Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Зимующие птицы"
картотека по развитию речи

Киселёва Елена Николаевна

"Зимующие птицы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_teme_zimuyushchie_ptitsy_1.docx635.07 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по теме: «Зимующие птицы»

Воспитатель: Киселёва Елена Николаевна

 

 

  1. Словесная игра: «Прилетели птицы».

Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы».

Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.

Прилетели птицы:

голуби, синицы, мухи и вороны... голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны... голуби, синицы, комары, сороки, кукушки...

голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы...

  1. Игровое упражнение «В зимней столовой».

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Оборудование: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

  1. Речевая игра «Кто как голос подает».

Цель: Закреплять умение детей звукоподражать птицам.

Описание: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой либо птицы, второй угадывает, что это за птица.

1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,

2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».

  1. Игра «Летает, не летает».

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Описание: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог называет предметы и спрашивает: «Летает?» («Голубь летает? Самолёт летает?»).Если назван предмет, который летает, дети поднимают руки. Если назван нелетающий предмет, руки поднимать не следует.

  1. Игра с мячом «Подскажи словечко».

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, активизировать глагольный словарь по теме.

Описание: Педагог кидает мяч ребенку и называет какую-либо птицу. Ребенок ловит мяч, возвращает его взрослому и произносит подходящий по смыслу глагол.

Голубь – (воркует).

Кукушка – (кукует).

Ворона – (каркает).

Воробей – (чирикает). Синица – (пищит).

  1. Упражнение «Закончи предложения».

Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.

Воробей маленький, а аист...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится… У синицы хвост короткий, а у сороки... У дятла клюв длинный, а у снегиря...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Про кого из зимующих птиц можно сказать?

Мой - … (дятел, снегирь, воробей, голубь),

Моя -  … (ворона, синица),

Мои - …

  1. «Где какая птица находится?»

Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».

Оборудование: Сюжетная картинка «У кормушки».

Описание: Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д.

  1. Игра «Кого не стало?»

Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже; развитие памяти, зрительного восприятия.

Оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Описание: На доске или на столе выкладываются 5- 6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.

  1. Игра «Узнай птицу по силуэту».

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Описание: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц, называя перелетная или зимующая данная птица.

  1. Игра «Зимующие и перелетные птицы».

Цель: Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание: На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

  1. Речевое упражнение «Скажи ласково».

Цель: Закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Презентация к дидактическим играм и упражнениям по лексической теме «Продукты питания»

1. Д/и «Какой, какая, какие».2. Д/и «Назови по образцу».3. Д/и «Один – много»....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам "Овощи.Фрукты"

Дидактические игры и упражнения, проведенные в рамках лексической темы "Овощи и фрукты", которая проводилась  летом в качестве повторения,  представлены в виде небольшого фотоотчет...

Интересные дидактические игры и упражнения по лексическим темам (4-7 лет).

Дидактические игры и упражнения  ориентируют педагога  в объеме информации, которую должен усвоить ребенок в ходе изучаемой лексической темы (4-7 лет)....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Зима" для детей младшего дошкольного возраста

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно вы...