Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Филатова Юлия Сергеевна

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по развитию речи с целью обучить  навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkryt.pereskaz.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:

Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж»

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

Развитие навыков планирования пересказа.

Активизация и обогащение словаря по теме «Животные Севера».

Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Методические приемы: организационный момент, загадывание загадки, чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения, подбор графических схем, музыкальная физмунутка, сюрпризный момент «Посылка с книгой» и герой «Пингвин».

Оборудование: Посылка, книга Г.Снегирева «Про пингвинов», костюм пингвина, интерактивная панель, закладки, на панели: иллюстрации к рассказу, графические схемы, картинки льдина, камень, фанера, пингвин, гора, вода, рыба.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Г. Снегирева «Про пингвинов».

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме. Разгадывание загадок.

  1. Организационный момент.

Педагог: Дети, послушайте внимательно загадку и отгадайте:

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В черный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

(пингвин).

- А кто такие пингвины? (пингвины самые холодостойкие птицы)

- Пингвины умеют летать? (Нет, а вот плавают и ныряют изумительно)

- А для чего им такие умения, чем питаются пингвины? (рыбой, рачками и моллюсками.)

 - Где они живут? (Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе)

- Ребята, нам из Антарктиды прислали посылку, интересно, а что спрятано внутри, давайте посмотрим.

-Книга. Посмотрите на картинку и скажите, а про кого эта книга? (Эта книга про пингвинов)

-Мы с Вами уже знакомились с различными  рассказами про пингвинов, давайте вспомним, а кто автор этих рассказов? (Автор этих рассказов Геннадий Снегирев)

 

 2. Подготовка к восприятию текста.

-Как здорово, теперь у нас есть сборник рассказов про пингвинов, но прежде чем познакомиться с рассказами давайте вспомним правила пользования книгой (дети называют):

  • нельзя перегибать страницы книги;
  • нельзя пользоваться книгой во время еды;
  • нельзя в книге рисовать;
  • нельзя вырывать листы и вырезать картинки;
  • можно пользоваться аккуратно;
  • нужно пользоваться закладкой.

-Посмотрите, в книге есть закладка,  она нам предлагает познакомиться  с интересным рассказом Геннадия Снегирева «Пингвиний пляж».

3. Чтение рассказа. (сопровождение иллюстрациями на интерактивной панели)

- Внимательно послушайте рассказ Г. Снегирева «Пингвиний пляж».

Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей. Много их собралось, кричат, как на базаре.

На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины на нем устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать.

Весь день пингвины танцевали. А вечером они ушли.

4.Словарная работа. Уточнение значений слов сложных по семантике.

- Ребята, нам в рассказе встречались часто трудные слова, например:

Что такое фанера? (Это тонкий деревянный лист).

Что означает слово «устроили»? ( Это значит что-то сделали).

Что означает слово «пробежать»? (Это значит быстро бежать).

Что означает слово «выстроились»? (Это значит построиться).

5. Беседа по содержанию.

Откуда прибежали пингвины? (Пингвины прибежали с гор)

Как кричат пингвины? (Пингвины кричали, как на базаре)

Что умеют делать пингвины? (Пингвины умеют плавать, кричать, танцевать).

На чем танцевали пингвины? (Пингвины танцевали на фанере).

Где лежала фанера? (Фанера лежала на камнях)

Как долго танцевали пингвины? (Пингвины танцевали весь день)

А когда они ушли? (Они ушли вечером).

6. Игра с картинками «Жадина» с использованием интерактивной панели. (можно забрать картинку только произнеся слова «Это мой» или «это моя») «Мой – моя».

МОЙ

Это мой пингвин.

Это мой камень.

МОЯ

Это моя рыба.

Это моя фанера.

Это моя гора.

Это моя льдина.

Это моя вода.

5. Физминутка «Танец пингвинов».

Давайте отдохнем, вставайте поудобнее и повторяйте за пингвинами. (Видео на интерактивной панели)

6. Сюрпризный момент, мотивация детей к пересказу.

- Ребята, как вы думаете, какие пингвины по характеру? (Добрые, любознательные, веселые, игривые, заботливые и т.д.) (Образование относительных прилагательных)

Стук в дверь.

-Кто-то пришел…(Входит пингвин).

П: -Здравствуйте, дети! Я услышал, что вы много интересного рассказываете о пингвинах. Удивительно, откуда вы все знаете?

- Нет ничего удивительного, ведь мы много рассказов читали Геннадия Снегирева о пингвинах.

П:- Мне очень интересно послушать, ребята, а вы можете и мне рассказать?

-Конечно, присаживайся поудобнее и слушай нас внимательно.

7.Повторное чтение рассказа.

– Я прочитаю рассказ ещё раз. Постарайтесь его запомнить. Затем, мы будем его пересказывать для нашего гостя.

Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей. Много их собралось, кричат, как на базаре.

На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины на нем устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать.

Весь день пингвины танцевали. А вечером они ушли.

8.Составление графического плана рассказа под руководством педагога.(Работа на интерактивной панели)

- Теперь составим схему, которая поможет нам при пересказе.

- Как начинается рассказ? (Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей)

Найдите соответствующую схему.

- Что ещё можно добавить, глядя на эту схему? (Много их собралось, кричат, как на базаре).

-Что произошло дальше? (На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины на нем устроили танцы).

Подберите схему.

-Продолжаем, как они танцевали?

- Кто расскажет, что обозначает последняя схема? (Весь день пингвины танцевали. А вечером они ушли).

9. Пересказ по графическому плану.

- Вот    мы и выстроили с вами графический план рассказа, он поможет нам при пересказе.

- Начинаем по цепочке. (Дети сидят на своих местах)

- А кто сможет пересказать весь рассказ? (Ребенок выходит рассказывать к доске).

10. Итог. Оценка работы детей.

П: Как приятно слушать рассказы про себя, дети, вы молодцы!

-Нашему гостю очень понравилось у вас, ребята, и он бы хотел рассказать о вас в Антарктиде. Напомним ему:

-Чем занимались?

- Чему научились?

-Что запомнили?

Оценка педагога.

П: Спасибо вам, ребята, вы так старались, и за это я хочу вам подарить закладки для книг, я уверен, что они пригодятся, ведь вы так много читаете! (Дарит закладки)

А мне пора спешить к друзьям и рассказать им о вас! До свидания!

- И нам пора в группу, почитаем книгу со всеми ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...

План-конспект ООД По развитию речи в старшей группе.На тему: Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с опорой на мнемотаблицу.

Цель:  Развивать умение последовательно, связно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя для опоры мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина» с использованием Коврографа Ларчик

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Задачи:-Связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя-Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы...