Конспект мероприятия по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Чудеса весной» с детьми старшей группы № 7 «Сказка» общеразвивающей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гулиева Зарифа Автандиловна

Направление:  «Познавательно - речевое  развитие»

Вид занятия: Сюжетное, в познавательно игровой форме.

Интеграция образовательных  областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,   «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическая культура»   

Приоритетным видом деятельности являлась игровая деятельность.     

Цель: выявить и закрепить знания, представления, умения полученные детьми в течении учебного года.

Образовательные задачи :

Упражнение в умении грамматически правильно составлять предложения, о весне с опорой на предметные картинки.

Обучение умению составлять небольшой рассказ о весне с опорой на предметные картинки

Упражнение в умении подбирать слова с заданным звуком
Упражнение в делении слов  на слоги, называть слова с заданным количеством слогов.

Упражнение в умении подбирать антонимы, слова – признаки к существительным

Закрепление умения отвечать полными ответами

Расширение словарного запаса через участие в словесно – речевых играх.

Развивающие задачи :

Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)  в процессе игрового общения.

Развитие речевого слуха, внимания, координации речи с движением.

Совершенствование умения  действовать по инструкции взрослого.

Воспитательные задачи:

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, инициативности.

Воспитание  умения  выразительно, с естественными эмоциями читать стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chudesa_vesnoy.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение

Детский сад  «Росинка»  п .Пионерский.

Конспект мероприятия

по речевому развитию

(развитие речи)

на тему: «Чудеса весной»

с детьми старшей  группы № 7 «Сказка»

общеразвивающей направленности

Разработал: воспитатель Гулиева З.А.

 

«Чудеса весной».

Направление:  «Познавательно - речевое  развитие»

Вид занятия: Сюжетное, в познавательно игровой форме.

Интеграция образовательных  областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,   «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическая культура»    

Приоритетным видом деятельности являлась игровая деятельность.      

Цель: выявить и закрепить знания, представления, умения полученные детьми в течении учебного года.

Образовательные задачи :

Упражнение в умении грамматически правильно составлять предложения, о весне с опорой на предметные картинки.

Обучение умению составлять небольшой рассказ о весне с опорой на предметные картинки

Упражнение в умении подбирать слова с заданным звуком
Упражнение в делении слов  на слоги,
называть слова с заданным количеством слогов.

Упражнение в умении подбирать антонимы, слова – признаки к существительным

Закрепление умения отвечать полными ответами

Расширение словарного запаса через участие в словесно – речевых играх.

Развивающие задачи :

Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)  в процессе игрового общения.

Развитие речевого слуха, внимания, координации речи с движением.

Совершенствование умения  действовать по инструкции взрослого.

Воспитательные задачи: 

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, инициативности.

Воспитание  умения  выразительно, с естественными эмоциями читать стихи.

Словарная работа: 

Обогащение и активизация словаря .

Индивидуальная работа:

Дид игры и упражнения в процессе НОД , индивидуальная работе в течение года , беседы, рассматривание картин, взаимодействия с родителями в течение года.

Побуждение к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за растениями, птицами, погодой; рассматривание картин, беседы, разучивание стихов, пальчиковых игр,  

Дид. игры и упражнения в процессе НОД, индивидуальная работа в течение года, взаимодействия с родителями в течение года.

Материал к занятию: предметные картинки «Весна», магнитная доска, солнышко,  конверты с заданием, разрезные сюжетные иллюстрации по сказкам, два обруча, предметные картинки на звук К и М по количеству детей, указка, колокольчик.

Методы и приемы:

Игровой: (дидактические упражнения, воображаемая ситуация); Игровой - создание игровой мотивации, Д. упр.:  «Что делают капельки», Дид упр «Собери лучики»

Практический: Д. игра  «Круги Эйлера», Д. упр. «Собери лучики», составление предложений по предметным картинкам, пальчиковая  игра: «Помощники», «Собери картинку и назови сказку», Сл. игры «Скажи наоборот», «Поймай звук и назови слово», «Раздели слово на слоги», «Скажи наоборот»

Словесный: Вопрос, ответ, индивидуальные ответы, проговаривание чистоговорок, отгадывание загадок, чтение стихов, составление предложений, рассказа.  Сл. игры «Скажи наоборот», «Поймай звук и назови слово», «Раздели слово на слоги», «Скажи наоборот»

Репродуктивный: - Закрепление пройденного материала

Частично – поисковый: - Выполнение заданий.

Наглядный: – Рассматривание сюжетной иллюстрации, предметных картинок.

Метод проблемного обучения - вопрос, ответ. 

Орг. момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня пришли гости. Давайте улыбнёмся гостям и друг другу и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением и со словами:
Что за чудо – чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Скажем вам,  не тая:
Это все мои друзья.

Ребята, я вижу, что не все еще проснулись, давайте ему поможем проснуться.

Чтобы мы были готовы к работе, Катя позвони в колокольчик.

 Воспитатель:  А теперь я проверю, действительно помог нам колокольчик, или он старался зря.

Речевая разминка:  

 На-на-на   наступила весна.

Ло-ло-ло   на улице тепло    

Ать-ать-ать мы пойдем гулять.

Ам-ам-ам   гости пришли к нам

-Да действительно, наш помощник-колокольчик, старался не зря.

Воспитатель: Какое время года? А докажите что весна?

– Дети называют приметы весны: Растаял снег, дни стали длиннее, ярко светит солнце и т.д.

-Да действительно, наш помощник-колокольчик, старался не зря.

