Составление творческих рассказов по сюжетной картине с элементами ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhataya1.ppt | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Составление творческих рассказов по сюжетной картине с использованием элементов ТРИЗ» Каким образом теория решения изобретательных задач может повлиять на умение составлять творческие рассказы по сюжетной картине дошкольниками? На возникший вопрос, используя методику Т. А. Сидорчук и А. Б. Кузнецовой, авторов пособия «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине», мы попытались ответить с помощью методов обучения рассказыванию по картине И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс.
Условия формирования личного вклада Научно-исследовательские: Изучение литературы Изучение опыта других педагогов Методические: Подбор методической литературы Поиск средств и форм работы с дошкольниками Подбор оптимальных методов и приемов Разработка и апробация собственных материалов Организационно-педагогические: Педагогические советы Взаимодействие с педагогами, посещающими РМО по теме «Речевое развитие» Семинары Консультации Самообразование Открытые просмотры Участие в сетевых сообществах
Актуальность «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». /Г.С. Альтшуллер/ Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «потом», «вот» и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями.
Цель и задачи Цель: формирование у детей умения составлять творческие рассказы по сюжетной картине. Задачи: - Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине; - Формировать умение выделять конкретные объекты, изображенные на картине и подбирать наиболее точные определения при их описании; - Расширять и активизировать словарь детей; - Формировать умение придумывать продолжение и окончание рассказу; - Развивать эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами; - Воспитывать умение слушать рассказы сверстников; - Привлечь родителей к решению проблемы речевого развития детей.
Деятельностный подход Предметно-пространственная среда (ФГОС ДО) Создание мини-центра по речевому развитию в группе Оформление уголка книги Пополнение центра познания Изготовление игр, пособий, альбомов, моделей и др. Создание образовательной среды на участке
Обогащение опыта ООД Дидактические игры Трудовая деятельность Самостоятельная деятельность Экскурсия в библиотеку Труд в огороде Дидактическая игра «Прятки», созданная своими руками Индивидуальная работа
Обогащение опыта Сюжетные игры Режиссерские игры Театрализованные игры Ситуативное общение Праздники и развлечения Совместная деятельность Режиссерская игра Постановка «Волк и семеро козлят на новый лад» Сюжетно – ролевая игра Праздник «Прощай лето»
Тризовские шаги и игры с картиной ШАГ первый: ДЕЛИ! Игры первого шага «Подзорная труба», «Аукцион», «Кто в кружочке живет»
Тризовские шаги и игры с картиной ШАГ второй: СОЕДИНЯЙ! Игры второго шага «Что с чем связано?», «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит», «Ищу друзей (недругов)»
Тризовские шаги и игры с картиной ШАГ третий: ВОЙДИ В КАРТИНКУ! Игры третьего шага «К нам пришел волшебник «ЯСЛЫШУ», «ЯЧУВСТВУЮЗАПАХИ», «ЯЧУВСТВУЮВКУС» «ЯОЩУЩАЮКОЖЕЙ», «Живые картинки»
Тризовские шаги и игры с картиной ШАГ четвертый: ВПЕРЕД – НАЗАД! Игры четвертого шага «Путешествие на машине времени», «Забегай», «Отставай»
Взаимодействие с родителями Родительские собрания Анкетирование Консультации Задание на дом Совместные праздники
Наши правила при составлении рассказа Ничего не бойся! Твой ответ нам нужен! Попробуй доказать!
Результативность Сознательное отношение к рассматриванию картин. Обогащение речи за счет подбора определений и сравнений. Уровень речевой активности повысился. Включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности. Дети составляют собственные рассказы, иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя. Введение в рассказ элементов творческого рассказа.
Транслируемость практических результатов - Программа обучения составлению творческих рассказов по картине детей 5-6 лет с использованием ТРИЗ «Нескучные картинки»; - Участие в сетевом педагогическом сообществе; личный сайт http://nsportal.ru/aksyonova-natalya-pavlovna ; - Родительское собрание на тему «А как речь-то говорит, словно реченька журчит…»
Литература 1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. 2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. 3. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. (Методика рассказа по картинке) 1995, текст приведен по рукописи. СПб. ТОО «ТРИЗ – ШАНС». 4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Технология составления творческих рассказов по картине. – Издательство АРКТИ, 2014. 5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. –ТЦ «Сфера», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
Целью данного занятия является подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр: «Подзорная тр...
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ
Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...
Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
В большинстве своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...
"Составление творческих рассказов по сюжетной картине" (Технология ТРИЗ)
.http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1905...
Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ
Рекомендации по работе с сюжетной картиной, применяя технологии ТРИЗ....
Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ....