Структура занятия по развитию речи в ДОУ.
учебно-методический материал по развитию речи
В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключительную.
- в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста;
- в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей;
- заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура занятия по развитию речи.
В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключительную.
- в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста;
- в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей;
- заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.
Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI. Итог.
Вариант 2
I. Организационный момент (лексические упражнения).
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
Комбинированное занятие
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие).
II. Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированный задания;
г) рассказ воспитанника.
III. Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI. Итог.
Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Должна быть правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Приведём примеры структуры некоторых занятий по развитию речи.
Обучение пересказу художественного произведения»
I часть: вводная
Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов:
- показ картины;
- сюрпризный момент;
- художественное слово;
- использование грамзаписи.
2 часть: основная
1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
2. Повторное чтение с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать».
Если произведение знакомо, 1 и 2 этапы опускаются.
3. Беседа по содержанию художественного произведения:
- уточнить идейное содержание;
- дать характеристику литературных героев;
- обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.;
- подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи, качествами голоса).
Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-6 дней.
4. Повторное или выборочное чтение с установкой: «Вслушайтесь, как я читаю» (при необходимости).
5. Пауза для подготовки детей.
6. Пересказ детьми (3-7 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью.
3 часть: заключительная.
Подводится итог занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех.
Структура занятия по рассматриванию картины
1.Вводная часть.
Картина закрыта.
Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины.
Приемы:
- художественное слово;
- сюрпризный момент;
- грамзапись;
- вводная беседа.
2.Основная часть
Картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями.
Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивает словарь.
Приемы:
Вопросы:
1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать?
2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д..
3 группа - на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи?
4 группа – вопросы из личного опыта детей
5 группа – вопросы, выходящие за рамки картины.
Приемы словарной работы.
Словесные упражнения.
3.Заключительная часть
Цель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам.
Приемы:
обобщающий рассказ воспитателя;
чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.
Развитие у детей связной речи
Структура итоговой беседы
1.Вводная часть (3-5 минут)
Цель: оживить в памяти впечатления детей, используют приемы:
вопросы-напоминания;
загадки;
показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины).
Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор.
2.Основная часть (20-25 минут).
Вся беседа разбивается на подтемы, после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения:
вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др.);
художественное слово;
показ наглядного материала;
приемы словарной работы;
ТСО.
Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце.
3.Заключительная часть (2-3 минуты).
Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы.
Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями.
Приемы:
дидактическая игра;
упражнение;
рассказ воспитателя;
чтение отрывка из художественного произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Тема: "Овощи. Фрукты."
Обобщающее занятие по темам "Овощи. Фрукты"....
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
Структура занятия по развитию коммуникации и речи с использованием основ Денверской модели раннего вмешательства для детей с риском РАС
В структуре занятия для детей с риском РАС представлены актуальные направления работы логопеда/специалиста по коммуникации, перечислены основные этапы формирования каждого навыка, обозначены формы вза...
Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»
Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение....
Консультация для педагогов дошкольной организации: «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»
Уважаемые педагоги, развитие речи у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их обучении и социализации.Ваша функция в формировании навыков речи у детей невероятно важна.В этой консультации м...