Педагогический проект "Мой край-Мордовия моя!"
проект по развитию речи (старшая группа)

Маркина Инна Петровна

Данный педагогическийпроект предназначен для детей старшей логопедической  группы и направлен на то, чтобы  помочь ребенку с ОНР обрести целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, о бережном отношении к природе и духовно-патриотическому наследию родного края в ходе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray-mordoviya_moya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36 комбинированного вида»

Педагогический проект

«Мой край-Мордовия моя!»

(с детьми старшей логопедической группы)

Автор – разработки:

учитель-логопед группы № 1

компенсирующей направленности

Маркина Инна Петровна

САРАНСК , 2019


Проблема

   Как помочь ребенку с ОНР обрести целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, о бережном отношении к природе и духовно-патриотическому наследию родного края в ходе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

Актуальность

   Проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Сформировать чувство любви к родному краю у ребёнка старшего дошкольного возраста – значит воспитать в нем потребность участвовать во всех делах на благо родного города, Родины, природы родного края, развить такие качества, как любознательность, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.  

   Именно в этом возрасте важно заложить в детях первые представления о родном крае, как о частице великой России, сформировать чувство гордости за нашу страну. Сейчас Мордовия – для наших детей это место, где они растут, познают мир, место, где живут их близкие люди и друзья. Изучая природу и достопримечательности Мордовии и Саранска, мы постепенно формируем у детей интерес к родному краю, развиваем интеллектуальные и познавательные способности, воспитываем патриотические чувства.

   Для овладения духовно-нравственными понятиями у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определённую тему. Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна. Успешность формирования нравственных качеств дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности развития связной речи, активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, творчество, общение и обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.  

 

Цель проекта

Определение места работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей в коррекционно-воспитательном процессе и разработка методов и приемов, нацеленных на повышение эффективности совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и детей с ОНР через различные виды деятельности. 

Задачи реализации данного проекта:

  • развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарный запас детей, учить связно и последовательно выражать свои мысли;
  • обобщить, систематизировать и расширить знания детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
  • воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за родной край, за всемирно известных жителей Мордовии;
  • формировать бережное отношение к культурному наследию нашего города, желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
  • воспитание у детей бережного отношения к природе родного края.

 


Тип проекта:

по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий;

по времени проведения: долгосрочный (1 учебный год)

Участники проекта: 

учитель-логопед, дети логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели логопедической  группы.

Основные формы организации проекта:

 - совместная КРОД деятельность логопеда с детьми;

 - речевые краеведческие праздники;

 - викторины для детей и родителей.

 - организация экскурсий;

 - дидактические игры;

 - творческая деятельность (создание книг, сочинение рассказов и сказок);

Методическое обеспечение

Книги:

  1.  Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
  2. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство». СПб, 2001.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе. Воронеж, 2005.
  5. Елкина Н.В. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Сибирское университетское издательство. 2010.
  6. Логинова В. И «Детство. Программа развития и воспитания в детском саду». СПб, 2002.
  7. Михайлова З. А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, 2000.
  8. Мордовия: Альбом. Сост.: В.С. Ионова, А.П. Тимошкин. Саранск, 1987.
  9. Салищев А.И., Силенок В. Я. Знаете ли вы Мордовию?: (Краевед. викторина).- Саранск: Мордов. КН. Изд-во, 1983.
  10. Саранск: Историко-экономический очерк. Редкол.: А.В. Клеянкин, М.Ф. Жиганов, Н.М. Жочкин и др. Саранск, 1985.
  11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
  12. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит».
  13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008.

Журналы:

1. Дошкольное воспитание

2. Ребенок в детском саду

3. Логопед

4. Дошкольная педагогика

         5. Ресурсы интернета.

Материально-техническое обеспечение: 

картинки, иллюстрации, репродукции картин, наглядные модели, мнемотаблицы, информационно-компьютерные технологии (слайды, анимация, игры-презентации), оборудование и атрибуты для дидактических игр.

