Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде серии картинок, отображающих последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zhivaya_shlyapa.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия по развитию речи в старшей группе
на тему: Пересказ рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа»
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории МДОУ «ДС№28»
Е.В.Стрепетова
2020год
Г.Благодарный
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Тема: «Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок».
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде серии картинок, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Обучающие: Учить связному последовательному пересказу текста по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа, добиваться последовательности в изложении содержания ,составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на картинки-подсказки. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; Упражнять в умении громко и чётко произносить слова. Закрепить умение по смыслу подбирать слово-предмет к заданному слову.
Развивающие: Развитие связной речи путём последовательного пересказа сюжета по серии картинок ,развивать умение располагать картинки в заданной последовательности; развивать способность сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль), развивать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе. Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки. Развивать зрительную память, мышление, внимание. интеллект и логическое мышление
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к художественному слову, чувство товарищества, взаимопомощи и понимания; воспитывать гуманное отношение к домашним животным. Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, интонационную выразительность речи, старательность.
Словарная работа: плюхнулся, кочерга, треснул, комод.
Материал и оборудование: шляпа, портрет Н. Носова, набор сюжетных картинок к рассказу «Живая шляпа», заказное письмо, ноутбук.
Предварительная работа: беседа о писателе Н.Н.Носове, чтение рассказов Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Ход деятельности
Организационный момент
Воспитатель с детьми в центре группы.
Один, два, три, четыре раздвигайся круг пошире
Снова Осень к нам пришла - все детишек обняла
Пожелала всем добра и душевного тепла
Я люблю свой детский сад, в нем полным-полно ребят Может-сто, а может- двести, хорошо, когда мы вместе. Все на месте? ( Дети: Все на месте) Мы друг к другу повернемся и друг другу улыбнемся! Давайте поиграем!
Игра: «Похожие слова»
(подобрать существительные к прилагательному по ассоциации).
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Осенние слова- (листопад, дождь, туман)
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Воспитатель:
Ребята проходите на коврик и присаживайтесь на стульчики.
Раздаётся стук в дверь. (воспитатель подходит к двери) Воспитатель: Здравствуйте товарищ почтальон, нам заказное письмо? Спасибо! Ребята почтальон принес нам заказное письмо. Детский сад №28, детям старшей группы №1(№8). Обратный адрес : Буратино!
Воспитатель открывает письмо. Ребята, это-же портрет детского писателя Н.Н. Носова. Здесь его рассказ «Живая шляпа»
Раздается звонок по скайпу.(Появляется Буратино) Буратино: Здравствуйте ребята! (Здравствуй Буратино!)Вы получили моё письмо?(Ответы детей)
Н.Н.Носов мой любимый писатель. На день рождения мне подарили книгу Н.Н.Носова.К сожалению папа Карло не умеет читать, а я очень хочу услышать рассказ и пересказать его папе Карло. На следующий год мне нужно идти в школу, а я до сих пор не могу научиться пересказывать рассказы и сказки, вы мне поможете?(ответы детей)
Воспитатель: Буратино, ребята! Н.Н. Носов – это детский писатель-фантазер. Его рассказы учат быть добрыми ,честными. Учат нас умению дружить и умению работать и трудиться. Тот, кто дружит с книгами Носова обязательно станет человеком веселым и жизнерадостным. Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать. « Живая шляпа»-это рассказ. Расскажите ребята Буратино , чем отличатся рассказ от других жанров. ( В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений. ) Итак послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа». Но сначала хочу вам напомнить о значении некоторых слов в рассказе.
-Комод – низкий шкаф с ящиками для белья
-Кочерга – железный прут с закругленным концом для перемешивания дров в печи.
-Треснуть – ударить.
-Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
Воспитатель читает рассказ.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру из которой мы узнаем как вы запомнили содержание рассказа.
Игра “Блицопрос”.
– Как назывался рассказ?
