Лэпбук
материал по развитию речи (старшая группа)

Кривощекова Елена Владимировна

Польза совместного творчества взрослых и детей при изготовлении лэпбука для развития речи и расширения представленийй об окружающем мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лэпбук для развития речи133.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

в рамках профессионального самообразования

Подготовила: учитель-логопед

Кривощекова Е.В.

МБДОУ д/с к/в №15

г. Кропоткин 2019-2020 учебный год

«Лэпбук - как средство совершенствования

лексико-грамматического строя речи»

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная речь. Для усвоения современной программы начальных классов школы необходим высокий уровень речевого развития, в том числе словарного запаса. Недостаточный уровень развития лексической стороны речи оказывает отрицательное влияние на усвоения чтения и письма. Без усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Бедность словарного запаса создаёт трудности при общении ребёнка с другими людьми: в понимании обращённой речи и в построении собственных высказываний. Важным моментом является развитие лексико-грамматической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации.

       Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук — новое для нас понятие, значение которого еще пока мало кому известно. Что это такое?

      Термин «Лэпбук» впервые был введен американской писательницей и мамой Тэмми Дюби, которая использовала его как средство систематизации информации для домашнего обучения своих детей. Как средство педагогического воздействия его применила Татьяна Пироженко. Она разработала технологию использования лэпбука для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в развитии речи детей. Лэпбук («lapbook»: «lap» — колени, «book» — книга)– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или его ещё называют тематическая папка. Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек, различных подвижных элементов.

Такая интерактивная папка отвечает современным требованиям дошкольного и специального образования к организации пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает:

− трансформируемость — лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

− многофункциональность — использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;

− вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;

− насыщенность — среда соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям.

При отработке конкретной темы, на каждый день недели определены направления логопедического воздействия:

− Развитие номинативного словаря (понимание обобщающих слов, понимание названий детёнышей домашних и диких животных);

 − Развитие предикативного словаря (понимание слов с противоположным значением, называние действий по предъявленному предмету);

 − Развитие атрибутивного словаря (развитие ассоциативных связей, способность образования прилагательных от существительных, изучение антонимов);

 − Развитие словаря служебных частей речи;

 − Актуализация полученных знаний.

          Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр, ребусов, фишек, сканвордов.

           Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно.

http://pedsovet.su/_pu/68/s81361209.jpg

Лэпбук создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы. Это отличное средство для закрепления пройденного материала. Его можно использовать для любых образовательных занятий.

Лэпбук — это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям. Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности:

  • выбор темы;
  • определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации;
  • проработка макета книги;
  • изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука. 

Как сделать лэпбук

Можно вдохновиться идеями для создания лэпбука, просматривая многочисленные примеры в интернете, обмениваясь опытом с коллегами, в процессе изучения выставок, проводимых в разных ДОУ в рамках РМО.

 А красивые штуки, кнопочки и защелочки можно купить в магазине товаров для скрапбукинга и разных видов творчества.

Для создания лэпбука понадобится:

  • основа (папка, листы бумаги, альбом);
  • ножницы;
  • клей;
  • цветная бумага и картон;
  • скотч, ленточки и т.д.

Лэпбук можно сделать в форме книги, шкафчика, сундучка, домика. Его особая «изюминка» — множество кармашков с дидактическим материалом. В такие кармашки складываются предметные картинки, карточки с заданиями к игре и т.п.

Больше всего детям нравятся «потайные» места в лэпбуке. Это закрытые двери или створки на окнах, открыв которые увидишь рисунок или схему. Двери можно сделать на замочке, зашнуровать их или вшить «молнию». «Лэпбук» может содержать подвижные элементы: стрелочки, бусинки на ниточках, съемные детали на кнопочках и т.д.

Работа над созданием лэпбука учит дошкольника обрабатывать и систематизировать информацию, лучше ее запомнить. Кроме этого развиваются его творческие способности, и у ребенка поддерживается интерес к обучению.    

