Самообразование на тему "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
методическая разработка (старшая группа)
Перспективное планирование по данной теме на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2019.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2019-2024 год
Воспитателя Хабибуллиной Лейсан Рамиловны
тема: «Художественная литература как средство
всестороннего развития дошкольника»
Актуальность темы.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
Возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Цель работы по теме самообразования: Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Этапы самообразования:
- Установочный;
- Обучающий;
- Практический;
- Теоретический;
- Итогово – контрольный.
План работы на год 2019-2020 годы.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. | Анализ изученной литературы |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. | Ежедневный вечер чтения. |
Ноябрь | Чтение сказок А.С. Пушкина. | Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. | |
Январь | Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. | Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» | |
Март | Чтение любимых стихотворений. | Развлечение «Расскажи стихи руками» | |
Апрель | Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. | Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». | |
Май | Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. | Вечер памяти. | |
Работа с семьей | Сентябрь | Консультация «Насколько важно читать ребёнку» | Информация в уголке для любознательных родителей. |
Октябрь | Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. | Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»» | День открытых дверей. | |
Апрель | Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. | Фотовыставка «Наши юные таланты» | |
Самореализация | Сентябрь | Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. | Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». | Выступление на педсовете. | |
Февраль | Доклад и презентация по теме: «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
План работы на 2020-2021годы.
Сентябрь
1. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
2. Написание плана на год.
3. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.
4. Проведение род. собрания на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста ».
5. Этические беседы «Зачем говорят “ Здравствуй “ »,
«Вежливая просьба ».
6. Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания.
Октябрь
1. Взаимодействие с родителями и педагогом театральной деятельности .
2. Чтение произведений авторов :А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко » и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
3. Этические беседы «Секрет вежливости », «Воспитанность и вежливость».
Ноябрь
1. Подготовка к инсценировки по сказке В. Сутеева «Яблоко ». Изготовление атрибутов. Взаимодействие с педагогами доп. образования, родителями.
2. Создание мультимедийной презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
3. Инсценировка и показ сказки «Яблоко » для групп младшего дошкольного возраста.
Декабрь
1. Создание наглядного пособия «Цветок нравственности », взаимодействие с родителями.
2. Познакомить детей с чтением художественной литературы через диафильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений
3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка », «Карасик » и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла.
4. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе ».
5. «Круглый стол » для родителей «Ребенок и книга».
Январь
1. Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости ».
2. Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка » - русская народная сказка (чтение книги, просмотр диафильма, рассматривание иллюстраций, репетиции)
3. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».
4. Выставка книг «Русские народные сказки ».
Февраль
1. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей ; пересказ ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий) .
2. Создание наглядного пособия «Волшебная корзина » на определение положительных и отрицательных качеств человека. Взаимодействие с родителями.
3. Выставка книг «Мы писателями стали » для родителей и воспитателей др. групп.
4. Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литературы ».
Март
1. Продолжать создавать рассказы собственного сочинения. Взаимодействие с родителями, с музыкальным руководителем.
2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово ». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
3. Выставка книг собственного сочинения
«Мы писателями стали» для детей среднего и старшего возраста.
Апрель
1. Этические беседы: «Береги книгу », «Надо вещи убирать-не придется их искать » (о бережливости) .
2. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе ».
3. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях
«дружба », «добро », «зло» и т.д.
Май
1. Проведение родительского собрания с использованием нетрадиционных методов (круглый стол). Просмотр мультимедийной презентации «Наша дружная группа»
План работы на 2021-2022годы.
Сентябрь:
- Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
- Этические беседы: «Зачем говорят – Здравствуй», «Вежливая просьба».
- Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
Октябрь:
- Чтение произведений авторов: А.Барто «Вовка – добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
- Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость».
Ноябрь:
- Подготовка инсценировки по сказке В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов.
- Консультация для родителей «Выбор правильной книги».
Декабрь:
- Беседа с детьми «Дружба, добро и зло».
- Создание наглядного пособия «Цветок нравственности», взаимодействие с родителями.
- Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, чтение произведений «лев и собачка». Обсуждение с детьми нравственного смысла.
Январь:
- Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющих положительные и отрицательные качества людей; пересказ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним).
