Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Стрепетова Елена Валентиновна

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде серии картинок, отображающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zhivaya_shlyapa.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по развитию речи в старшей группе

на тему: Пересказ рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа»

   

          Подготовила: воспитатель

                                      первой квалификационной категории                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          МДОУ «ДС№28»

                                                          Е.В.Стрепетова

2020год

Г.Благодарный

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе                                                 Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Тема: «Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок».

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде серии картинок, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Обучающие: Учить связному последовательному пересказу текста по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа, добиваться последовательности в изложении содержания ,составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на картинки-подсказки. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; Упражнять в умении громко и чётко произносить слова. Закрепить умение по смыслу подбирать слово-предмет к заданному слову.

Развивающие: Развитие связной речи путём последовательного пересказа сюжета по серии картинок ,развивать умение располагать картинки в заданной последовательности; развивать способность сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль), развивать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе. Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки.  Развивать зрительную память, мышление, внимание. интеллект и логическое мышление

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к художественному слову, чувство товарищества, взаимопомощи и понимания; воспитывать гуманное отношение к домашним животным. Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, интонационную выразительность речи, старательность.

Словарная работа: плюхнулся, кочерга, треснул, комод.

Материал и оборудование: шляпа, портрет Н. Носова, набор сюжетных картинок к рассказу «Живая шляпа», заказное письмо, ноутбук.                                                                                                                              

Предварительная работа: беседа о писателе Н.Н.Носове, чтение рассказов Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.

Ход деятельности

Организационный момент

Воспитатель с детьми в центре группы.

Один, два, три, четыре раздвигайся круг  пошире

Снова Осень к нам пришла -  все детишек обняла

Пожелала всем добра и душевного тепла

Я люблю свой детский сад, в нем полным-полно ребят                                                                             Может-сто, а может- двести, хорошо, когда мы вместе.                                                                              Все на месте? ( Дети: Все на месте)                                                                                                                     Мы друг к другу повернемся  и   друг другу улыбнемся!                                                                                   Давайте поиграем!

Игра: «Похожие слова»

(подобрать существительные к прилагательному по ассоциации).

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком - вагон.

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Осенние слова- (листопад, дождь, туман)

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Воспитатель:

Ребята проходите на коврик и присаживайтесь на стульчики.

Раздаётся стук в дверь. (воспитатель подходит к двери)                                            Воспитатель: Здравствуйте товарищ почтальон, нам заказное письмо? Спасибо!                                                                                                     Ребята почтальон принес нам заказное письмо.                                                                    Детский сад №28, детям  старшей группы №1(№8).                                                                             Обратный адрес : Буратино!                                                                                              

Воспитатель открывает письмо. Ребята, это-же портрет детского писателя  Н.Н. Носова. Здесь его рассказ «Живая шляпа»                                                                                          

Раздается звонок по скайпу.(Появляется Буратино)                                                                                                 Буратино: Здравствуйте ребята! (Здравствуй Буратино!)Вы получили моё письмо?(Ответы детей)                                                                                                                                    

Н.Н.Носов мой любимый писатель. На день рождения мне подарили книгу Н.Н.Носова.К сожалению папа Карло не умеет читать, а я очень хочу услышать рассказ и пересказать его папе Карло. На следующий год мне нужно идти в школу, а я до сих пор не могу научиться пересказывать рассказы и сказки, вы мне поможете?(ответы детей)

Воспитатель: Буратино, ребята! Н.Н. Носов – это детский писатель-фантазер.                                                                                                       Его рассказы учат быть добрыми ,честными. Учат нас умению дружить и умению работать и трудиться. Тот, кто дружит с книгами  Носова обязательно станет человеком веселым и жизнерадостным.                                                                                                                                  Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать. « Живая шляпа»-это рассказ. Расскажите ребята Буратино , чем отличатся рассказ от других жанров. ( В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений. )                                                                                  Итак  послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа».                                                                     Но сначала   хочу вам напомнить о значении некоторых слов в рассказе.

-Комод – низкий шкаф с  ящиками для белья

-Кочерга – железный прут с закругленным концом для перемешивания дров в печи.

