Рекомендации родителям по организации домашнего чтения.
консультация по развитию речи (младшая группа)
Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. В таком случае чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому времени малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдется 15-20 минут, чтобы прочитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_organizatsii_domashnego_chteniya.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по организации домашнего чтения.
Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. В таком случае чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому времени малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдется 15-20 минут, чтобы прочитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затемненной комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Полутора-двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, но и детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем внимание рассеивается. Как бы ни понравилась книга ребёнку, надо дать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книгой и как сосредоточенно он будет её слушать и рассматривать. Конечно, речь идёт об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребёнок может слушать намного дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком (мамой, папой, бабушкой, дедушкой), он то отключается, то слушает вновь. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе рассказать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.
Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требую читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герой, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.
Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать сказки и рассказы, делать к ним рисунки. Чтение вслух.
Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребёнка:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крышка для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребёнка, он наслаждается напевностью русского языка, ритмом стиха. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто слушать.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.
6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
7. Читайте книги всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать его личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку.
Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для
ремонта: бумага, клей, ножницы. Найдите время и помогите ребёнку чинить книги.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый рас раскрывая что-то новое. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения
Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанно...
«Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения»
Консультация для родителей об организации домашнего чтения, также список интересной художественной литературы для детей....
Рекомендации родителям по организации домашнего чтения
В статье представлены рекомендации родителям по организации домашнего чтения...
Рекомендации для родителей по организации домашнего чтения
Рекомендации родителям по организации домашнего чтения помогут им привить любовь к чтению, превратить малышей из слушателей в читателей....
Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по организации домашнего чтения.
Возвращаясь из детского сада, занимась домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или ...
Рекомендации родителям по организации домашнего чтения.
Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или ...
Статья "Рекомендации родителям по организации домашнего чтения в средней группе"
Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или ...