Конспект открытого показа по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для учителей начальной школы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: "Путешествие в страну Грамматики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_dlya_uchiteley.docx | 127.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55»
Открытый показ
для учителей начальной школы
по подготовке к обучению грамоте
«Путешествие в страну Грамматики»
Подготовительная группа № 14 «Солнышко»
Подготовил и провёл воспитатель:
Миркина Светлана Васильевна
I квалификационной категории
ЗАТО Северск 2019 г.
Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте».
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги. Упражнять в умении проводить звуко - буквенный анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие), составлять схему слова, ставить ударение. Закрепить понятие, что такое предложение, упражнять в написании схем предложений. Продолжать учить детей разгадывать ребусы, отгадывать загадки, совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.
Развивающие: Развивать фонематическое восприятие и слух. Развивать мышление, внимание, память, речь. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
Отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Воспитательные: Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий. Воспитывать аккуратность, доброту, самостоятельность, инициативу, слушать воспитателя и сверстника. Воспитывать любовь к родному языку. Предварительная работа: занятия по подготовке детей к обучению грамоте, подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук», «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)», «Нужные знаки», «Закончи слово», заучивание пословиц о весне. Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, ударение, звуко - буквенный анализ слова. Демонстрационный материал: ИКТ (презентация с картинками и словами: РАКЕТА - РАК, КОБРА - БРА, КОЛОБОК - ЛОБ, ОПУШКА - ПУШКА, УЖИН -УЖИ), карточка со словом КНИГА, картинка с изображением КНИГИ. Раздаточный материал: Карточки: зеленые, красные, синие для обозначения звуков, простые карандаши, чистые листы в клетку, карточки с ребусами. Оборудование: Школьный звонок, конверты с заданиями, карточки с изображением предметов, магниты (зеленые, красные, синие).
Ход НОД.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на НОД.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята!
Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое.)
Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнёмся им, пожелаем им хорошего дня.
Беседа о времени года:
- Какое сейчас время года? (Весна).
- А кто назовет признаки весны с помощью пословиц?
- Какие пословицы о весне вы знаете?
Ответы детей:
- Много воды – много травы.
- Зима весну пугает, да сама тает.
- Сегодня не тает, а завтра кто знает.
- Весной сверху печет, а снизу морозит.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Воспитатель: Весна – замечательное время года! Все вокруг оживает, просыпается от зимней спячки.
Стук в дверь. Заносят конверт.
Воспитатель: - Интересно, для кого это письмо?
Читает: для детей группы № 14. Скорее откроем его!
В конверте письмо от Звуков и Букв.
Читаем письмо. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки и буквы из Страны Грамматики. Вы нас всех знаете. Хотим поздравить вас, вы скоро пойдёте в школу. Мы приготовили для вас задания. Они будут сложными, но интересными. В группе вы найдёте школьный портфель. В нём конверты с заданиями. Выполнив их правильно, вы получите от нас сюрприз, который вам обязательно понадобиться в школе.
Воспитатель: - Ребята, хотите сюрприз от звуков и букв получить? Тогда объявляю поиск портфеля.
Какие вы молодцы! Но как мы попадём в страну Грамматики?
У меня есть волшебный школьный звонок, который поможет нам оказаться в Стране Грамматики. Закрываем глазки. Раз-два-три школьный звонок в Страну Грамматики нас веди!
(Звучит звон колокольчика)
Вот мы и в стране Грамматики.
Прежде, чем выполнять задания - разомнёмся.
Разминка
- Отгадайте загадки о жителях этой страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту… (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я … (предложение)
Вопросы воспитателя:
- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов и т.д.)
- Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). - Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э).
- Какие звуки мы называем согласными? (произносятся с преградой)
- Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими, звонкими и глухими). - Назовите согласные звуки (м, с, п, н, г, в).
- Умницы, вы умеете отгадывать загадки и много знаете про жителей Страны Грамматики.
- Приступаем к выполнению заданий.
Конверт № 1
Задание. «Подели своё имя на слоги» (работа на ковре)
Воспитатель: - Ребята, а можно слово поделить на части? Как можно поделить слово на слоги? Разделите своё имя на слоги с помощью руки и подбородка.