- Анкетирование родителей «Как хорошо мы знаем своих детей»
Февраль:
- Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка» - русская народная сказка (чтение книги, рассматривание иллюстраций).
- Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Давай познакомимся», «Всем – всем, до свидания».
Март:
- Чтение рассказа В.Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
- Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: «Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».
Апрель:
- Этические беседы: «Береги книгу», «Надо вещи убирать – не придется их искать» (о бережливости).
- Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
Май:
- Беседа с детьми о понятиях «дружба», «добро» и «зло».
- Консультация для воспитателей младших групп «Нравственное воспитание, детей младшего дошкольного возраста, через игру с использованием малых фольклорных форм.
План работы 2022-2023годы.
Сентябрь 1. Проведение диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».
2. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
3. Создание плана на год.
Октябрь 1. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.
2. Проведение род. собрания на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста ».
3. Этические беседы «Зачем говорят «Здравствуй?»,«Вежливая просьба ».
4. Выставка для родителей детских художественных литературных произведений морального содержания.
Ноябрь 1. Подготовка к инсценировки по сказки В. Сутеева «Яблоко ». Изготовление атрибутов. Взаимодействие с педагогами доп. образования, родителями, а также младшими группами детского сада.
2. Чтение доклада родителям на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста ».
3. Чтение произведений авторов: А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко » и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
4. Этические беседы «Секрет вежливости », «Воспитанность и вежливость ».
Декабрь 1. Создание наглядного пособия «Цветок нравственности », взаимодействие с родителями.
2. Познакомить детей с чтением художественной литературы через диафильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений
3. Интервью с детьми «Дружба, добро и зло ».
4. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка », «Карасик » и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла. 1. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе », «Поучите вместе с нами».
Январь 1. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей ; пересказ ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий) .
2. Создание наглядного пособия «Волшебная корзина » на определение положительных и отрицательных качеств человека. Взаимодействие с родителями. 1. Выставка книг «Мы писателями стали » для родителей и воспитателей др. групп.
3. Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литера - туры ».
Февраль 1. Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости ».
2. Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка » - русская народная сказка (чтение книги, просмотр диафильма, рассматривание иллюстраций, репетиции)
3. Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Давай поздороваемся », «Всем-всем, до свидания ».
4. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура », «Свинопас ».
1. Показ кукольного театра русской народной сказки
«Заюшкина избушка » для групп старшего дошкольного возраста.
2. Выставка книг «Русские народные сказки ».
Март 1. Продолжать создавать рассказы собственного сочинения. Взаимодействие с родителями, с руководителем художественного творчества.
2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
1. Выставка книг собственного сочинения
«Мы писателями стали» для детей среднего и старшего возраста.
Апрель 1. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях
«дружба », «добро », «зло».
2. Этические беседы: «Береги книгу », «Надо вещи убирать-не придется их искать » (о бережливости) .
3. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе ».
Май 1. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».
2. Проведение род. собрания с использованием нетрадиционных методов (Круглый стол и чаепитие). Мультимедийная презентация для родителей по итогам года темы: «Формирование культуры общения...»
План работы 2023-2024 годы.
Формы работы | Сроки |
Создать альбом «Дружные ребята»; Чтение с детьми художественной литературы, обсуждение поступков героев; Пополнить развивающую предметно-пространственную среду книгами по программе. Проведение акции «Подари ребёнку книжку», Выставка книг «Русские народные сказки». Провести родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста »; Проведение консультации для родителей «Ребёнок и книга» Создание презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»; Подготовить театрализацию к сказке К. Чуковского «Муха - цокотуха». | Ноябрь Ноябрь – Май Ноябрь – Февраль Февраль Март Апрель Май |
Используемая литература.
- Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
- 2013.
- В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
4.В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы ».- изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
Москва, 2013
5. Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста ».- изд. «Просвещение », Москва, 1968
6. http://www.maaam.ru/
7. http://www.detskiysad.ru/
8. http://knowledge.allbest.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...
Отчет по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя в подготовительной к школе группе...
Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...
Самообразование на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
за 2014-2015 г...
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телеви...
Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника». Воспитатель :Евдокимо...