— Где происходило главное действие рассказа?
— Кто является главным героем рассказа?
- Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
— Почему мальчики решили, что шляпа живая?
— Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Вспомните, как испугались мальчики.
— Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Как узнали мальчики секрет шляпы?
— Какими мы их видим мальчиков в конце рассказа?
— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
__Как мальчики относятся к животным?
— Какая история получилась? Смешная или печальная?
- Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.
-Кто смел, тот и съел.
-У страха глаза велики.
-Трусливому зайке и пенёк волк.
Физминутка
У Оленя дом большой, смотрит он в своё окошко
Буратино пробегал , в дверь к нему стучал
Тук-тук дверь открой, Карабас бежит за мной!
Буратино забегай, руку мне давай, Хлоп!
Воспитатель: Итак переходим к пересказу.
Для того чтобы текст было легче запомнить нужно составить план рассказа.
Воспитатель: - Давайте вспомним из скольких частей состоит рассказ или сказка?
- В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.
- Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа). Давай вместе составим план рассказа.
Помогут нам картинки-подсказки, они находятся на столе.
Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось
- Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», расположите картинки в правильном порядке. (вызывает 4 детей) Молодцы!
– Как мы озаглавим 1 часть. (– Чем занимались мальчики?– Где лежала шляпа?– Что с ней случилось?). Как озоглавим 2 часть? 3часть? 4часть?
Воспитатель:– Ребята, кто из вас может рассказать эту историю
(воспитатель спрашивает 2-3 детей).
Воспитатель: Буратино ты запомнил рассказ, тебе всё было понятно?
Буратино: Спасибо вам ребята, мне всё понятно ,я запомнил весь рассказ. Сегодня я обязательно расскажу его папе Карло. До свидания ребята, папа Карло вернулся.
Рефлексия:
Ребята приглашаю всех в круг. У меня есть замечательная шляпа, возможно волшебная.
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
Дети становятся вокруг воспитателя, передают шляпу и рассказывают, что им было на занятии интересно.
-Какое доброе дело мы сегодня сделали?
- Каким было ваше настроение?
- Почему?
- Что вам больше запомнилось?
В свободное время мы с вами придумаем свой рассказ про нашу волшебную шляпу.
Один, два, три, четыре раздвигайся круг пошире
Снова Осень к нам пришла - все детишек обняла
Пожелала всем добра и душевного тепла
Я люблю свой детский сад, в нем полным-полно ребят Может-сто, а может- двести, хорошо, когда мы вместе. Все на месте? ( Дети: Все на месте) Мы друг к другу повернемся и друг другу улыбнемся! Давайте поиграем!
Игра: «Похожие слова»
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
У Оленя дом большой, смотрит он в своё окошко
Буратино пробегал , в дверь к нему стучал
Тук-тук дверь открой, Карабас бежит за мной!
Буратино забегай, руку мне давай, Хлоп!
1) Словарная работа
Комод – низкий шкаф с ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга – железный прут с закругленным концом для перемешивания топлива в печи.
Треснуть – ударить.
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. Слайд 3 (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа?)
2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Слайд4 Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. Слайд 5
(Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики?)
3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. Слайд 6
(Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент?)
4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. Слайд 7
(Куда побежали мальчики?)
5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. Слайд 8
(Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа?)
6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. Слайд 9
И из-под нее выбежал котенок. Слайд 10, 11
(Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы?)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).
-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.
- Так смешной или страшный этот рассказ?
План рассказа "Живая шляпа"
1.Котёнок и ребята.
2.Испуг.
3.Решение ребят.
4.Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.
Закрепление материала.
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
- Ребята, а давайте с вами вспомним содержание этого рассказа, а помогут нам – картинки-подсказки.
- Итак, с чего же всё началось?
