Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительного к школе возраста на тему «Улетают журавли».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жиленко Наталья Владимировна

Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»с помощью опорных схем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей подготовительного к школе возраста на тему «Улетают журавли».

(Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»)

Цель: Создание условий  для пересказа текста с помощью опорных схем.

Задачи:

«Познавательное развитие»: Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести  в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо.

«Речевое развитие»: активизировать и обогащать словарь по данной теме; формировать навык правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже; учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения, развивать память, мелкую и общую моторику.

«Социально –коммуникативное развитие»: Развивать у детей социальные навыки: умение работать в коллективе, способность выслушать мнение других детей, использовать возможность ответить другим.

«Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей передавать на бумаге мнемотаблицы. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование, атрибуты: 

Картинки с изображением птиц зимующих и перелетных. Мнемосхемы для пересказа.  Листы А4, цветные карандаши. Мяч.

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением птиц перелетных и зимующих.

Чтение сказок Н. Гаршина «Лягушка-путешественница»,  Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» .

Заучивание наизусть стихотворения «Падают, падают листья» с помощью мнемотаблиц.

Наблюдение за птицами во время прогулки.

    Ход   занятия:                                      

Воспитатель: - Ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.

                                        «Осенние листья»

Раз, два, три,                                  (загибают пальчики, начиная с большого)

              четыре, пять,

Будем листья собирать                  (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,                              (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья  осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.     (шагают пальчиками по столу)

                         Н. Нищева

О каком времени года мы говорили?

- Об осени.

- Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.

Речевая игра «Что когда бывает?»

        Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту                        .         реакции                          

Оборудование: Мяч среднего размера.

Алгоритм проведения:

Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».

- желтеют листья

- расцветают цветы

- собирают урожай

- метёт метель

- люди загорают и купаются

- собирают грибы

- идут частые дожди

- распускаются почки

- птицы улетают в тёплые края

Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.

беседа по иллюстрации.

Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью?

- Они улетают в теплые края.

Почему?

- Становится холодно, исчезает пища.

Все ли птицы улетают?

- Нет, только перелетные.

А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

- Зимующие.

Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Игра «Птицы осенью»

Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц.

- Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы хлопаете в ладоши, а если зимующую, то руки сложены на столе.

- Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.

Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?

- Журавль.

- Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли».

Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Улетели журавли».

Вопросы ТРИЗ:

- В какие дни собрались к отлёту журавли?

- Над чем они покружились?

- Куда потянулись косяки птиц?

- Откуда мы слышим их прощальные крики?

- Что кричали дети журавлям?

Лексико-грамматическое упражнение «Почему?»

А сейчас мы поиграем в игру «Почему?» Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, на кого покажу.

- Почему осенние дни золотые?

- Почему болото для журавлей родное?

- Почему косяки птиц стройные?

- Почему небо высокое и ясное?

- Почему крики прощальные?

- Почему встреча весной будет радостной?

Физкультурная пауза

«Дождик»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке          (прыжки на одной ножке)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! -             (ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,                           (руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.                           (наклон, руки к полу, потряхивание)

Мокрый серый воробей                          (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)

Сушит пёрышки скорей                     Н. Нищева

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста,  указкой показывает символы.

- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Продуктивная деятельность. 

        Зарисовка плана — схемы.

Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц.

- Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям.

Рисование.

Подведение итогов:

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

- Помогли ли вам схемы во время запоминания?

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»

Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"...

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"...

КОНСПЕКТ по «Речевому развитию» для детей подготовительной к школе группы «ЗКР»

создания условий на формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительного к школе возраста «Улетает наше лето»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительного к школе возраста«Улетает наше лето»...

Конспект образовательной деятельности по области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: "Знакомство с Кубанскими авторами"

Тема: Знакомство с Кубанскими авторами.Цель: продолжение ознакомление детей с творчеством кубанских авторов.Задачи:Образовательные:Продолжать активизировать и обогащать словарь детей.Расширять пр...