-Треснуть – ударить.

-Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Воспитатель читает рассказ.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру из которой мы узнаем как вы запомнили содержание рассказа.

Игра “Блицопрос”.

– Как назывался рассказ?

— Где происходило главное действие рассказа?

— Кто является главным героем рассказа?

-  Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

— Почему мальчики решили, что шляпа живая?

— Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?

— Вспомните, как испугались мальчики.

— Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

— Как узнали мальчики секрет шляпы?

— Какими мы их видим мальчиков в конце рассказа?

— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

__Как мальчики относятся к животным?

— Какая история получилась? Смешная или печальная?

- Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

-Кто смел, тот и съел.

-У страха глаза велики.

-Трусливому зайке и пенёк волк.

 Физминутка

У Оленя дом большой, смотрит он в своё окошко

Буратино пробегал , в дверь к нему стучал

Тук-тук дверь открой, Карабас бежит за мной!

 Буратино забегай, руку мне давай, Хлоп!

 Воспитатель: Итак переходим к пересказу.

Для того чтобы текст было легче запомнить нужно составить план рассказа.

Воспитатель: - Давайте вспомним из  скольких частей состоит рассказ или сказка?

- В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

- Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа). Давай вместе составим план рассказа.

Помогут нам картинки-подсказки, они находятся на столе.

Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось

- Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», расположите картинки в правильном порядке. (вызывает 4 детей)   Молодцы!                                                                                                    

– Как мы  озаглавим 1 часть. (– Чем занимались  мальчики?– Где лежала шляпа?– Что с ней случилось?). Как озоглавим 2 часть? 3часть? 4часть?

Воспитатель:– Ребята, кто из вас может рассказать эту историю

(воспитатель спрашивает 2-3 детей).

Воспитатель: Буратино ты запомнил рассказ, тебе всё было понятно?

Буратино: Спасибо вам ребята, мне всё понятно ,я запомнил весь рассказ. Сегодня я обязательно расскажу его папе Карло. До свидания ребята, папа Карло вернулся.

Рефлексия:

Ребята приглашаю всех в круг. У меня есть замечательная шляпа, возможно волшебная.

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Дети становятся вокруг воспитателя, передают шляпу и рассказывают, что им было на занятии интересно.

-Какое доброе дело мы сегодня сделали?

- Каким было ваше настроение?

- Почему?

- Что вам больше запомнилось?

В свободное время мы с вами придумаем свой рассказ про нашу волшебную шляпу.

Один, два, три, четыре раздвигайся круг  пошире

Снова Осень к нам пришла -  все детишек обняла

Пожелала всем добра и душевного тепла

Я люблю свой детский сад, в нем полным-полно ребят                                                                             Может-сто, а может- двести, хорошо, когда мы вместе.                                                                              Все на месте? ( Дети: Все на месте)                                                                                                                     Мы друг к другу повернемся  и   друг другу улыбнемся!                                                                                   Давайте поиграем!

Игра: «Похожие слова»

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком - вагон.

Есть кислое слово – лимон!

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

У Оленя дом большой, смотрит он в своё окошко

Буратино пробегал , в дверь к нему стучал

Тук-тук дверь открой, Карабас бежит за мной!

 Буратино забегай, руку мне давай, Хлоп!

1) Словарная работа

Комод – низкий шкаф с  ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга – железный прут с закругленным концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть – ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

1.        Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. Слайд 3 (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа?)

2.        Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Слайд4 Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. Слайд 5

(Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики?)

3.        Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. Слайд 6

(Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент?)

4.        Мальчики испугались и выбежали из комнаты. Слайд 7

(Куда побежали мальчики?)

5.        На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. Слайд 8

 (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа?)

6.        Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. Слайд 9

И из-под нее выбежал котенок. Слайд 10, 11

(Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы?)

   Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

- Так смешной или страшный этот рассказ?

План рассказа "Живая шляпа"

1.Котёнок и ребята.

2.Испуг.

3.Решение ребят.

4.Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

Закрепление материала.

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

- Ребята, а давайте с вами вспомним содержание этого рассказа, а помогут нам – картинки-подсказки.    

