Педагогический проект "Занимательные речевые игры из конвертов" ( для родителей и детей 5-6 лет)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.В системе обучения навыкам лексико - грамматической правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей 5-6 лет, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Умения и навыки, полученные в процессе обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.Большая роль в системе работы по формированию у детей лексико-грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорригировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8 «Журавлик»

 

(воспитанники 5-6 лет группы № 1 «Радуга»)

 

 

Автор проекта:

Куликова Анастасия Евгеньевна (учитель-логопед),

первая квалификационная категория

           

                       

                                                                      Котлас, 2020 г.

  1. Постановка проблемы и актуальность:

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования лексико - грамматического строя речи.

Источники и факторы развития языка ребенка и его лексико-грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

В системе обучения навыкам лексико - грамматической правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей 5-6 лет, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.

Умения и навыки, полученные в процессе обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

        Мониторинг речевого развития детей старшей группы № 1 «Радуга» в начале учебного года показал, что большее количество детей допускают множественные ошибки в лексико-грамматических задания.

        Большая роль в системе работы по формированию у детей лексико-грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорригировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.

2.Обоснование проблемы:

- Дети допускают множественные ошибки при образовании притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм слова, относительных прилагательных, согласовании числительного с существительным, притяжательных местоимений с существительными и т.д.

- У родителей недостаточная педагогическая компетентность в формировании лексико-грамматического строя речи.

Как сформировать мотивированное отношение семьи к решению проблем в речевом развитии ребенка, сделать процесс обучения в семье увлекательным, повысить результативность речевой работы в семье – эти проблемы волнуют педагогов, работающих с детьми старшей группы №  1. Путь решения указанных проблем – реализация педагогического проекта «Занимательные речевые игры из конвертов» для детей и родителей старшей группы № 1.

3.  Цель проекта:

Совершенствование лексико - грамматического строя речи у детей пяти-шести лет в сотрудничестве с семьёй.

4.  Задачи проекта:

  1. Совершенствовать у детей способы словообразования, словоизменения существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий.
  2. Продолжать обогащать словарь;
  3. Развивать внимание, мышление, память;
  4. Координировать усилия педагогов и родителей в формировании лексико – грамматического строя речи детей пяти-шести лет.

5.        Оборудование: контейнер, 15 конвертов с лексико-грамматическими играми, правила для каждой игры, листы-вкладыши для фиксации данных о трудностях, которые возникли у ребенка в ходе игры, игровое поле, призы для награждения активных пользователей.

6. Тип проекта/длительность: педагогический проект, краткосрочный (2 месяца)

7.  Участники проекта

Ф.И.О. должность

Функции, выполняемые в проекте

Куликова А.Е.,

учитель-логопед

* Изучает методическую литературу по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников.

* Совместно с воспитателями подбирает дидактические игры.

* Разрабатывает и оформляет правила для каждой игры для родителей, листы-вкладыши.

* Выступает на родительском собрании группы №  1 «Развиваемся, играя», презентация проекта «Занимательные речевые игры из конвертов» мотивируя родителей к активному пользованию конвертов с дидактическими играми.

* Совместно с воспитателями пишет статью на сайт МДОУ «Развиваемся, играя».

* Участвует в обобщении опыта работы данного проекта на уровне ДОУ

Воспитатели старшей группы № 1

* Осуществляют отбор и анализ литературы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет.

*Совместно с учителем-логопедом подбирает игры.

* Оформляют игровое поле.

* Проводят семинар-практикум  с родителями «Развиваемся, играя»

* Координируют работу с конвертами: возврат детьми конвертов.

* Проводят индивидуальные беседы с родителями, разъясняя правила пользования конвертами, привлекая пассивных родителей активнее участвовать в проекте

* Совместно с учителем-логопедом пишут статью на сайт МДОУ «Развиваемся, играя».

* Беседуют с детьми, о том в какие игры им больше всего понравилось играть.

* Проводят индивидуальную работу с родителями как лучше организовать игру в домашних условиях, как заинтересовать ребенка при игре, если у него возникли какие-либо трудности.

* Анализируют количество заполненных клеточек на игровом поле, выявляют активных пользователей, организуют их награждение.

* Обобщают опыт работы данного проекта на уровне ДОУ

*Оформляют похвальные листы активным пользователям проекта «Занимательные речевые игры из конвертов», организуют награждение детей.

* Проводят анкетирование родителей с целью оценки качества реализации данного проекта.

Родители детей

старшей группы №  1

* Участвуют в семинаре-практикуме «Развиваемся, играя».

* Помогают детям в выборе конвертов с дидактическими играми.

