Педагогический проект "Занимательные речевые игры из конвертов" ( для родителей и детей 5-6 лет)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.В системе обучения навыкам лексико - грамматической правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей 5-6 лет, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Умения и навыки, полученные в процессе обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.Большая роль в системе работы по формированию у детей лексико-грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорригировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_-_zanimatelnye_rechevye_igry_iz_konvertov.doc | 426 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8 «Журавлик»
(воспитанники 5-6 лет группы № 1 «Радуга»)
Автор проекта:
Куликова Анастасия Евгеньевна (учитель-логопед),
первая квалификационная категория
Котлас, 2020 г.
- Постановка проблемы и актуальность:
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования лексико - грамматического строя речи.
Источники и факторы развития языка ребенка и его лексико-грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
В системе обучения навыкам лексико - грамматической правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей 5-6 лет, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Умения и навыки, полученные в процессе обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Мониторинг речевого развития детей старшей группы № 1 «Радуга» в начале учебного года показал, что большее количество детей допускают множественные ошибки в лексико-грамматических задания.
Большая роль в системе работы по формированию у детей лексико-грамматической стороны речи отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорригировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.
2.Обоснование проблемы:
- Дети допускают множественные ошибки при образовании притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм слова, относительных прилагательных, согласовании числительного с существительным, притяжательных местоимений с существительными и т.д.
- У родителей недостаточная педагогическая компетентность в формировании лексико-грамматического строя речи.
Как сформировать мотивированное отношение семьи к решению проблем в речевом развитии ребенка, сделать процесс обучения в семье увлекательным, повысить результативность речевой работы в семье – эти проблемы волнуют педагогов, работающих с детьми старшей группы № 1. Путь решения указанных проблем – реализация педагогического проекта «Занимательные речевые игры из конвертов» для детей и родителей старшей группы № 1.
3. Цель проекта:
Совершенствование лексико - грамматического строя речи у детей пяти-шести лет в сотрудничестве с семьёй.
4. Задачи проекта:
- Совершенствовать у детей способы словообразования, словоизменения существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий.
- Продолжать обогащать словарь;
- Развивать внимание, мышление, память;
- Координировать усилия педагогов и родителей в формировании лексико – грамматического строя речи детей пяти-шести лет.
5. Оборудование: контейнер, 15 конвертов с лексико-грамматическими играми, правила для каждой игры, листы-вкладыши для фиксации данных о трудностях, которые возникли у ребенка в ходе игры, игровое поле, призы для награждения активных пользователей.
6. Тип проекта/длительность: педагогический проект, краткосрочный (2 месяца)
7. Участники проекта
Ф.И.О. должность | Функции, выполняемые в проекте |
Куликова А.Е., учитель-логопед | * Изучает методическую литературу по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников. * Совместно с воспитателями подбирает дидактические игры. * Разрабатывает и оформляет правила для каждой игры для родителей, листы-вкладыши. * Выступает на родительском собрании группы № 1 «Развиваемся, играя», презентация проекта «Занимательные речевые игры из конвертов» мотивируя родителей к активному пользованию конвертов с дидактическими играми. * Совместно с воспитателями пишет статью на сайт МДОУ «Развиваемся, играя». * Участвует в обобщении опыта работы данного проекта на уровне ДОУ |
Воспитатели старшей группы № 1 | * Осуществляют отбор и анализ литературы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет. *Совместно с учителем-логопедом подбирает игры. * Оформляют игровое поле. * Проводят семинар-практикум с родителями «Развиваемся, играя» * Координируют работу с конвертами: возврат детьми конвертов. * Проводят индивидуальные беседы с родителями, разъясняя правила пользования конвертами, привлекая пассивных родителей активнее участвовать в проекте * Совместно с учителем-логопедом пишут статью на сайт МДОУ «Развиваемся, играя». * Беседуют с детьми, о том в какие игры им больше всего понравилось играть. * Проводят индивидуальную работу с родителями как лучше организовать игру в домашних условиях, как заинтересовать ребенка при игре, если у него возникли какие-либо трудности. * Анализируют количество заполненных клеточек на игровом поле, выявляют активных пользователей, организуют их награждение. * Обобщают опыт работы данного проекта на уровне ДОУ *Оформляют похвальные листы активным пользователям проекта «Занимательные речевые игры из конвертов», организуют награждение детей. * Проводят анкетирование родителей с целью оценки качества реализации данного проекта. |
Родители детей старшей группы № 1 | * Участвуют в семинаре-практикуме «Развиваемся, играя». * Помогают детям в выборе конвертов с дидактическими играми. * Организуют дома работу с детьми по совершенствованию лексико-грамматического строя речи , заполняют лист-вкладыш (ф.и. ребёнка, № конверта, трудности возникшие у ребенка в ходе игры) * Участвуют в индивидуальных беседах с воспитателями и учителем-логопедом. |
Дети старшей группы № 1 | * Выбирают конверты. * Играют в дидактические игры под руководством родителей. * Возвращают конверт и лист-вкладыш воспитателю. |
8. Ожидаемый результат:
Дети овладеют сложными способами словообразования, словоизменения существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий.
