Конспект открытого показа по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для учителей начальной школы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Миркина Светлана Васильевна

Тема: "Путешествие в страну Грамматики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_dlya_uchiteley.docx127.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Открытый показ

для учителей начальной школы

по подготовке к обучению грамоте

«Путешествие в страну Грамматики»

Подготовительная группа № 14 «Солнышко»

Подготовил и провёл воспитатель:

Миркина Светлана Васильевна

I квалификационной категории

ЗАТО Северск 2019 г.

Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

Задачи: 

Образовательные: Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги. Упражнять в умении проводить звуко - буквенный анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие), составлять схему слова, ставить ударение.  Закрепить понятие, что такое предложение, упражнять в написании схем предложений. Продолжать учить детей разгадывать ребусы, отгадывать загадки, совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.

Развивающие: Развивать фонематическое восприятие и слух. Развивать мышление, внимание, память, речь. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

Отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.                                                                      Воспитательные: Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий. Воспитывать аккуратность, доброту, самостоятельность, инициативу, слушать воспитателя и сверстника. Воспитывать любовь к родному языку.                                                                                        Предварительная работа: занятия по подготовке детей к обучению грамоте, подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук», «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)», «Нужные знаки», «Закончи слово», заучивание пословиц о весне.                                                                                    Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, ударение, звуко - буквенный анализ слова.                                      Демонстрационный материал: ИКТ (презентация с картинками и словами: РАКЕТА - РАК, КОБРА - БРА, КОЛОБОК - ЛОБ, ОПУШКА - ПУШКА, УЖИН -УЖИ), карточка со словом КНИГА, картинка с изображением КНИГИ.                     Раздаточный материал: Карточки: зеленые, красные, синие для обозначения звуков, простые карандаши, чистые листы в клетку, карточки с ребусами.                                                         Оборудование: Школьный звонок, конверты с заданиями, карточки с изображением предметов, магниты (зеленые, красные, синие).

Ход НОД.

Организационный момент. Эмоциональный настрой на НОД.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята!

Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое.)

Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнёмся им, пожелаем им хорошего дня.

Беседа о времени года:
- Какое сейчас время года? (Весна). 
- А кто назовет признаки весны с помощью пословиц?

- Какие пословицы о весне вы знаете?

Ответы детей:

 - Много воды – много травы.

- Зима весну пугает, да сама тает.

- Сегодня не тает, а завтра кто знает.

- Весной сверху печет, а снизу морозит.

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Воспитатель: Весна – замечательное время года! Все вокруг оживает, просыпается от зимней спячки.

Стук в дверь. Заносят конверт.

Воспитатель: - Интересно, для кого это письмо?

Читает: для детей группы № 14.  Скорее откроем его!

В конверте письмо от Звуков и Букв.

Читаем письмо. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки и буквы из Страны Грамматики. Вы нас всех знаете. Хотим поздравить вас, вы скоро пойдёте в школу. Мы приготовили для вас задания. Они будут сложными, но интересными. В группе вы найдёте школьный портфель. В нём конверты с заданиями. Выполнив их правильно, вы получите от нас сюрприз, который вам обязательно понадобиться в школе.

Воспитатель: - Ребята, хотите сюрприз от звуков и букв получить? Тогда объявляю поиск портфеля.

Какие вы молодцы! Но как мы попадём в страну Грамматики?

У меня есть волшебный школьный звонок, который поможет нам оказаться в Стране Грамматики. Закрываем глазки. Раз-два-три школьный звонок в Страну Грамматики нас веди!

(Звучит звон колокольчика)

Вот мы и в стране Грамматики.

Прежде, чем выполнять задания - разомнёмся.

Разминка

- Отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…
(звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает…
(буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…
(слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…
(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …
(предложение)

Вопросы воспитателя:

- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов и т.д.)

- Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).          - Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э).

- Какие звуки мы называем согласными? (произносятся с преградой)

- Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими, звонкими и глухими).            - Назовите согласные звуки (м, с, п, н, г, в).

- Умницы, вы умеете отгадывать загадки и много знаете про жителей Страны Грамматики.

- Приступаем к выполнению заданий.

