Педагогический проект "Мой край-Мордовия моя!"
проект по развитию речи (старшая группа)
Данный педагогическийпроект предназначен для детей старшей логопедической группы и направлен на то, чтобы помочь ребенку с ОНР обрести целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, о бережном отношении к природе и духовно-патриотическому наследию родного края в ходе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray-mordoviya_moya.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 комбинированного вида»
Педагогический проект
«Мой край-Мордовия моя!»
(с детьми старшей логопедической группы)
Автор – разработки:
учитель-логопед группы № 1
компенсирующей направленности
Маркина Инна Петровна
САРАНСК , 2019
Проблема
Как помочь ребенку с ОНР обрести целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, о бережном отношении к природе и духовно-патриотическому наследию родного края в ходе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
Актуальность
Проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Сформировать чувство любви к родному краю у ребёнка старшего дошкольного возраста – значит воспитать в нем потребность участвовать во всех делах на благо родного города, Родины, природы родного края, развить такие качества, как любознательность, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Именно в этом возрасте важно заложить в детях первые представления о родном крае, как о частице великой России, сформировать чувство гордости за нашу страну. Сейчас Мордовия – для наших детей это место, где они растут, познают мир, место, где живут их близкие люди и друзья. Изучая природу и достопримечательности Мордовии и Саранска, мы постепенно формируем у детей интерес к родному краю, развиваем интеллектуальные и познавательные способности, воспитываем патриотические чувства.
Для овладения духовно-нравственными понятиями у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определённую тему. Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна. Успешность формирования нравственных качеств дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности развития связной речи, активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, творчество, общение и обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель проекта
Определение места работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей в коррекционно-воспитательном процессе и разработка методов и приемов, нацеленных на повышение эффективности совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и детей с ОНР через различные виды деятельности.
Задачи реализации данного проекта:
- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарный запас детей, учить связно и последовательно выражать свои мысли;
- обобщить, систематизировать и расширить знания детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
- воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за родной край, за всемирно известных жителей Мордовии;
- формировать бережное отношение к культурному наследию нашего города, желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
- воспитание у детей бережного отношения к природе родного края.
Тип проекта:
– по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий;
– по времени проведения: долгосрочный (1 учебный год)
Участники проекта:
учитель-логопед, дети логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели логопедической группы.
Основные формы организации проекта:
- совместная КРОД деятельность логопеда с детьми;
- речевые краеведческие праздники;
- викторины для детей и родителей.
- организация экскурсий;
- дидактические игры;
- творческая деятельность (создание книг, сочинение рассказов и сказок);
Методическое обеспечение
Книги:
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
- Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство». СПб, 2001.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе. Воронеж, 2005.
- Елкина Н.В. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Сибирское университетское издательство. 2010.
- Логинова В. И «Детство. Программа развития и воспитания в детском саду». СПб, 2002.
- Михайлова З. А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, 2000.
- Мордовия: Альбом. Сост.: В.С. Ионова, А.П. Тимошкин. Саранск, 1987.
- Салищев А.И., Силенок В. Я. Знаете ли вы Мордовию?: (Краевед. викторина).- Саранск: Мордов. КН. Изд-во, 1983.
- Саранск: Историко-экономический очерк. Редкол.: А.В. Клеянкин, М.Ф. Жиганов, Н.М. Жочкин и др. Саранск, 1985.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
- Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит».
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008.
Журналы:
1. Дошкольное воспитание
2. Ребенок в детском саду
3. Логопед
4. Дошкольная педагогика
5. Ресурсы интернета.
Материально-техническое обеспечение:
картинки, иллюстрации, репродукции картин, наглядные модели, мнемотаблицы, информационно-компьютерные технологии (слайды, анимация, игры-презентации), оборудование и атрибуты для дидактических игр.
Предполагаемый результат:
– развитие у детей с ОНР познавательной активности;
– пополнение и активизация словарного запаса;
–овладение полным и грамматически правильным речевым высказыванием;
–развитие словесно-логического мышления (умение устанавливать связи между природными явлениями, сходства и различия между животными, растениями и другими объектами природы;
–систематизация и расширение знаний детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
– формирование у детей чувства любви к Родине, родному краю,
–воспитание бережного отношения к природе, к результатам труда взрослых, направленному на сохранение природно-исторического и культурного богатства родного края;
– развитие творческих способностей детей.
