Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Осеннеее путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ильясова Ильмира Расимовна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Осеннеее путешествие"

Цель: Обобщить и систематизировать знания об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_nod_razvitie_rechi.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад пос.им.К.Маркса»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию речи на тему: «Осеннее путешествие»

                         Подготовила воспитатель:

        Ильясова И.Р.

2020 год

Конспект непосредственно образовательной деятельности  «Развитие речи»

НОД: «Развитие речи»

Возрастная группа : Подготовительная к школе группа.

Тема НОД: Осеннее путешествие.

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Осень»

  Задачи:

 1.  Уточнить знания детей об осенних явлениях природы.

2.Развивать логическое мышление при решении логических задач. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Упражнять в доказательной речи, активизировать словарный запас детей.                            

3. Учить соотносить описание природы в стихах или в прозе с определением времени года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

4.Воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Виды деятельности: игровая ,коммуникативная, познавательная,музыкальная.

Формы реализации детских видов деятельности: работа по мнемотаблице, дидактические игры, слушание музыки, рассматривание картины, отгадывание загадки.

Оборудование: мнемотаблица, презентация «Осеннее путешествие».

Предварительная работа: Отгадывание осенних загадок, чтение сказок и стихов,

рассматривание иллюстраций об осени, о сборе урожая, игры :«Собираем урожай», «Где что растёт», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Назови ласково»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнём нашу встречу.

-Молодцы, поприветствовали друг друга, а теперь ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

-Ребята, что ответил папа?

(Это осень, друг.) Н. Антонова

Дети становятся в круг.

Дети отгадывают загадку.

Осень

Дети: Это осень, друг.

Основная часть

 Звучит мелодия П. И. Чайковского«Осенняя песнь»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осенняя песнь».

 Презентация «Осень»

Слайд 1,2,3,4,5,6

Воспитатель: Какое время года изображено на экране?
Какие осенние месяцы вы знаете?

Назовите признаки осени?

-А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?(Перелетные)
-А почему же они улетают?

-Назовите перелетных птиц

-А есть еще птицы пролетные. Они прилетают к нам зимовать, а весной улетают в сибирские леса.

-Как вы думаете, какие птицы прилетают к нам зимовать?

-А как называются птицы, которые остаются зимовать?

-Назовите зимующих птиц.

-Молодцы, ребята.

Слайд 7. «Осенняя поляна».

-Наше путешествие продолжается. И я приглашаю всех пройти на осеннюю лесную полянку.

-Но прежде я прошу вас закрыть глазки: Все ли готовы? Отправляемся!

- Раз, два, три, четыре, пять!

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В осеннем царстве очутитесь!

Ребята, мы попали с вами на осеннюю лесную полянку.

и поиграем в игру «Осенние слова»

-Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

- листья осенью (что делают?)

-дождь осенью (что делает?)

-урожай осенью (что делают?) 

-птицы осенью(что делают?)  

-деревья осенью(что делают?) Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)

-Осень какая?

-Настроение какое?

-Листья какие?

-Небо какое?

-Солнце какое?

-Тучи какие?

Воспитатель: Ребята вы хорошо отвечали, а теперь проходите на свои места.

На экране поочередно включаются слайды 8,9,10,11 с осенними месяцами.

-Какой первый месяц осенний?

-Валя ,расскажи ,пожалуйста, про сентябрь

Сентябрь — осенний месяц лишь отчасти,
Ведь он и летним может показаться,
И солнце будет теплым, словно счастье,
Лучом с небес макушек, щек касаться;
И не поверишь, что настала осень,
И не поймешь, что скоро будет слякоть.
Гуляй же среди лип, берез и сосен,
Пока сентябрь дождем не начал плакать!


-Какой второй месяц осенний?

-Аня , расскажи нам про октябрь.

Осень продолжается вместе с октябрём
Листья осыпаются золотым дождём.
Часто небо хмурится солнышку в упрёк.
Подметает улицы дворник-ветерок.

-И последний осенний месяц….