- Итак, с чего же всё началось?

(восстанавливаем план по картинкам)

Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе.  В книге имеются картинки к рассказу. Они оказывается находятся в конце книги в конвертике. Воспитатель: Подойдите к столу, нужно расставить картинки по порядку, обоснуйте свой ответ.

Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)

III. Заключительная часть:

- Ребята, теперь давайте полюбуемся шляпами, которые у вас получились. Какие они красивые, яркие. Котёнку Ваське они наверняка понравились бы!

- А сейчас давайте вспомним, какому знаменитому, любимому детскому писателю исполнилось бы 110 лет в ноябре текущего года? (ответы детей)

 -  А какое произведение, написанное Н. Н. Носовым мы с вами сегодня вспомнили и пересказали? (ответы детей)

- Какие ещё рассказы этого писателя вы знаете?  А какой вам нравится больше всего? (ответы детей)

- Да, не зря Николая Николаевича Носова Называют «весёлым» детским писателем – он мог с юмором рассказать о серьёзных и важных вещах.

- Ребята, а я, кажется догадываюсь почему шляпа появилась в нашей группе… Ведь 23 ноября празднуется годовщина со дня рождения одного из любимых детских писателей – Николая Николаевича Носова и именно он написал рассказ в котором шляпа «ожила»…

Даем ребенку подумать самостоятельно и затем совместно делим рассказ на части и отмечаем карандашом границы.

1 часть.

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

2 часть

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:

- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.

- Чего ты? - спрашивает Вадик.

- Она жи-жи-живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-шля-па.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

- По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

- Ай! Ой! - закричали ребята.

Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

3 часть

- Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.

- Куда?

- Пойду к себе домой.

- Почему?

- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

- А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

- Ну, пойди, посмотри.

- Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.

- Постой, я тоже кочергу возьму.

- Да у нас другой кочерги нет.

- Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

- Где же она? - спрашивает Вадик.

- Вон там, возле стола.

- Сейчас я ее как тресну кочергой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

- Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.

- Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.

Он стал стучать по полу кочергой и кричать:

- Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

- Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.

4 часть

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

- Васька! - обрадовались ребята.

- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.

 Теперь прочтем первую выделенную часть (читает ребенок).

– О чём эта часть рассказа?

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

Почему автор именно так построил свой рассказ?

– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)

Вторая часть.

Читаем вторую часть рассказа.

- Какое впечатление сложилось у тебя о героях рассказа?

- Смелые они мальчики или трусишки?

– Как развивались события дальше?

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались, им было страшно)

- Как ты понял, что им страшно, какие строки об этом говорят, зачитай.

- Кто из мальчиков, Володя или Вадик, тебе больше нравится? Почему?

- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?

– Придумай название этой части. (Испуг)

Третью часть рассказа можно прочитать по лицам, т.е. диалогом.

- Сколько участников диалога? (Два) Посмотри, какие слова произносит каждый герой рассказа.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумай название этой части. ( Решение ребят)

Читаем четвертую часть рассказа.

– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумай название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

- Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение, радость).

- Представь себя на месте героев, ты бы испугался «живой шляпы»?

- Как бы ты поступил на их месте?

План рассказа "Живая шляпа" (выписываете отдельно).

Котёнок и ребята.

Испуг.

Решение ребят.

Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

Закрепление материала.

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

 Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

(восстанавливаем план по картинкам)

Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В каком порядке должны идти эти картинки, свой ответ обоснуй.

2 картинка

Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в  том,  чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то , что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Что изображено на четвертой картинке?

– Как ты думаешь, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажи своё мнение словами из текста.

 На проверку содержания рассказа можно провести игру

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”:

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха

- Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

Кто смел, тот и съел.

У страха глаза велики.

Велика голова, да мозгу мало.

Трусливому зайке и пенёк волк.

У страха глаза велики.

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

- Как бы ты поступили, оказавшись на месте героев произведения?

- Так смешной или страшный этот рассказ?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял".

Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"Программные задачи:1.     Учить передавать литературный текст связно, посл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

1.     Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.2....