На основе сотрудничества детского сада и семьи сформируется активная позиция родителей, нацеленная на улучшение речи детей.
9. План реализации проекта:
Этап | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Подготовительный | * Отбор и анализ литературы по вопросу совершенствования лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет . * Подготовка наглядного материала: 1) подбор дидактических игр, 2) оформление правил для каждой игры, 3) оформление игрового поля, 4) оформление листов-вкладышей, 4) приобретение конвертов, контейнеров. | февраль | Учитель-логопед Воспитатели |
Продуктивный | * Семинар-практикум для родителей старшей группы № 1 «Развиваемся, играя», презентация проекта «Занимательные речевые игры из конвертов» | Февраль | Воспитатели Учитель-логопед Родители |
* Работа проекта «Занимательные речевые игры из конвертов»: по желанию дети выбирают конверты и уносят домой, на следующий день возвращают конверты, воспитателю передают листок-вкладыш с результатами проделанной дома работы. Родители отмечают на игровом поле № конверта. | Февраль/Март | Воспитатели | |
* Беседы с родителями (по необходимости): - разъяснение правил пользования конвертами, - активизация пассивных родителей. | Март | Воспитатели | |
* Публикация статьи на сайт ДОУ по окончанию реализации проекта «Занимательные речевые игры из конвертов» * Беседы с детьми о трудностях, которые они испытывали, играя в игры, в какие игры им больше всего понравилось играть. | Март Март | Воспитатели Учитель-логопед | |
Заключительный | * Обобщение опыта работы на уровне ДОУ * Подведение итога работы над проектом «Занимательные речевые игры из конвертов», награждение активных её пользователей. | Май Март | Учитель-логопед Воспитатели |
10. Используемые ресурсы:
материально- технические: компьютер, цветной принтер, бумага.
информационные: интернет, веб-сайты https://nsportal.ru, http://www.maaam.ru, http://www.logoped.ru, http://logoped-crimea.ru/posobija-logopedam.
11. Риски и пути преодоления рисков
- Риск: нежелание детей принимать участие. Пути преодоления риска: продумать различные способы мотивации, сюрпризные моменты.
- Риск: низкая степень участия родителей. Пути преодоления риска: продумать различные способы мотивации: консультации, беседы
- Риск: скудная материально-техническая база. Пути преодоления риска: обратиться за помощью к родителям.
12. Вывод: Проанализировав динамику по совершенствованию лексико-грамматического строя в старшей группе № 1 «Радуга» (апрель 2020г.) у детей высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи составил - 16 человек (66 %), средний – 5 человек (22 %),
низкий – 3 человека (12 %).
13. Литература
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017 — 368 с.
- Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Старшая группа. 5-6 года. ФГОС». — Мозаика-Синтез, 2014 г.
- Журова Л.Е. Обучение детей грамоте в детском саду. - М., 2008 г.
- Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи. - М.: Мозаика-Синтаз, 2005 г.
- Ушинский К.Д. Об изучении грамматики. - М., 2008 г.
- Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2007 г.
- Аграиович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического строя речи у дошкольников —СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.
14. Перспектива развития проекта:
- пополнение развивающей-предметно пространственной среды старшей группы № 1 в речевом уголке папкой «Занимательные речевые игры из конвертов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические требования к играм, игрушкам и развивающим пособиям для детей дошкольного возраста.
От грамотного выбора игр и игрушек зависит не только физическое здоровье, но и психическая безопасность ребёнка....
Речевые игры и упражнения для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
В зависимости от возраста ребенка семьи, обратившейся за помощью, логопед должен научить родителей способам и приемам, помогающим предотвратить нарушения речи. ...
Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...
Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовате...
Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"
quot;Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов....
Педагогическое мероприятие – квест – игра по социальному направлению воспитания для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на остров «Дружба»
Предлагаю вашему вниманию конструкт педагогического мероприятия. Цель: Расширить знания детей о дружбе, дружеских взаимоотношениях, формирование положительного отношения к окружающим....
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...