- Молодцы, вы все знаете, сколько слогов в вашем имени.
Конверт № 2
Задание. Игра «Какое слово спряталось?» (работа у доски с использованием ИКТ)
РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей (летательный аппарат, который перемещается в пространстве). Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК. КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира). Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА. КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки). Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ. ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса.) Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА. УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда.) Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.
Воспитатель: - Молодцы! Пройдите на ковёр.
Конверт № 3
Задание. Игра «Весёлые ребусы»
Рыбак, шарф, радуга, коса, школа, угроза, семья, крот.
Воспитатель: Молодцы! Вы все умеете отгадывать ребусы.
Конверт № 4
Задание. Игра «Прочитай слово по первым буквам»
Якорь (яблоко, кот, огурец, радуга, ь); кит (книга, игла, телевизор); груша (гусь, ракета, удочка, шишка, арбуз); коза (корабль, окно, заяц, апельсин); книга (кукла, носки, игла, галстук, автобус); зима (зонт, игла, медведь, арбуз).
Воспитатель: - Умницы, справились с этим заданием!
Физминутка: Игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель: - Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.
- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.
- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.
- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.
- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.
- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.
Конверт № 5
Задание: Игра «Слова наоборот» (антонимы)
Веселый - грустный
Много – мало
Холодно - жарко
Снизу - сверху
Старый – молодой
Медленно – быстро
Широкий - узкий
Далекий - близкий.
Слабый мороз - сильная жара;
Взять много - отдать мало;
Веселый дедушка – грустная бабушка.
Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием.
Конверт № 6
Задание: «Составить схему предложения» (под диктовку за столами)
Воспитатель: - Нарисуйте схемы предложений, которые я буду диктовать.
Закрепим правила написания предложения.
- Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? (Точка) Какие знаки препинания ставятся ещё в конце предложения? (! ?)
Но прежде чем рисовать, мы с вами разомнем пальчики, чтобы они были послушными. Возьмите карандаш между ладошками и повторяйте за мой!
Карандаш в руках катаю
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Пальчики размяли, теперь пора приступать к заданию!
Текст «Весна»
Наступила весна. Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки. Скоро появятся зеленые листочки. На проталинках появляются первые подснежники. Вся природа пробуждается ото сна.
Воспитатель: Сколько слов в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 предложении?
Конверт № 7
Задание: «Составь схему слова», «Звуко - буквенный анализ слова» (фонетический)
Воспитатель: - Отгадайте загадку:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (книга)
Один ребёнок у доски, остальные дети выкладывают карточки на столе.
- Назовите гласные звуки в этом слове
- Теперь назовите согласные.
- Назовите первый звук.
- Какой это звук?
- Каким цветом мы его обозначим?
- Какой второй звук в слове?
- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим
- Какой третий звук в слове?
- Какой это звук?
- Какой следующий звук?
- Какой это звук?
- Какой последний звук в слове?
- Какой это звук?
- Сколько всего букв в этом слове?
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько слогов?
- Поставьте ударение. Что для этого нужно сделать со словом? (позвать к себе)
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну Грамматики, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! «Раз, два, три школьный звонок в группу нашу нас веди!»
Вот и прошли мы все испытания, конвертов с заданиями больше нет, да только не понятно, где сюрприз? Давайте, посмотрим в портфель. Да вот же он!!! (воспитатель достаёт из портфеля тетради и ручки и дарит детям)
- Ребята! Понравилось вам занятие?
- Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?
- Какие задания показались вам интересными?
- Я благодарю вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.
Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель: Формирование аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков в си...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: "Мишка косолапый"...
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: "Письмо от Мудрой Совы"
ЗадачиОбразовательные:Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.Форми...
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Письмо от Мудрой Совы"
Цель: закрепить знания, умения и навыки детей, сформированные на заняиях по обучению грамоте....
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Космические приключения"
Открытое занятие с использованием интерактивной доски....
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Космические приключения"
Открытое занятие с использованием интерактивной доски....
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: "Письмо от Мудрой Совы"
Занятие по обучению грамоте...