Развитие речи "Матрешка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мухамадиева Дания Айтчановна

Занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_matreshka.doc46.5 КБ
Файл istoriya_matreshki.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

НОД «В гостях у матрешки»

Цели: 

Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом. Познакомить с историей матрешки.

Задачи: Познакомить с историей матрешки, развивать познавательный интерес к истории и культуре России. Активизировать и обогащать описательную речь. Способствовать развитию мышления, внимания и восприятия. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Материал: 

наборы матрёшек, русская народная музыка.

Предварительная работа: 

рассматривание иллюстраций «Народная игрушка», заучивание потешек, стихотворений о матрёшке.

Ход занятия.

Игра-приветствие «Здравствуй друг»

Здравствуй правая рука, - протягивание правой руки вперед

Здравствуй левая рука, - протягивание левой руки вперед

Здравствуй друг, - беремся одной рукой с соседом

Здравствуй друг, - беремся другой рукой с соседом

Здравствуй, здравствуй дружный круг. – качаем руками.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на почтовый ящик пришло письмо. Давайте узнаем, что в нем написано, и от кого оно. Послушайте внимательно загадку, отгадайте её, тогда вы узнаете, кто же нас пригласил в гости.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка.  Она приглашает нас в гости. Отправимся? Повторяйте слова:

Покружись, покружись,

В гостях у матрёшки окажись!

(поставить матрешку на стол).

- Здравствуй, матрёшечка! Ребята, поздоровайтесь с матрёшкой.

(Дети проходят и присаживаются на стульчики.)  

Воспитатель: Ребята, матрешка пригласила нас в гости, чтоб познакомить вас со своей историей. Хотите узнать?

История русской матрешки начинается в далеком 1898 году, когда Елизавета Мамонтова привезла своему мужу сувенир из Японии – фигурку японского мудреца-лысоватого старичка с вытянутой головой от мыслей. И она оказалась с сюрпризом: внутри нее пряталась фигурка поменьше, в которой тоже была кукла. Всего таких фигур было 5. И тогда Анатолий Мамонтов предложил друзьям создать такую же игрушку, но только русскую. И Сергей Малютин создал эскиз игрушки, а токарь Василий Звездочкин придумал форму и выточил деревянные заготовки для первой матрешки. А имя ей дали в честь русской женщины-матери Матрены, и так Матрешка считалась символом матери, семьи. И фигурок в ней было 7 (семь+я). И впоследствии матрешка стала символом России.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о матрёшках? Дети: Это русская народная игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.

Воспитатель: Правильно! 1. Давайте вспомним, из какого материала изготавливают матрёшек? Дети: матрёшек изготавливают из дерева.

2. Кто вытачивает матрёшек? Дети: матрёшек вытачивает токарь.

3. Кто расписывает матрёшек? Дети: их расписывают художники.

Матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

Воспитатель. А какие матрешки? Дети. Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель. А если ее погладить, то какая она на ощупь? Дети. Гладкая.

Воспитатель. А почему она такая гладкая. Дети. Ее покрыли лаком.

Воспитатель. Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Она раскладывается на 2 части, а в ней оказывается ещё фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления фигурки используется сухая берёза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, обрабатываются шкуркой, расписываются и покрываются лаком.

Воспитатель. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Что одето у неё на голове? Платочек. Что одето у матрёшки на туловище? Сарафан. А что впереди подвязала на сарафан матрёшка? Фартук. Что нарисовано на фартуке? Цветы.

Воспитатель: Молодцы! Русская матрёшка воспринимается нами одетой в расписной сарафан, платок, фартук. Посмотрите, какая наша матрёшка красавица. Что нарисовано на лице (у неё чёрные глазки, длинные реснички, чёрные брови, алые губки, розовые щёчки). 

Воспитатель: Вот какие наши матрёшки хорошенькие.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).

На ногах сапожки топают матрёшки (топают).

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются).

Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают).

Вы похожи словно сёстры (качают головой).

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают).

Воспитатель: Любят матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах и городах матрёшечки разные получаются. Первое производство матрешки началось в городе Сергиев Пассад. Посмотрите на нее, давайте ее опишем.

Матрешка стала настолько популярной что ее стали изготавливать и в других городах. Так появились семеновская матрешка (предложить описать ее), Вятская матрешка (описать), Полхов-Майданская матрешка (описать). Узоры, которые использовали мастера при росписи, немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка.

А еще о матрешке есть много стихотворений и потешек. Послушаем потешки и стихи.

  1. Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

  1. Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

А мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

3. Мышку встретили подружки,

И попрятались друг в дружку

А которая осталась

Больше всех перепугалась.

4. Нам конечно интересно

Про матрёшек рассказать

Но не плохо бы напомнить

Когда мы будем танцевать.

Дети становятся в круг и исполняют хоровод «Русская матрёшка»

Воспитатель: Матрёшкам очень понравилось, как вы умеете играть, и они захотели поиграть с вами, ребята, а может мы пригласим матрёшек в детский сад и поиграем с ними?                                             Покружись, покружись,

В детском саду окажись!

Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами в детский сад, давайте с вами вспомним у кого в гостях мы были? Чем вам нравятся матрёшки? Из какого материала сделаны эти матрёшки? Чем отличаются друг от друга матрёшки?

Матрёшки отличаются по форме, цвету, росписи.

Очень мы любим с матрёшками играть,

И маме, и папе хотим рассказать,

О том, к кому мы в гости ходили,

И как мы играли и веселились.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТРЕШКИ

Слайд 2

ФУКУРУМА

Слайд 3

АВТОРЫ ПЕРВОЙ МАТРЕШКИ

Слайд 5

СЕРГИЕВО-ПАССАДСКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 6

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 7

ВЯТСКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 8

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 9

СОВРЕМЕННАЯ МАТРЕШКА

Слайд 10

СОВРЕМЕННАЯ МАТРЕШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...