Составление творческих рассказов по сюжетной картине с элементами ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Аксёнова Наталья Павловна
Презентация может быть интересна для педагогов, которые ищут новые подходы для развития речи дошкольников. Использование Элементов ТРИЗ позволяют детям составлять действительно необычные, интересные рассказы по сюжетным картинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon szhataya1.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ: 11 ЛЕТ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: НЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО: «РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ЖДАТЬ ДОЛГО, НО ЗАТО КАК ОНИ ХОРОШИ» . Е-MAIL: nbebeka@ya.ru Презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» Аксёновой Натальи Павловны

Слайд 2

Тема: «Составление творческих рассказов по сюжетной картине с использованием элементов ТРИЗ» Каким образом теория решения изобретательных задач может повлиять на умение составлять творческие рассказы по сюжетной картине дошкольниками? На возникший вопрос, используя методику Т. А. Сидорчук и А. Б. Кузнецовой, авторов пособия «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине», мы попытались ответить с помощью методов обучения рассказыванию по картине И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс.

Слайд 3

Условия формирования личного вклада Научно-исследовательские: Изучение литературы Изучение опыта других педагогов Методические: Подбор методической литературы Поиск средств и форм работы с дошкольниками Подбор оптимальных методов и приемов Разработка и апробация собственных материалов Организационно-педагогические: Педагогические советы Взаимодействие с педагогами, посещающими РМО по теме «Речевое развитие» Семинары Консультации Самообразование Открытые просмотры Участие в сетевых сообществах

Слайд 4

Актуальность «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». /Г.С. Альтшуллер/ Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «потом», «вот» и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями.

Слайд 5

Цель и задачи Цель: формирование у детей умения составлять творческие рассказы по сюжетной картине. Задачи: - Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине; - Формировать умение выделять конкретные объекты, изображенные на картине и подбирать наиболее точные определения при их описании; - Расширять и активизировать словарь детей; - Формировать умение придумывать продолжение и окончание рассказу; - Развивать эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами; - Воспитывать умение слушать рассказы сверстников; - Привлечь родителей к решению проблемы речевого развития детей.

Слайд 6

Деятельностный подход Предметно-пространственная среда (ФГОС ДО) Создание мини-центра по речевому развитию в группе Оформление уголка книги Пополнение центра познания Изготовление игр, пособий, альбомов, моделей и др. Создание образовательной среды на участке

Слайд 7

Обогащение опыта ООД Дидактические игры Трудовая деятельность Самостоятельная деятельность Экскурсия в библиотеку Труд в огороде Дидактическая игра «Прятки», созданная своими руками Индивидуальная работа

Слайд 8

Обогащение опыта Сюжетные игры Режиссерские игры Театрализованные игры Ситуативное общение Праздники и развлечения Совместная деятельность Режиссерская игра Постановка «Волк и семеро козлят на новый лад» Сюжетно – ролевая игра Праздник «Прощай лето»

Слайд 9

Тризовские шаги и игры с картиной ШАГ первый: ДЕЛИ! Игры первого шага «Подзорная труба», «Аукцион», «Кто в кружочке живет»

Слайд 10

Тризовские шаги и игры с картиной ШАГ второй: СОЕДИНЯЙ! Игры второго шага «Что с чем связано?», «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит», «Ищу друзей (недругов)»

Слайд 11

Тризовские шаги и игры с картиной ШАГ третий: ВОЙДИ В КАРТИНКУ! Игры третьего шага «К нам пришел волшебник «ЯСЛЫШУ», «ЯЧУВСТВУЮЗАПАХИ», «ЯЧУВСТВУЮВКУС» «ЯОЩУЩАЮКОЖЕЙ», «Живые картинки»

Слайд 12

Тризовские шаги и игры с картиной ШАГ четвертый: ВПЕРЕД – НАЗАД! Игры четвертого шага «Путешествие на машине времени», «Забегай», «Отставай»

Слайд 13

Взаимодействие с родителями Родительские собрания Анкетирование Консультации Задание на дом Совместные праздники

Слайд 14

Наши правила при составлении рассказа Ничего не бойся! Твой ответ нам нужен! Попробуй доказать!

Слайд 15

Результативность Сознательное отношение к рассматриванию картин. Обогащение речи за счет подбора определений и сравнений. Уровень речевой активности повысился. Включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности. Дети составляют собственные рассказы, иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя. Введение в рассказ элементов творческого рассказа.

Слайд 16

Транслируемость практических результатов - Программа обучения составлению творческих рассказов по картине детей 5-6 лет с использованием ТРИЗ «Нескучные картинки»; - Участие в сетевом педагогическом сообществе; личный сайт http://nsportal.ru/aksyonova-natalya-pavlovna ; - Родительское собрание на тему «А как речь-то говорит, словно реченька журчит…»

Слайд 17

Литература 1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. 2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. 3. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. (Методика рассказа по картинке) 1995, текст приведен по рукописи. СПб. ТОО «ТРИЗ – ШАНС». 4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Технология составления творческих рассказов по картине. – Издательство АРКТИ, 2014. 5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. –ТЦ «Сфера», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

Целью данного занятия является  подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр:  «Подзорная тр...

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

В  большинстве  своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ....

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....