Самообразование на тему: Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Сыроватская Елена Викторовна

Консультация для педагогов: Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов ДОУ228.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 177

     
«Художественная литература, как средство всестороннего
развития ребенка»

МАДОУ д/с комбинированного вида №38 "Совёнок" - Консультации для педагогов

Воспитатель: Сыроватская Елена Викторовна

г. Иркутск

Консультация для родителей детского сада. Ребенок и книга

Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему  вниманию консультацию на тему: «Художественная литература, как средство всестороннего
развития ребенка»

Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое.

Актуальность в наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Самуил Яковлевич  Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке. Консультация для родителей детского сада. Ребенок и книга

Цель нашей работы: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

1. Формировать литературный вкус.

2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.

 3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.

4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.

Начиная работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей - «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.

Основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

«Речевое развитие» включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основными методами работы с дошкольниками является следующие:

1.Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2.Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

 3.Инсценирование - этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

 4.Заучивание наизусть - выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

Подбирая литературу нами учитывается:

- Идейная направленность детской книги;

- Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

- Преобразование символов в образы;

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников.в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо.

Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. ФГОС ДОУ, отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:

  • Конкурсы поделок из природных материалов («В гостях у сказке», «Чудесные превращения» )
  • Консультации: «Какие книги читать детям»
  • Рекомендации по организации домашнего чтения
  • Мини-сочинения («Книга в жизни моего ребенка»)
  •  Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
  • Родительские собрания «Мама, папа, я — читающая семья»
  •  Проведена акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.
  •  Сотрудничество сельской библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности.

Работа проходит в разнообразных формах:

  • Театрализованные представления «Веселая книжная радуга детства»
  •  Экскурсии «Путешествие по книжному городу»
  •  Совместные праздники. (Ко дню защиты детей) «Мои любимые книжные герои.

Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Читающие дети

Список литературы

1. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

2.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. - М.: Просвещение, 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника" Актуальность темыВсем известно, что художественная литература служит ...

Программа самообразования по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Программа самообразования содержит актуальность, цель,задачи, ожидаемые результаты и план работы....

Отчет по плану самообразования на тему «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».

Отчет о проделанной работе по плану самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»....