Дети: ноябрь

-Артур, расскажи, пожалуйста про ноябрь.
Стих А. С. Пушкина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)

-Ребята, вы никогда не услышите ,что есть три зимы, три лета, три  весны. А вот три осени бывают всегда: ранняя ,золотая, поздняя.  

-Почему осень называют золотой?

 -Какая бывает поздняя осень?  

Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам

кажется усталой, утомленной . Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу.

Стук в дверь. Приходит гость сова. Рассказывает как назывались осенние месяцы в старину.

Слайд 12.

Приходит гость Мудрая сова.

Рассказ совы.

-Ребята ,а вы знаете, как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!

Осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом.

У сентября в народном календаре есть несколько имен — рябинник, хмурень, листопадник.

В сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина. Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая».

А почему хмурень? Да потому что небо в это время года чаще хмурится, идут дожди.

А листопадник, потому что в сентябре начинается листопад.

Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется листобой, мокрохвост, грязник.

Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений).

В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».

Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях. И «грязник» также.

Ноябрь называли   подзимник, грудень.  В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли.

 Подзимник, потому что ноябрь последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы.

А название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля, еще не покрытая снегом, лежит грудами, кучами.  

Интересные названия у месяцев были в старину? Вы запомнили их названия и почему они так назывались?

-Спасибо , мудрая сова, за историю.

-Ребята, давайте поблагодарим сову и попрощаемся с ней.

 Воспитатель: Молодцы дети, а теперь давайте с вами отдохнём.

Физминутка. 

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят.

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать.

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись.

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет.

Воспитатель: - Садитесь, все за стол вместе. Скажите пожалуйста, как называется явление природы, когда падают с деревьев листочки?

Дети: Листопад.

Воспитатель: а сейчас ребята вы расскажите об осени по таблице.

Слайд 13

На экране появляется мнемотаблица.

Дети выходят по очереди, и составляют рассказ по мнемотаблице отвечая на вопросы воспитателя.

Игра «Сравни»

Посмотрите на экран. Расскажите с помощью изображения на экране ,что бывает осенью и что бывает летом.

Дидактическая игра "Назови ласково"

У вас на столе лежат картинки, посмотрите на картинку и назовите ласково то , что изображено на картинке.

ветер - ветерок, лист-листик, белка - белочка, ветка - веточка, куст - кустик, лиса -лисичка,  снег – снежок, елка – елочка, туча - тучка, облако- облачко, дождь – дождик и т.д.

Дети садятся перед экраном

-Солнышко стало пригревать меньше.

-День стал короче, а ночь длиннее.

- Листья пожелтели.

- Часто наблюдаем листопад. 

-Птицы улетают в тёплые края.

-Люди собирают урожай.

-Часто идут дожди.

-Грачи,лебеди,аисты,ласточки, скворцы

-Снегири

-Зимующие

- Воробьи, ворона, сорока, синица, дятел, голубь.

Дети встают в круг.

                           

                                                                                                                                                                                                                                                                      

                       

 

Ответы детей.

Заключительная часть (рефлексия)

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили признаки осени. Составляли рассказы об осени по таблице. Поиграли в игры. Что вам понравилось больше всего? Что давалось с трудом?

А теперь обратите внимание ,под деревом какая  то корзина. Давайте посмотрим, что же там находится.

Осень приготовила для вас сюрприз.

Это  раскраски, с изображением осенней природы, но они бесцветные, я предлагаю вам раскрасить их во все цвета осени.

Давайте уберем раскраски в уголок ИЗО и в свободное время будем раскрашивать.

Ответы детей.

                         

 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Волшебников»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группеЦель: Обобщение и закрепление навыков по разделу «Развитие связной речи» с использованием наглядного моделированияпрезентация по адре...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в сказку"

Увлекательное занятие-приключение входе которого определяется уровень усвоения детьми пройденного материала....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в осенний лес»

Закреплять умение детей выделять  характерные признаки  трех периодов осени. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру,  умение любоваться красками осени....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...