Я накопила достаточно материала и изготовила лэпбук по теме «Работа швеи: инструменты и материалы». Он содержит текстовую информацию ознакомительного характера, загадки с иллюстрациями, ребусы, вопросник, домашнее задание для развития лексики по этой теме, раскраски и штриховки, пособия для развития навыков самообслуживания и мелкой моторики (кнопки, шнуровки, крючки, застежки-молнии и другую швейную атрибутику), а так же образцы различных тканей. С закрытыми глазами дети определяли на ощупь материал, изучали его структуру, запоминали названия. Тут развивались тактильные и кинестетические ощущения.  Далее детям предлагалось самим определить, какую ткань лучше использовать для сорочки, пальто, куртки, положив в кармашек с образцом соответствующую картинку, догадаться, какие детали на выкройке похожи на рукава, воротник, манжеты. Таким образом, ребята освоили новые термины на практике, значительно обогатив свой словарный запас и навык словообразования (ситцевое платье, шелковая сорочка, кожаное пальто).

Вспомнили с детьми интересную игру с картонными человечками и набором бумажной одежды с загнутыми креплениями. По трафарету обвели и сделали множество интересных предметов одежды. Этот процесс захватил не только девчонок. Мальчики также бурно обсуждали открывшиеся возможности для творчества. Устраивали показ мод. Под присмотром взрослого можно было раскроить и сшить простые платьица для кукол или плащ для супергероя из настоящей ткани. И пусть детские работы были незамысловаты и примитивны, ведь главное – это вдохновение и энтузиазм в процессе творчества. А кроме этого, включилась речевая активность у стеснительных и замкнутых детей. В процессе обсуждения и выполнения увлекательных заданий удалось выявить склонности и способности некоторых детей к данному ремеслу, поскольку их заинтересованность и любопытство были искренними и непосредственными.

        Так что, разнообразные подручные средства, кармашки, конвертики, мелкие игрушки, сюрпризы, схемы интригуют детей и подталкивают к активному творчеству, раскрепощают и провоцируют развернутые высказывания в рамках этой тематики.

Если творчески с фантазией подойти к изготовлению лэпбука, то результат превзойдет ожидания педагога и эффективность обучения возрастет в разы, а закрепление необходимых лексико-грамматических категорий пройдет в забавной игровой форме и усвоится надолго.

        Таким образом, логопедическая работа с использованием лэпбука при коррекции лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи является эффективной. Упражнения с лэпбуком обеспечивают обогащение словаря и наполняют содержательной стороны отдельных слов, позволяют составлять предложения с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснять значения слов.

        Я считаю, что добилась поставленных целей при практическом использовании данного новаторского пособия. В ближайших планах у меня создание лэпбуков с содержанием по разной тематике в соответствие с программой. Поскольку картинного материала накоплено достаточно, то немного фантазии, разных приспособлений и игрушек позволят быстро реализовать эту идею.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по созданию лэпбуков с детьми. Лэпбук "Весенняя копилка"

Актуальность использования лэпбуков, как современного средства обучения, продиктована требованиями ФГОС ДО к образовательному процессу. Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую пап...

Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки" Автор: Полугрудова Л.И., воспитатель

   Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Лэпбук «Как животные готовятся к зиме»

ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННОЕ ИСОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.Научной литературы по технологии ...

Мастер-класс «Лэпбук «Сагаалган». Изготовление лэпбука».

Мастер-класс «Лэпбук «Сагаалган». Изготовление лэпбука»....

Лэпбук по театрализованной деятельности (лэпбук театр)

Описание:Лист №1 –  книжка «Виды театров» (5 листов)        Лист №2 – Игра «Театр теней» по мотивам сказки «Бреме...

Что такое ЛЭПБУК? Использование и изготовление лэпбука по экологическому воспитанию "Вода"

 ЛЭПБУК (lap book), как можно заметить из названия - изобретение зарубежное, пришло к нам из Америки. Придумано оно как средство обучения детей, точнее способ организации учебного материал...