Воспитатель: Ребята, весной погода очень изменчива, то снег, то дождь, то жара, то холод! Вот и сегодня опять нет солнышко, оно без лучиков, которые посылают тепло на землю. Надо вернуть лучики солнцу. А чтоб вернуть надо потрудиться, и выполнить трудные задания. За правильно выполненное задание будем получать по лучику. Вы готовы . Тогда начнем совершать добрые дела.

Садятся на стулья.

Но прежде чем начнем выручать солнышко, вспомним правила:

Задание слушать внимательно, до конца.

Нельзя перебивать того, кто отвечает. Ответы можно дополнять.

2. Основная часть.

  1. Из чего состоят слова? Какие вы знаете звуки?  Когда гласные звуки выходят на прогулку, они встречаются с согласными звуками,  начинают дружить, т.е. согласовываться и поэтому получаются слова. мы поиграем в игру

«Поймай звук, назови слово»

Л-А-К,  М-А-К,  К-И-Т, С-У-П, Л-У-К, Р-О-Т, Д-Ы-М, Д-У-Б, С-О-М  и т.д.

  1. Умный рассказчик. Составь предложение по картинке про весну.

Ребенок  рассказывает рассказ о весне самостоятельно, опираясь на мнемотаблицу.

Наступила весна. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дни стали длиннее.

От солнечных лучей снег стал рыхлым и тает. По дороге бегут звонкие ручьи.                                               Звенит капель – это сосульки поют песенку, падают и разбиваются.

На солнечных лужайках - проталинах зеленеет травка, и уже появляются первоцветы: подснежник, мать-и-мачеха.

Весной, согретые весенним солнышком,  оживают деревья, у них набухают почки.

Прилетают из теплых стран птицы. Первыми прилетают грачи. Птицы поют, вьют  гнезда.

Люди меняют теплую, зимнюю одежду,   на весеннюю.

Дети, читают стихи.

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи.

                На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

                Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.                   Богдан К.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, 
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи 
После зимней стужи.
Пробирается медведь 
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, 
И расцвел подснежник.              (С. Маршак) Милана Т.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.                   (И. Токмакова)    Саша М.

  1. Д. игра «Круги Эйлера»

Весенний ветерок перепутал картинки, слова которых начинаются на звук М и В. девочки выбирают на звук М, а мальчик на В.

  1. Сл.упр. «Определи сколько частей в слове»

        Назови слово, которое делиться на две части.

Физминутка: Я – мы

  1. Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? 
    Чему нас учат сказки? (дети: быть добрыми, дружными, не жадничать, не обманывать, защищать слабых)?
    Как вы думаете, сказка – это выдумка, или правда? (выдумка).
    А что происходит в сказках? (чудеса, волшебство).
    Д.упр. «Собери картинку и назови сказку».

  1. «Скажи наоборот»

Лесовичок сидит грустный,  на весенней полянке. Он грустит от того, что нет солнышка, да еще перепутал слова волшебные. Давайте поможем ему назвать слова наоборот (называются слова без картинок, на слух).
Прилагательные:
Весёлый – грустный
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Светлый – тёмный
Длинный – короткий
умный – глупый

легкий – тяжелый

храбрый – трусливый

ленивый – трудолюбивый

больной – здоровый

широкий – узкий

старый – молодой

злой – добрый

медленный – быстрый

грязный – чистый


Глаголы:
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Начинать - закончить
Встречать – провожать
Светлеть – темнеть

  1.  «Одна загадка - сто разгадок». 

Начнем с девочек . Что такое? 1. « Светилка» – окно, солнце, свеча, фонарь, сотовый телефон. 2. «Хранилка» – шкаф, сундук, карман, мешок, сейф. 3. «Смотрилка» – глаза, бинокль, очки, лупа, телескоп. 

Для мальчиков. Что такое? 1. «Варилка» - кастрюля, сковородка, чайник. 2. «Горелка» - костер, свеча, пожар, зажигалка. 4. «Возилка» - тележка, велосипед, поезд, самолет, машина.

Воспитатель хвалит детей: Молодцы, ребята. Русский язык красив и могуч. Вы  хорошо занимались, хорошо справлялись с заданиями, видно вы многому научились в старшей группе. А еще вы очень дружные ребята, поэтому вы смогли  вернуть солнышку лучи. 

Очень много слов на свете, Как дождинок у весны. Но возьмём, к примеру, эти: Слово «я» и слово «мы». «Я» на свете одиноко, В «я» не очень много прока. Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «мы» сильней чем «я». 

Дети: Мы – семья, И мы – друзья. Мы – народ, И мы – едины. 

Вместе мы Непобедимы!

Воспитатель и проводит опрос: Какое самое трудное задание было для вас? А самое простое? Кто на ваш взгляд активно участвовал на занятии?  И т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий для детей группы общеразвивающей направленности 2-3 лет "Курочка в гостях у ребят"

Цель: развитие сенсорных эталонов и приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий.Обучающие задачи: • Учить узнавать в игрушках домашних птиц и назы...

Речевое развитие, развитие связной речи на тему: «Животные в осеннем лесу»

Формирование экологического отношения к природе у детей подготовительной логопедической группы,  посредством решения коррекционно-речевых задач в непосредственно- образовательной деятельности....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.Тема: "Подснежник". МДОУ д. с. № 98 " Сказка", г. Петрозаводск.Вос-ль: Анфимова Е. И.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Тема: Подснежник.Цель занятия:  Учить создавать изображения из бумаги, составлять красивую композицию.Задачи :  Расширить представления ...