Структура занятия по развитию коммуникации и речи с использованием основ Денверской модели раннего вмешательства для детей с риском РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В структуре занятия для детей с риском РАС представлены актуальные направления работы логопеда/специалиста по коммуникации, перечислены основные этапы формирования каждого навыка, обозначены формы взаимодействия с семьёй ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«ФНЦРИ им. Г. А. Альбрехта» Минтруда России
"Детский реабилитационно-восстановительный центр"
Большой Сампсониевский проспект, д.11, литер «Б»
г. Санкт-Петербург,194044
Методическая разработка
«Структура занятий
по развитию коммуникации и речи
с использованием основ Денверской модели раннего вмешательства
для детей с риском РАС»
Логопед Пургина Мария Юрьевна
1. Коммуникация
На занятиях и дома, когда взрослый зовёт ребёнка по имени, находясь рядом в стороне, он в большинстве случаев поворачивает голову, смотрит на партнера.
1. Ребёнок иногда откликается, когда его зовешь по имени, находясь в стороне.
2. Откликается в 25% случаев,
3. Откликается в 50% случаев
4. Откликается в 75% случаев
5. Откликается в 90% случаев, с двумя и более взрослыми.
Родители будут знать, как привлечь внимание ребёнка, когда они зовут его по имени, и в каких ситуациях это лучше делать.
2. Понимание речи
На занятиях и дома, когда родители или специалист, находясь рядом, будут давать ребёнку простую одноступенчатую инструкцию «Дай», «Иди ко мне», «Клади», «Смотри», «Включи», ребёнок в большинстве случаев будет выполнять эту инструкцию с жестовой подсказкой 3 занятия подряд.
1. Ребёнок иногда выполняет инструкцию с жестовой подсказкой.
2. Выполняет инструкцию с жестовой подсказкой в 25%
3. Выполняет инструкцию с жестовой подсказкой в 50%
4. Устойчиво выполняет инструкцию с жестовой подсказкой в 90% случаев с двумя и более взрослыми.
Родители умеют давать простую односложную инструкцию ребёнку и знают, как помочь ему в её выполнении.
3. Речь
На занятиях и дома, когда взрослый играет с ребёнком в предметные игры, находясь напротив ребёнка, он в большинстве случаев будет звукоподражать различным действиям с предметом. Произносить междометия.
1. Берёт в руки предмет и изучает его.
2. Берёт в руки предмет, изучает его и обращает внимание на звукоподражание/междометие взрослого.
3. Продуцирует звукоподражание/междометие 1 раз за 10 минут.
4. Продуцирует звукоподражание/междометие 2-3 раза за 10 минут.
Звукоподражания:
Самолёт – ууу.
Машина – би-би.
Животные – ав, мя, му, го.
Кусаем – ам.
Падение - буль, бам, бух.
Паравоз – ту-ту.
Междометия: ой, ах-эх, хм, брр.
Родители будут знать, как правильно стимулировать запуск речи и в каких ситуациях это лучше делать.
4. АДК
Когда взрослый предлагает ребёнку желаемую деятельность или предмет, ребёнок в большинстве случаев будет просить их у нескольких разных взрослых, используя АДК (альтернативную и дополнительную коммуникацию).
1. Первый этап ввода карточек PECS - мотивационные предметы и действия ребенка.
Например: картинка с конфеткой.
Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить.
Родители будут знать, как в течение дня организовать ситуации просьбы, а также уметь помочь Глебу попросить предмет желаемым образом, используя средства АДК.
5. Обучение и применение опыта, копирование и имитация
На занятиях и дома во время игр с взрослым под песенки или стишки ребёнок будет повторять движения в игре за взрослым, 3- 4 движения в 2 разных играх, с несколькими взрослыми.
1. Ребёнок не повторяет движения в игре за взрослым (но наблюдает, улыбается, иногда качается).
2. Ребёнок повторяет простые движения за взрослыми в 25% случаев.
3. Ребёнок повторяет простые движения за взрослыми в 50% случаев.
4. Ребёнок повторяет простые движения за взрослыми в 80% случаев.
Родители знают, какие песенки и стишки нравятся ребёнку, и умеют сопровождать их простыми движениями в такт, а также умеют помогать ребёнку повторять эти движения за взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытые занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием современных образовательных технологий.
В данном файле представлены конспекты занятий по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста по следующим темам:1."Путешествие с ручейком" (дифференциация свистящих и щипящи...
Структура занятия по развитию речи в ДОУ.
В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключительную.- в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие...
Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи с использованием методики В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет».
Цели: формирование точных движений органов артикуляции, направленной воздушной струи; развитие тонкой моторики рук; закрепление лексико-грамматических категорий....
Занятие по развитию звуковой культуры речи "Звуки Т и ть, Д и дь" для детей подготовительной группы
В данном документе представлена технологическая карта занятия и конспект к нему. Данное занятие проводилось с ребенком подготовительной группы в дистанционном формате. Данный материал был разработан в...
Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»
Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение....
Консультация для педагогов дошкольной организации: «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»
Уважаемые педагоги, развитие речи у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их обучении и социализации.Ваша функция в формировании навыков речи у детей невероятно важна.В этой консультации м...