Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи (старшая группа)

Шемякова Людмила Николаевна

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста –игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребёнка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно-нельзя'', ''внутри меня-вне меня'' и другие.

Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра, я уделяю ей особое внимание. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования

 

взрослого, но и активно действует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did._igr_razvitie_rechi.docx625.18 КБ

Предварительный просмотр:

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/26/70026768_1296490071_01.png

http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/16969765.1b4/0_87a19_548aaa32_orig.pnghttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2-23962633.jpg

 

Цель: Упражнять детей  в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.

Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.

Ход игры: - Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник,  лесовичок,  лесная, лесовик и т.д.)

 За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа.

Материал: Мячик

Ход игры: - Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны сказать как будет, если их много на столе -  «кубики».

Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение  уже   во множественном числе.

Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают.

Цель: Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных.

Материал: Картинки с изображением предметов (несклоняемых имен существительных), фишки.

Ход игры: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово «кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто». Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно меняться. У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки.  Мы вешаем пальто на вешалку. и т. д.

Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять в употреблении предлогов.

Материал: Сюжетные картинки.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например: Мы играем.> Мы играем в футбол.> Мы играем в футбол на стадионе.> Мы играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение).

 

Цель: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме.

Материал: Мяч или предметные картинки.

Ход игры: - Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно.

Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.

Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).

Ход игры: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

 Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.

Цель: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д.

Материал: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.

Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.

(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.)

Цель: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Ход игры: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на место. Инициатива должна постепенно переходить к детям.

       

Цель: Закрепить название частей предмета.

Материал: На первых этапах игры – предметные картинки, далее -  словесные варианты, мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т.д.

 

Цель: Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.

Материал: Игра проводится в словесном варианте.

Ход игры: Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).

 Аналогично игра проводится по другим темам.

Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком.

Материал: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.

Ход игры: - Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом  живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый дом. «С» - роса, сова, нос, сом.

«Сь» - поросенок, сирень и т.д.

Цель: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.

Материал: Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.

Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди.

Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д.

Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.

Материал: Тексты чистоговорок.

Ход игры: - Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:

«Са-са-са – живет в лесу…(оса, лиса)

Со-со-со – катилось…(колесо)

Су-су-су – я беру…(косу)

Сы-сы-сы – жало у …(осы)».

Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.

Ход игры: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их  необходимо  отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ.

Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.

Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию  возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.

Цель: Совершенствовать  доказательную форму речи.

Материал: Предметные картинки.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему?

Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.

Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.

Цель: Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.

Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.)

«Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?)

http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/11/10584884.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...