Проект «По тропинкам сказок»
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Проект «По тропинкам сказок»
Тип проекта.
- Творческо-исследовательский
- Долгосрочный (октябрь 2019-март 2020 г.)
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, анализ прочитанных произведений (авторизация, анализ сюжета сказок, героев и их поступков).
Участники проекта.
Дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности, приобщение детей к книге, формирование активного читателя.
Задачи проекта:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками и авторами литературных произведений;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
- приобщать детей к социальному взаимодействию (детская библиотека, школа);
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Содержание проекта строится на принципах:
* Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
* Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
* Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
* Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
* Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
* Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
* Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
* Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
* Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
* Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
* Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
* Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I этап - Подготовительный (разработка проекта).
(октябрь)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
ПОЗНАНИЕ
Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Знакомство с автором сказок, его биография или интересные факты из жизни.
КОММУНИКАЦИЯ
Непосредственно образовательная деятельность по сказкам В.Сутеева «Путешествие по сказкам». Использование книг групповой библиотеки для домашнего чтения. Постановка сказки Сутеева «Под грибом» с последующим показом детям младшего дошкольного возраста.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Анализ развития сюжетной линии в сказках, характеристика героев сказок.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – рисуем понравившегося сказочного героя, иллюстрации к книжкам-малышкам собственного сочинения.
ТРУД
Ремонт книг в книжном уголке.
МУЗЫКА
Разучивание песен, слушание музыки и сопоставление ее с характерами героев.
Работа с родителями
Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Чтение книг, взятых в групповой библиотеке; индивидуальные посещения детской библиотеки; изготовление книжек-малышек; подготовка костюмов к постановке сказки «Под грибом»; изготовление шапочек-масок героев из сказок Сутеева.
II этап – творческо - исследовательский.
( ноябрь-февраль)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III этап – Заключительный
( март)
- презентация книжек-малышек (совместное творчество детей и родителей)
- театрализация сказки «Под грибом»
- открытый показ организованного образовательного события «Путешествие по сказкам Сутеева»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы.
Пути реализации проекта:
1 Пополнение содержания групповой библиотеки сказками разных жанров с помощью акции «Книга – детям!» с учащимися Гимназии.
2. Совместное творчество детей и родителей – «книжки-малышки» Оформление выставки «книжек-малышек».
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
5. Чтение сказок В.Сутеева. Анализ прочитанных произведений.
6.Постановка сказки Сутеева «Под грибом».
7. Организованное образовательное событие «Путешествие по сказкам Сутеева».
Содержание работы с детьми:
- Беседы «Сказки -добрые друзья», «Мои любимые сказки»
- Чтение разных сказок;
- Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление сказок.
- Рассказывание сказок собственного сочинения.
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Загадки о сказках, героях сказок.
- Викторина по сказкам.
- Посещение выставки « Мои любимые сказки», знакомство с книгами сказок, имеющихся в книжном уголке группы.
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
- Драматизация сказки « Под грибом».
Содержание работы с родителями:
- Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей ( рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание и создание «книжек-малышек».
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? »
Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы).
Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "По тропинкам сказок"
Проект "По тропинкам сказок"...
Летний - оздоровительный проект "По тропинкам сказок", старшая группа, 2020 год
познавательный, творческий...
Презентация по летнему - оздоровительному проекту "По тропинкам сказок!" старшая группа, 2019 год
отчет...
Летний - оздоровительный проект «По тропинкам сказок» (вид - познавательный, здоровье — сберегающий) (возраст детей 4-6 лет)
летняя работа в ДОО...
Проект «По тропинкам сказок» (сказотерапия, психологические сказки)
Использование новых форм в психологической работе: приемы сказкотерапии-психологические сказки....
Проект "По тропинкам сказок" 2022 г.
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчест...
Педагогический проект «По тропинкам сказок»
Актуальность: К сожалению, сегодня общество стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше общество, особенно его подрастающее пок...