* Организуют дома работу с детьми по совершенствованию лексико-грамматического строя речи , заполняют лист-вкладыш (ф.и. ребёнка, № конверта, трудности возникшие у ребенка в ходе игры)

* Участвуют в индивидуальных беседах с воспитателями и учителем-логопедом.

Дети старшей группы № 1

* Выбирают конверты.

* Играют в дидактические игры под руководством родителей.

* Возвращают конверт и лист-вкладыш воспитателю.

8.       Ожидаемый  результат:

Дети овладеют сложными способами словообразования, словоизменения существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий.

На основе сотрудничества детского сада и семьи сформируется активная позиция родителей, нацеленная на улучшение речи детей.

9.        План реализации проекта:

Этап

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Подготовительный

* Отбор и анализ литературы по вопросу совершенствования лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет .

* Подготовка наглядного материала:

1) подбор дидактических игр,

2) оформление правил для каждой игры,

3) оформление игрового поля,

4) оформление листов-вкладышей,

4) приобретение конвертов, контейнеров.

февраль

Учитель-логопед Воспитатели

Продуктивный

* Семинар-практикум  для родителей старшей группы № 1 «Развиваемся, играя», презентация проекта «Занимательные речевые игры из конвертов»

Февраль

Воспитатели

Учитель-логопед

Родители

* Работа проекта «Занимательные речевые игры из конвертов»: по желанию дети выбирают конверты и уносят домой, на следующий день возвращают конверты, воспитателю передают листок-вкладыш с результатами проделанной дома работы. Родители отмечают на игровом поле № конверта.

Февраль/Март

Воспитатели

* Беседы с родителями (по необходимости):

- разъяснение правил пользования конвертами,

- активизация пассивных родителей.

Март

Воспитатели

* Публикация статьи на сайт ДОУ по окончанию реализации проекта «Занимательные речевые игры из конвертов»

* Беседы с детьми о трудностях, которые они испытывали, играя в игры, в какие игры им больше всего понравилось играть.

Март

Март

Воспитатели Учитель-логопед

Заключительный

* Обобщение опыта работы на уровне ДОУ

* Подведение итога работы над проектом «Занимательные речевые игры из конвертов», награждение активных её пользователей.

Май

Март

Учитель-логопед

Воспитатели

10. Используемые ресурсы:

материально- технические: компьютер, цветной принтер, бумага.

информационные: интернет, веб-сайты https://nsportal.ru,  http://www.maaam.ru,  http://www.logoped.ru, http://logoped-crimea.ru/posobija-logopedam.

11. Риски и пути преодоления рисков

- Риск: нежелание детей принимать участие. Пути преодоления риска: продумать различные способы мотивации, сюрпризные моменты.

- Риск: низкая степень участия родителей. Пути преодоления риска: продумать различные способы мотивации: консультации, беседы

- Риск: скудная материально-техническая база. Пути преодоления риска: обратиться за помощью к родителям.

12. Вывод:  Проанализировав динамику  по совершенствованию лексико-грамматического строя в старшей группе № 1 «Радуга» (апрель 2020г.) у детей высокий уровень  развития лексико-грамматического строя речи составил -  16 человек (66 %), средний –  5 человек  (22 %),

низкий –   3 человека (12 %).

13. Литература

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017 — 368 с.
  2. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Старшая группа. 5-6 года. ФГОС». — Мозаика-Синтез, 2014 г.
  3. Журова Л.Е. Обучение детей грамоте в детском саду. - М., 2008 г.
  4. Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи. - М.: Мозаика-Синтаз, 2005 г.
  5. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики. - М., 2008 г.
  6. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2007 г.
  7. Аграиович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического строя речи у дошкольников —СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.

14.  Перспектива развития проекта:

- пополнение развивающей-предметно пространственной среды старшей группы № 1  в речевом уголке папкой «Занимательные речевые игры из конвертов»

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические требования к играм, игрушкам и развивающим пособиям для детей дошкольного возраста.

От грамотного выбора игр и игрушек зависит не только физическое здоровье, но и психическая безопасность ребёнка....

Речевые игры и упражнения для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

В зависимости от возраста ребенка семьи, обратившейся за помощью, логопед должен научить родителей способам и приемам, помогающим предотвратить нарушения речи. ...

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовате...

Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов....

Педагогическое мероприятие – квест – игра по социальному направлению воспитания для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на остров «Дружба»

Предлагаю вашему вниманию конструкт педагогического мероприятия. Цель: Расширить знания детей о дружбе, дружеских взаимоотношениях, формирование положительного отношения к окружающим....

Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет

В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности  с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...