часть бутылки. Маркером обозначить на стенке деления (в сантиметрах). Осадкометр надо расположить в ямке таким образом, чтобы его верхняя часть находилась над поверхностью земли. С помощью этого нехитрого прибора можно определить: сколько дождя выпало за день, неделю, месяц. Если расположить несколько дождемеров в разных местах (под деревом, на поляне), можно выяснить, куда попало больше воды и почему. |
МОБИЛЬНЫЕ СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ | Солнечные часы состоят из стрелки-указателя (эта стрела называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам, определяют по тени отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делиться на 24 часа, а не на 12 часов как в обычных механических часах. Солнечные часы работают только летом в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток. |
Барометр-анероид. |
|
Словарик юного метеоролога.
Метеоплощадка - это площадка на которой установлено специальное оборудование дляэлементарного прогнозирования погоды.
Метеобудка - служит для размещения метеоприборов.
Флюгер – прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра.
Интерактивные солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означаетхорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).
Термометр прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т. д.
Ветряной рукав – определяет силу ветра.
Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Осадки - влага которая падает на поверхность земли, выделена из воздуха или почвы в капельном или твердом виде.
Снегомер - прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.
Компас - прибор для определения сторон света.
Гигрометр - определяет влажность воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель логопед- это человек который не только исправит речь ,но и тот кто поселит в душе ребёнка надежду уверенность в собственные силы! "Артикуляционная гимнастика."
Презентация артикуляционной гимнастики! Специальные упражнения артикуляционной гимнастики.Детям 2-4-х лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка.В этом возр...
ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОМ- ПСИХОЛОГОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ, ИХ САМОУВЕРЕННОСТИ В СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ »
Проект рассчитан на моделирование собственных сказочных историй по преодолению тревожности старших дошкольников....
Развитие уверенности в собственных силах на занятиях физической культурой и спортом
Структура и пример коррекционной работы с неуверенными в себе детьми...
Использование игровых упражнений для формирования уверенности в себе и собственных силах, коррекции страхов.
Игра - ведущий вид деятельности. Игротерапия. Конструкция игрового занятия. Коррекционные игры....
Помощь депутата в приобретении оборудования для прогулочной площадки
Приобретение оборудования для прогулочной площадки...
Проект «Использование нестандартного оборудования на прогулочной площадке в летний оздоровительный период»
В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение д...
"Использование нестандартного оборудования на прогулочной площадке в летний оздоровительный период"
Данный проект научит детей играть в команде, делиться игрушками. Дети приобретут новый опыт с играми на улице.В процессе работы над проектом дети рассматривают оборудование изучают их формы и цвета. О...