Предполагаемый результат:

– развитие у детей с ОНР познавательной активности;

– пополнение и активизация словарного запаса;

–овладение полным и грамматически правильным речевым высказыванием;

–развитие словесно-логического мышления (умение устанавливать связи между природными явлениями, сходства и различия между животными, растениями и другими объектами природы;

–систематизация и расширение знаний детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;

– формирование у детей чувства любви к Родине, родному краю,

–воспитание бережного отношения к природе, к результатам труда взрослых, направленному на сохранение природно-исторического и культурного богатства родного края;

– развитие творческих способностей детей.


Ход проекта

1 этап, подготовительный

 (разработка проекта-1 месяц)

Деятельность педагогов:

– определение проблемы, постановка цели и задач;

– составление перспективного плана занятий и мероприятий;

– определение методов работы;

– подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

– подбор материалов для занятий.

Совместная деятельность с детьми:

– введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

– формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

– определение круга актуальных и посильных задач.

2 этап познавательно-творческий

(реализация проекта -8 месяцев)

Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей детей и их родителей.

 

Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

3 этап заключительный (обобщающий):

– анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

– обобщение результатов работы, формулировка выводов;

–обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.

Реализация проектной деятельности (формы работы)

Социально-нравственное воспитание, познавательно - речевое развитие

1. КРОД по темам:

Народные игрушки.

Осень в родном крае.

Птицы нашего края.

Народная одежда, головные уборы.

Дикие животные наших лесов.

Зимняя природа родного края.

Зимующие птицы.

Народные промыслы.

Весна в родном крае.

Саранск наш родной город.

Лес. Деревья.

Цветы родного края.

2. Речевые краеведческие праздники, конкурсы, викторины.

Речевой краеведческий праздник для детей «Птицы – наши друзья».

Речевой краеведческий конкурс для детей «Лесное путешествие».

Викторина для детей и родителей «Тайны леса».

Видеовикторина для детей и родителей «Угадай, кто мы» (животный мир Мордовии.)

Презентации для детей  по темам: «Весна в родном краю», «Саранск – наш родной город», «Птицы нашего края», «Цветы»

Речевой краеведческий праздник для детей и родителей «Я живу в Мордовии».

  1. Экскурсии в мини-музей МДОУ, в краеведческий музей города.

Творческая деятельность 

Работа по пересказу рассказов о природе родного края, родном городе

и т.д.

Отгадывание мордовских загадок и разучивание пословиц и примет.

Сочинение сказок, стихов о Мордовии, пересказ мордовских сказок.

Создание книжек-самоделок, игр-презентаций.

Изготовление коллажа «Зима в Темниковском заповеднике».

Изучение художественной литературы 

1. Пересказ художественных произведений писателей о природе.

2. Чтение произведений мордовской национальной литературы для детей: мордовские народные сказки («Ветка орешника», «Синица Пусточейка», «Девушка-берёзка», «Благодарный медведь»), авторские сказки мордовских писателей ( Т. Тимохина «Серый воробей», В. Семенов «Рыба как лапоть»), рассказы русских писателей (М. Пришвин «Золотой луг», «Дремучий медведь», В. Бианки «Молодая ворона», Н. Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Белка и медведь».)

Игровая и оздоровительная деятельность 

1. Дидактические игры краеведческой и одновременно речевой направленности: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «От зернышка до хлебушка», «Кто, где живет», «Угадай птиц», «Кто куда полетит», «Чем мы любуемся в городе» и др.

2. Использование краеведческой тематики в организации оздоровительной работы:

- массаж рук с применением природных материалов (шишек, орехов разной величины),

- физминутки с имитацией движений животных, растений;

- пальчиковая гимнастика,

- психологические этюды

- речь с движением,

- дыхательная гимнастика,

- игры и упражнения на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие: "Цвети мой край - Мордовия моя!"

Развлекательное мероприятие (старшая группа): "Цвети мой край - Мордовия моя!"...

"Мой край - Мордовия моя"

НООД по социальному миру...

Консультация для родителей на тему: «Родной наш край - Мордовия»

   Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к с...

Викторина "Любимый край - Мордовия моя!"

Конспект нетрадиционногозанятия с участием родителей....

Цвети мой край, Мордовия моя!

Программное  содержание:1.Вовлечь  детей  в творческий процесс, используя нетрадиционные способы рисования «губкой».2.Формировать умение детей узнавать и называть народные сказки по илл...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...