(восстанавливаем план по картинкам)
Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В книге имеются картинки к рассказу. Они оказывается находятся в конце книги в конвертике. Воспитатель: Подойдите к столу, нужно расставить картинки по порядку, обоснуйте свой ответ.
Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)
III. Заключительная часть:
- Ребята, теперь давайте полюбуемся шляпами, которые у вас получились. Какие они красивые, яркие. Котёнку Ваське они наверняка понравились бы!
- А сейчас давайте вспомним, какому знаменитому, любимому детскому писателю исполнилось бы 110 лет в ноябре текущего года? (ответы детей)
- А какое произведение, написанное Н. Н. Носовым мы с вами сегодня вспомнили и пересказали? (ответы детей)
- Какие ещё рассказы этого писателя вы знаете? А какой вам нравится больше всего? (ответы детей)
- Да, не зря Николая Николаевича Носова Называют «весёлым» детским писателем – он мог с юмором рассказать о серьёзных и важных вещах.
- Ребята, а я, кажется догадываюсь почему шляпа появилась в нашей группе… Ведь 23 ноября празднуется годовщина со дня рождения одного из любимых детских писателей – Николая Николаевича Носова и именно он написал рассказ в котором шляпа «ожила»…
Даем ребенку подумать самостоятельно и затем совместно делим рассказ на части и отмечаем карандашом границы.
1 часть.
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
2 часть
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
- Чего ты? - спрашивает Вадик.
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
- Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
3 часть
- Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
- Куда?
- Пойду к себе домой.
- Почему?
- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
- А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
- Ну, пойди, посмотри.
- Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
- Постой, я тоже кочергу возьму.
- Да у нас другой кочерги нет.
- Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
- Где же она? - спрашивает Вадик.
- Вон там, возле стола.
- Сейчас я ее как тресну кочергой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
- Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.
- Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
- Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
- Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
4 часть
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
- Васька! - обрадовались ребята.
- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Теперь прочтем первую выделенную часть (читает ребенок).
– О чём эта часть рассказа?
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
Почему автор именно так построил свой рассказ?
– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)
Вторая часть.
Читаем вторую часть рассказа.
- Какое впечатление сложилось у тебя о героях рассказа?
- Смелые они мальчики или трусишки?
– Как развивались события дальше?
– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались, им было страшно)
- Как ты понял, что им страшно, какие строки об этом говорят, зачитай.
- Кто из мальчиков, Володя или Вадик, тебе больше нравится? Почему?
- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?
– Придумай название этой части. (Испуг)
Третью часть рассказа можно прочитать по лицам, т.е. диалогом.
- Сколько участников диалога? (Два) Посмотри, какие слова произносит каждый герой рассказа.
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумай название этой части. ( Решение ребят)
Читаем четвертую часть рассказа.
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумай название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)
- Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение, радость).
- Представь себя на месте героев, ты бы испугался «живой шляпы»?
- Как бы ты поступил на их месте?
План рассказа "Живая шляпа" (выписываете отдельно).
Котёнок и ребята.
Испуг.
Решение ребят.
Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.
Закрепление материала.
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
(восстанавливаем план по картинкам)
Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В каком порядке должны идти эти картинки, свой ответ обоснуй.
2 картинка
Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).
– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?
Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).
А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то , что написал автор, рассматривая иллюстрации.
Что изображено на четвертой картинке?
– Как ты думаешь, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажи своё мнение словами из текста.
На проверку содержания рассказа можно провести игру
Игра “Блицопрос”.
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”:
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха
- Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.
Кто смел, тот и съел.
У страха глаза велики.
Велика голова, да мозгу мало.
Трусливому зайке и пенёк волк.
У страха глаза велики.
-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.
- Как бы ты поступили, оказавшись на месте героев произведения?
- Так смешной или страшный этот рассказ?
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ рассказа Л. Толстого "Косточка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.
В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял".
Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"
Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"Программные задачи:1. Учить передавать литературный текст связно, посл...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"
Конспект занятия по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"
1. Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.2....