Ход проекта
1 этап, подготовительный
(разработка проекта-1 месяц)
Деятельность педагогов:
– определение проблемы, постановка цели и задач;
– составление перспективного плана занятий и мероприятий;
– определение методов работы;
– подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
– подбор материалов для занятий.
Совместная деятельность с детьми:
– введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
– формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
– определение круга актуальных и посильных задач.
2 этап – познавательно-творческий
(реализация проекта -8 месяцев)
Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей детей и их родителей.
Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
3 этап – заключительный (обобщающий):
– анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
– обобщение результатов работы, формулировка выводов;
–обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
Реализация проектной деятельности (формы работы)
Социально-нравственное воспитание, познавательно - речевое развитие
1. КРОД по темам:
Народные игрушки.
Осень в родном крае.
Птицы нашего края.
Народная одежда, головные уборы.
Дикие животные наших лесов.
Зимняя природа родного края.
Зимующие птицы.
Народные промыслы.
Весна в родном крае.
Саранск наш родной город.
Лес. Деревья.
Цветы родного края.
2. Речевые краеведческие праздники, конкурсы, викторины.
Речевой краеведческий праздник для детей «Птицы – наши друзья».
Речевой краеведческий конкурс для детей «Лесное путешествие».
Викторина для детей и родителей «Тайны леса».
Видеовикторина для детей и родителей «Угадай, кто мы» (животный мир Мордовии.)
Презентации для детей по темам: «Весна в родном краю», «Саранск – наш родной город», «Птицы нашего края», «Цветы»
Речевой краеведческий праздник для детей и родителей «Я живу в Мордовии».
- Экскурсии в мини-музей МДОУ, в краеведческий музей города.
Творческая деятельность
Работа по пересказу рассказов о природе родного края, родном городе
и т.д.
Отгадывание мордовских загадок и разучивание пословиц и примет.
Сочинение сказок, стихов о Мордовии, пересказ мордовских сказок.
Создание книжек-самоделок, игр-презентаций.
Изготовление коллажа «Зима в Темниковском заповеднике».
Изучение художественной литературы
1. Пересказ художественных произведений писателей о природе.
2. Чтение произведений мордовской национальной литературы для детей: мордовские народные сказки («Ветка орешника», «Синица Пусточейка», «Девушка-берёзка», «Благодарный медведь»), авторские сказки мордовских писателей ( Т. Тимохина «Серый воробей», В. Семенов «Рыба как лапоть»), рассказы русских писателей (М. Пришвин «Золотой луг», «Дремучий медведь», В. Бианки «Молодая ворона», Н. Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Белка и медведь».)
Игровая и оздоровительная деятельность
1. Дидактические игры краеведческой и одновременно речевой направленности: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «От зернышка до хлебушка», «Кто, где живет», «Угадай птиц», «Кто куда полетит», «Чем мы любуемся в городе» и др.
2. Использование краеведческой тематики в организации оздоровительной работы:
- массаж рук с применением природных материалов (шишек, орехов разной величины),
- физминутки с имитацией движений животных, растений;
- пальчиковая гимнастика,
- психологические этюды
- речь с движением,
- дыхательная гимнастика,
- игры и упражнения на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие: "Цвети мой край - Мордовия моя!"
Развлекательное мероприятие (старшая группа): "Цвети мой край - Мордовия моя!"...
Консультация для родителей "Родной наш край - Мордовия"
консультация для родителей...
"Мой край - Мордовия моя"
НООД по социальному миру...
Консультация для родителей на тему: «Родной наш край - Мордовия»
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к с...
Викторина "Любимый край - Мордовия моя!"
Конспект нетрадиционногозанятия с участием родителей....
Цвети мой край, Мордовия моя!
Программное содержание:1.Вовлечь детей в творческий процесс, используя нетрадиционные способы рисования «губкой».2.Формировать умение детей узнавать и называть народные сказки по илл...
Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...