НОД по развитию речи в подготовительной группе "Весну-красну закликаем, в гости приглашаем"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«ВЕСНУ-КРАСНУ ЗАКЛИКАЕМ, В ГОСТИ ПРИГЛАШАЕМ»
Третьякова Н. В., воспитатель
МАДОУ д/151 г. Тюмени.
Предварительная работа:
Проводим беседы о весне, ее признаках, перелетных птицах.
Читаем стихи, пословицы о весне, учим заклички.
Знакомимся с «Обрядовым деревом», украшаем его, завязываем ленточки с желаниями.
Задачи:
- Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки. Воспитывать интерес к народной культуре.
- Учить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складывание матерчатого квадрата по диагонали, плотное завязывание нити.
- Продолжать учить детей лепить из теста птицу; закреплять способы лепки птиц, передавать форму и относительную величину туловища и головы.
- Развивать речь детей при помощи полных ответов, словотворчества, подбора слов.
- Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Оборудование:
Русский народный костюм, костюм весны, обрядовое дерево, макет дома с сосульками , к которым подведена капельница; ленточки для гостей, готовые булочки-жаворонки, печка, мультимедийное устройство, набор птиц, столы для работы 2-х подгрупп, шапочки для работы, антибактериальные салфетки, фартуки, тесто, стеки, изюм, ткань, нитки.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку хороводом за воспитателем, поют песню о весне. Во время проигрыша воспитатель обращает внимание детей на гостей и приглашает их в хоровод.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте и их пригласим в наш хоровод. Давайте поздороваемся с гостями по русской традиции с поклоном: «Здравствуйте, гости дорогие!»(кланяемся)
- Ребята, вам нравится мой наряд? (русский сарафан) А что это за костюм?
ДЕТИ: Русский народный.
В: Верно, и надела я его не зря – сегодня мы с вами поговорим овесенних русских традициях. Давайте присядем вот здесь на проталинке (садятся на ковер).
В: Русские люди всегда все примечали, запоминали и даже придумывали пословицы. И об одном месяце говорили: «Пришел этот месяц – и зима заплакала». О каком месяце речь?
Д: О марте.
В: Конечно это март, а почему так говорится «зима заплакала»?
Д: Солнце ярче светит, снег тает, капает с крыш.
В: Все верно. А вы знаете, что этот месяц не всегда так назывался, в народе у него было другое название(капельник). Пофантазируйте, как еще можно назвать месяц март?
(Дети проявляют словотворчество)
Д: Таятник, ручеек, кап-капыч и тд.
(Если кто-то из детей называет правильно «капельник», активизировать память детей, чтобы они назвали ребенка, который придумал это слово).
В: А в старину, ребята, месяц март называли капельник, тк в марте начинает капать с крышь. А когда вода замерзает, образуются сосульки. Вот и на нашей крыше появились сосульки(подходят к домику и выполняют артикуляционную гимнастику). Подуйте на них холодным ветерком: с-с-с-с, а теперь теплым весенним: ш-ш-ш=ш. С сосулек начинает капать вода (к каждой сосульке подведена трубочка из капельницы. Воспитатель незаметно крутит колесико и вода начинает капать )
В: А какие еще весенние месяцы вы знаете? (апрель, май)
В: На Руси всегда очень серьёзно относились к красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Ребята, а как можно позвать весну, чтобы ей захотелось к нам придти?
Д: Милости просим, добро пожаловать, приди Весна-красавица и др.
В: Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали, когда показывала сама природа.
Ребята, а как природа показывает, что наступает весна?
Д: Снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь веселее.
В: Вы все верно сказали, а теперь давайте посмотрим, все ли приметы весны мы назвали. (Мультимедийный показ презентации «Признаки весны»)
Что еще мы забыли назвать? (дети отвечают)
В: Своими приметами природа показывает приближение весны. Второй раз Весну звали-закликали в особенный день – 22 марта. А что это за день, ребята, кто знает?
Д: 22 марта - этот день весенного равноденствия – когда день=ночи.
В: Да, ребята. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси отмечали праздник Птиц.
Русский народ говорил, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.
Работа с птицами.
В: Дети, посмотрите, сколько здесь птиц. Давайте найдем среди них жаворонка (дети находят). Сколько слогов в этом слове?(произносят по слогам и хлопают: жа-во-ро-нок)
Д: В этом слове 4 слога.
В: Молодцы!
БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖДАЛИ МАЛЕНЬКУЮ ПТИЧКУ-ЖАВОРОНКА, ТАК КАК ЕГО ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ТРЕЛИ ЗАСТАВЛЯЛИ ПРИРОДУ ПРОБУЖДАТЬСЯ ОТ ЗИМНЕГО СНА.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков", их рассаживали на проталинах, деревьях, крышах домов.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. Жаворонками люди украшали весенние деревья.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы хотите, что бы теплая солнечная весна скорее пришла в наш город?
Д: Да!
В: А как вы думаете, у нас получится позвать весну и смастерить жаворонков? (дети отвечают)
Я тоже думаю, что получится, ведь у нас все для этого есть (заклички мы с вами знаем и весь необходимый материал у нас лежат на столах).
Посмотрите, на одних столах у нас есть тесто, на других материал для изготовления жаворонка из ткани. Я вам предлагаю превратиться в настоящих мастеров, выбрать тот материал, который превратится в жаворонка. (Дети делятся на 2 группы по желанию, перед работой воспитатель проводит инструктаж.)
Порядок работы с тестом: Воспитатель объясняет, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые «жаворонки»
Порядок работы с тканью:
Дети под музыку изготавливают жаворонков.
После выполнения работы «жаворонков» из теста дети берут их в руки и говорят заклички. Тем временем вторая группа заканчивает работу с тканью.
В: Жаворонков мы позвали, а наших птичек давайте запечем, чтобы они были румяные, красивые и принесли нам здоровье. (Ставим в игрушечную печь)
Переходим ко 2й подгруппе.
Ребята, кто выполнил свою работу и смастерил «жаворонка» подносите, мы разместим их на весеннем деревце, на котором мы завязывали ленточки с желаниями для своих мам. А чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, нужно произнести закличку.
Дети приносят птиц и произносят закличку:
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
Весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.
После исполнения заклички в зал под музыку входит Весна-девочка. На подносе она выносит готовые булочки-жаворонки ( кружится, вальсирует, создаёт радостное настроение)
ВЕСНА:
- А гостям я принесла вот такие яркие и разноцветные, как сама весна, ленточки, которые можно, загадав самое доброе сокровенное желание, повязать на нашем весеннем дереве и оно обязательно исполнится.
Воспитатель и весна делают воротца для «Ручейка» и дети, прощаясь с гостями, выходят из зала через воротца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе: "Лесной гость".".
Занятие для детей 6-7 лет.Цель занятия:- Закреплять знания детей, об овощах.- Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.- Расширять словарный запас через ...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему "В гостях у сказки "Золушка".
Проблема приобщения детей к книге, к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер.К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению ...
План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «В гостях у Зимушки-зимы»
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи:Образовательные: Научить детей подпирать прилагательные к существительным; составить предложения по сюжетным картинкам; обогатить ле...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «В гостях у сказки».
Программное содержание:-расширить знание детей о сказках;- активизировать детское чтение;- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе...
План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «В гостях у Зимушки-зимы»
План-конспект НОДпо развитию речи в подготовительной группепо теме «В гостях у Зимушки-зимы»...
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "В гости к нам пришла Весна!".
Цель: Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Весна», а также совершенствовать грамматический строй речи....