Интересные дидактические игры и упражнения по лексическим темам (4-7 лет).
картотека по развитию речи (старшая группа)
Дидактические игры и упражнения ориентируют педагога в объеме информации, которую должен усвоить ребенок в ходе изучаемой лексической темы (4-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_po_leksicheskim_temam_4-7_let.doc | 37.5 КБ |
dom.doc | 34.5 КБ |
skazki.doc | 31 КБ |
domashnie_ptitsy.doc | 32.5 КБ |
dikie_zhivotnye.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «ОСЕНЬ» Расширение словарного запаса детей: названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт; признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие; действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит. Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет) Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка. Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет) Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов. Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"» Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя. Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто. Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?» Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, ... дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная, ... сыро — сырая, ... хмуро — хмурая, ... солнечно — солнечная, ... ясно — ясная. Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу) (детям от 5 лет) Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи. | ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Расширение словарного запаса детей: названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван; признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный; действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить. Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловушка, шея — шейка, жаворонок — жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, трясогузка — трясогузонька, аист — аистенок, цапля — цапелька. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет) Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь — гусенок — гусята. Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет) Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — ... , стая уток — ... , ... грачей — ... , ... соловьев — ... . Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много» Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — скворцов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гуси — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки — ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — кукушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов. |
А.Л.Арефьева Лексические темы для развития речи детей 4-7-8 лет.
Предварительный просмотр:
ТЕМА «ДОМ» Расширение словарного запаса детей: названия: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш; признаки: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный; действия: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить. Поиск соответствующего понятия «Дома бывают» Для людей — жилой дом, для машин — гараж, для собак — конура, будка, для коней — конюшня, для свиней — свинарник, для коров — коровник, для птиц — скворечник, гнездо, для кур — курятник и т.д. «Скажи наоборот» Высокий — низкий, далекий — близкий, быстрый — медленный, громкий — тихий, широкий — узкий, толстый — тонкий, красивый — страшный, большой — маленький, новый — старый, белый — черный. | ТЕМА «ДОМ» Построение монолога «Опиши свой дом» Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже. Работа над структурой слова «Сколько раз можно пропеть слово?» а) односложные слова: дом, пол — 1 раз; б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж — 2 раза; в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, лестница, перила, антенна, ступеньки — 3 раза; г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, балкон, бревно, окно, лифт, звонок, крыша, труба, подвал, чердак. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Окно — окошко, окошечко, рама — рамка, рамочка, комната — комнатка, комнатушка, стена — стенка, стеночка, дверь — дверка, дверца, балкон — балкончик, бревно — бревнышко, лестница — лесенка, звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка, порог — порожек. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах Пол — полы — много полов, рама — рамы — много рам, комната — комнаты — много комнат, стена — стены — стен, этаж — этажи — много этажей (многоэтажный), подъезд — подъезды — много подъездов, балкон — балконы — балконов, бревно — бревна — бревен, окно — окна — много окон, форточка — форточки — форточек, лестница — лестницы — много лестниц, дверь — двери — дверей, звонок — звонки — звонков, крыша — крыши — много крыш, труба — трубы — много труб, антенна — антенны — много антенн, подвал — подвалы — подвалов, замок — замки — замков. Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем» Одна комната — две комнаты — пять комнат, одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат, один дом — два дома — пять домов, один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов, одно окно — два окна — пять окон и т.д. Образование относительных прилагательных «Если в доме два этажа» Два этажа — дом ... (двухэтажный). Три этажа — дом ... (трехэтажный). Пять этажей — дом ... (пятиэтажный). Десять этажей — дом ... (десятиэтажный). Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна; мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог. Образование относительных прилагательных «Назови, какой?» (детям от 5 лет) Дом из соломы — соломенный, ... из кирпича — кирпичный, ... камня — каменный, ... дерева — деревянный. |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «СКАЗКИ» Расширение словарного запаса детей: названия: сказка, персонаж, герой, Дед Мороз, Серый волк, Красная Шапочка, Иванушкадурачок, Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, принц, принцесса; признаки: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный, веселый, глупый, справедливый; действия: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться. | ТЕМА «СКАЗКИ» Узнавание предмета по ключевым словам «Из какой сказки?» Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. («Царевна-лягушка».) Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. («Сивка-бурка».) Царь, три сына, Иванушка, Конек-горбунок. («Конек-горбунок».) Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея. («Золушка».) Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз. («Морозко».) «Узнай нас» (послушай стихи, назови героев сказок) На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился ... (колобок). Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ... (Айболит). Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.) Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка.) Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.) У отца был мальчик странный, Необычный — деревянный, Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На земле и над водой Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино.) Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон.) Она красива и мила, А имя ее от слова «зола». (Золушка.) Вместе с Карлсоном прыгал с крыш Шалунишка наш ... (Малыш.) |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» Расширение словарного запаса детей: названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло; признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый; действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться. | ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» Лексический строй речи Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?» Гусь — гогочет, утка — крякает, курица — кудахчет, петух — кукарекает, цыпленок — пищит, индюк — балаболит. Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей» У цыпленка — курица, петух; у индюшонка — индюшка, индюк; у утенка — утка, селезень; у гусенка — гусыня, гусак. Поиск определения «Назови, какой и какая птица?» Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой. И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу. Грамматический строй речи Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много» Гусь — гуси — много гусей, утка — утки — уток, петух — петухи — петухов, курица — куры — кур, селезень — селезни — селезней, гусенок — гусята — гусят, гусыня — гусыни — гусынь, утенок — утята — утят, ииндюк — индюки — индюков, индюшка — индюшки — индюшек, индюшонок — индюшата — индюшат. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» Петух — петушок — петушки, зерно — зернышко — зернышки, курица — курочка — курочки, цыпленок — цыпленочек — цыплятки, утка — уточка — уточки, гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки), гусыня — гусынюшка — гусынюшки, утенок — утеночек — утятки, индюшка — индюшечка — индюшечки, индюшонок — индюшоночек — индюшатки, яйцо — яичко — яички, крыло — крылышко — крылышки. Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу» Красивый — красивее, мягкий — мягче, твердый — тверже, длинный — длиннее, корокий — короче, добрый — добрее, злой — злее, сильный — сильнее, слабый — слабее, высокий — выше, низкий — ниже, толстый — толще, тонкий — тоньше. |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» Расширение словарного запаса детей: названия: белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, белый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард, антилопа, пантера; рога, копыта, туловище, хобот, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти; Север, Юг, лес, степь, океан, пустыня; берлога, логово, нора, дупло, пещера; признаки: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый,красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный; действия: добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомиться, плавать. | ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» Белка — белочка, обезьяна — обезьянка, медведь — медведушка, бегемот — бегемотик, еж — ежик, слон — слоник, заяц — зайчик, лев — левушка, лось — лосик, леопард — леопардик, тюлень — тюленюшка, морж — моржонок. Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого — кто?» У белки — бельчонок, бельчата, у зайчихи — зайчонок, зайчата, у лосихи — лосенок, лосята, у слонихи — слоненок, слонята, у лисы — лисенок, лисята, у волчихи — волчонок, волчата, у моржихи — моржонок, моржата, у тигрицы — тигренок, тигрята, у тюленихи — тюлененок, тюленята, у львицы — львенок, львята, у медведицы — медвежонок, медвежата. Образование существительных в родительном падеже множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Один — много» Белка — много белок — бельчат, лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят, медведь — медведей — медвежат, морж — моржей — моржат, тюлень — тюленей — тюленят, олень — оленей — оленят, слон — слонов — слонят, зебра — зебрят. Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?» У лисы хвост — лисий, лапы — лисьи, морда — лисья, по образцу: у медведя, волка, зайца. «Назови лишнее слово» Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака); лиса, волк, овца, белка (овца); корова, заяц, кролик, лошадь (заяц). «Сравни» Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.) Построение монолога «Опиши любого зверя по плану» : 1) название; 2) где живет (Север, жаркие страны ...); 3) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.); 4) жилище (берлога, нора, дупло ...); 5) повадки; 6) как добывает корм; 7) как защищается; 8) чем питается; 9) кто является его врагом; 10) как называются его детеныши |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи».
К развитию речи детей нужно подходить очень осознанно, лучше всего через игру. Я предлагаю конспект занятия с использованием дидактических игр и упражнений ....
Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста. Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи».
Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи»....
Дидактические игры и упражнения на тему: "Деревья"
Игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения....
Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи».
Цель: проверить, как дети различают и называют овощи; учить различать овощи на ощупь, на вкус; использовать в речи слова сырой, вареный, соленый, длинная, круглый и др....
Дидактические игры и упражнения по теме: "Перелётные птицы".
Материал для родителей...
Дидактические игры и упражнения по теме "Урожай собирай!" (Овощи, фрукты)
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является его красивая, грамотная речь. Предлагаем игры и упражнения по развитию речи и творческого нестандартного мышления детей дошкольного воз...
Картотека "Дидактические игры и упражнения по теме "Изучаем время" для детей старшего дошкольного возраста"
Дидактические игры и упражнения помогут родителям и воспитателям познакомить детей с часами, научить ребенка определять время по часам, узнать историю часов и узнать другие интересные подробности о ча...