Конверт № 1

Задание. «Подели своё имя на слоги» (работа на ковре)

Воспитатель: - Ребята, а можно слово поделить на части? Как можно поделить слово на слоги? Разделите своё имя на слоги с помощью руки и подбородка.

- Молодцы, вы все знаете, сколько слогов в вашем имени.

Конверт № 2

Задание. Игра «Какое слово спряталось?» (работа у доски с использованием ИКТ) 

РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей (летательный аппарат, который перемещается в пространстве).                                                                                                 Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК.                                                КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира).                                  Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА.                КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки).              Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ.         ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса.)                                                             Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА.  УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда.)           Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

Воспитатель: - Молодцы! Пройдите на ковёр.

Конверт № 3

Задание. Игра «Весёлые ребусы»

Рыбак, шарф, радуга, коса, школа, угроза, семья, крот.

Воспитатель: Молодцы! Вы все умеете отгадывать ребусы.

Конверт № 4

Задание. Игра «Прочитай слово по первым буквам»

Якорь (яблоко, кот, огурец, радуга, ь); кит (книга, игла, телевизор); груша (гусь, ракета, удочка, шишка, арбуз); коза (корабль, окно, заяц, апельсин); книга (кукла, носки, игла, галстук, автобус); зима (зонт, игла, медведь, арбуз).

Воспитатель: - Умницы, справились с этим заданием!

Физминутка: Игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель: - Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.

- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.

Конверт № 5

Задание: Игра «Слова наоборот» (антонимы)

Веселый - грустный

Много – мало

Холодно - жарко

Снизу - сверху

Старый – молодой

Медленно – быстро

Широкий - узкий

Далекий - близкий.

Слабый мороз - сильная жара;

Взять много - отдать мало;

Веселый дедушка – грустная бабушка.

Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием.

Конверт № 6      

Задание: «Составить схему предложения» (под диктовку за столами)

Воспитатель: - Нарисуйте схемы предложений, которые я буду диктовать. 

Закрепим правила написания предложения. 

- Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? (Точка) Какие знаки препинания ставятся ещё в конце предложения? (! ?)

Но прежде чем рисовать, мы с вами разомнем пальчики, чтобы они были послушными. Возьмите карандаш между ладошками и повторяйте за мой!

Карандаш в руках катаю

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Пальчики размяли, теперь пора приступать к заданию!

Текст «Весна»

Наступила весна. Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки.  Скоро появятся зеленые листочки. На проталинках появляются первые подснежники. Вся природа пробуждается ото сна.

Воспитатель: Сколько слов в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 предложении?

Конверт № 7                                                                                                                                      

Задание: «Составь схему слова», «Звуко - буквенный анализ слова» (фонетический)

Воспитатель: - Отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.  
(книга)

Один ребёнок у доски, остальные дети выкладывают карточки на столе.

- Назовите гласные звуки в этом слове

- Теперь назовите согласные.

- Назовите первый звук.

- Какой это звук?

- Каким цветом мы его обозначим?

- Какой второй звук в слове?

- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим

- Какой третий звук в слове?

- Какой это звук?

- Какой следующий звук?

- Какой это звук?

- Какой последний звук в слове?

- Какой это звук?

- Сколько всего букв в этом слове?

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько слогов?

- Поставьте ударение. Что для этого нужно сделать со словом? (позвать к себе)

Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну Грамматики, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! «Раз, два, три школьный звонок в группу нашу нас веди!»

Вот и прошли мы все испытания, конвертов с заданиями больше нет, да только не понятно, где сюрприз? Давайте, посмотрим в портфель. Да вот же он!!! (воспитатель достаёт из портфеля тетради и ручки и дарит детям)

- Ребята! Понравилось вам занятие?

- Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?

- Какие задания показались вам интересными?

- Я благодарю вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Новые приключения Колобка»

Цель:Образовательные:- Закрепить умение детей определять наличие заданного звука в слове,- продолжать учить определять количество слогов в словах;- упражнять в умении проводить звуковой анализ слов;- ...

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.

Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в си...

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: "Письмо от Мудрой Совы"

ЗадачиОбразовательные:Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.Форми...

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Письмо от Мудрой Совы"

Цель: закрепить знания, умения и навыки детей, сформированные  на заняиях по обучению грамоте....