Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительного к школе возраста на тему «Улетают журавли».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»с помощью опорных схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Расширить знания детей о перелетных птицах | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей подготовительного к школе возраста на тему «Улетают журавли».
(Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»)
Цель: Создание условий для пересказа текста с помощью опорных схем.
Задачи:
«Познавательное развитие»: Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо.
«Речевое развитие»: активизировать и обогащать словарь по данной теме; формировать навык правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже; учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения, развивать память, мелкую и общую моторику.
«Социально –коммуникативное развитие»: Развивать у детей социальные навыки: умение работать в коллективе, способность выслушать мнение других детей, использовать возможность ответить другим.
«Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей передавать на бумаге мнемотаблицы. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование, атрибуты:
Картинки с изображением птиц зимующих и перелетных. Мнемосхемы для пересказа. Листы А4, цветные карандаши. Мяч.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением птиц перелетных и зимующих.
Чтение сказок Н. Гаршина «Лягушка-путешественница», Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» .
Заучивание наизусть стихотворения «Падают, падают листья» с помощью мнемотаблиц.
Наблюдение за птицами во время прогулки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.
«Осенние листья»
Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого)
четыре, пять,
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу)
Н. Нищева
О каком времени года мы говорили?
- Об осени.
- Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.
Речевая игра «Что когда бывает?»
Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту . реакции
Оборудование: Мяч среднего размера.
Алгоритм проведения:
Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».
- желтеют листья
- расцветают цветы
- собирают урожай
- метёт метель
- люди загорают и купаются
- собирают грибы
- идут частые дожди
- распускаются почки
- птицы улетают в тёплые края
Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.
беседа по иллюстрации.
Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью?
- Они улетают в теплые края.
Почему?
- Становится холодно, исчезает пища.
Все ли птицы улетают?
- Нет, только перелетные.
А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?
- Зимующие.
Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Игра «Птицы осенью»
Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц.
- Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы хлопаете в ладоши, а если зимующую, то руки сложены на столе.
- Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.
Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?
- Журавль.
- Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли».
Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Улетели журавли».
Вопросы ТРИЗ:
- В какие дни собрались к отлёту журавли?
- Над чем они покружились?
- Куда потянулись косяки птиц?
- Откуда мы слышим их прощальные крики?
- Что кричали дети журавлям?
Лексико-грамматическое упражнение «Почему?»
А сейчас мы поиграем в игру «Почему?» Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, на кого покажу.
- Почему осенние дни золотые?
- Почему болото для журавлей родное?
- Почему косяки птиц стройные?
- Почему небо высокое и ясное?
- Почему крики прощальные?
- Почему встреча весной будет радостной?
Физкультурная пауза
«Дождик»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями)
Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание)
Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)
Сушит пёрышки скорей Н. Нищева
Повторное чтение рассказа.
В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.
- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.
Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.
Продуктивная деятельность.
Зарисовка плана — схемы.
Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц.
- Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям.
Рисование.
Подведение итогов:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?
- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?
- Помогли ли вам схемы во время запоминания?
Оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»
Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"...
Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"
Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"...
КОНСПЕКТ по «Речевому развитию» для детей подготовительной к школе группы «ЗКР»
создания условий на формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительного к школе возраста «Улетает наше лето»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительного к школе возраста«Улетает наше лето»...
Конспект образовательной деятельности по области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: "Знакомство с Кубанскими авторами"
Тема: Знакомство с Кубанскими авторами.Цель: продолжение ознакомление детей с творчеством кубанских авторов.Задачи:Образовательные:Продолжать активизировать и обогащать словарь детей.Расширять пр...