"Развитие мелкой моторики через театрализованную деятельность"
проект по развитию речи (младшая группа)

Еремеева Мария Геннадьевна

Иновационнвй проект в 1 младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsion.pr_._razv_melkoy_motoriki_cherez_teatrdeyat.docx168.39 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

в первой младшей группе

на тему:

«Развитие мелкой моторики через театрализованную деятельность»https://erc.ua/upload/uploaded_images/314/5aa2ffc33d506_50962g-4-3.jpg










Автор: Еремеева М.Г.


г. Ессентуки

«Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

 Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Задачи для педагога:

  • показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
  • познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

  •  развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

 Задачи для родителей:

  •  учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

 Участники проекта

Воспитатель, муз. руководитель, дети, родтели.

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

Материалы и оборудование:

 Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возрасту детей:

 1. Игра «Цветные столбики»

2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»

3. Мозаика 50 деталей

4. Пирамидка

5. Кубики в картинках

6. Мозаика мелкая

7. Пазлы

8. Набор «Строим вместе»

9. Конструктор «Строитель»

10. Пальчиковый театр

11. Пуговицы

12. Шнуровка

13. Магнитный театр

14 Настольный театр

 Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.

 Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2020г. по май 2021г.)

 Предполагаемый результат:

 Дети:

  •  проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • отзывы родителей и педагогов;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 Родители:

  • родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

 Этапы проекта:

 I. Подготовительный этап:

  •  Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме:

  •  О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
  • С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
  • А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.

 Подготовка наглядного материала:

  •  письменных консультаций, стендов информации;
  • современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.
  • оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;
  • выставки детских работ «Ваза из фасоли» и др.

 II. Основной этап реализации проекта:

  •  составление перспективного плана для реализации проекта
  • разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
  • обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

 III. Заключительный этап

 Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  •  тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
  • считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Перспективный план работы

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

СЕНТЯБРЬ

 1. Нанизываем кольца.

Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Д/игра «Пирамидки»,

«Цветные колечки»

2. Д/игра «Пирамитки»

Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

Д/игра «Пирамида «Теремок».

3. Магнитный театр

Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. Учить произносить текст с выполнением движений.

Заучивание текста.
Показ и повтор выполнения движений.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Теремок»

Учить детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Объяснение.
Показ.
Помощь.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

ОКТЯБРЬ

 1. Рисование пальчикамитропинок для зверей. Сюжет по сказкам

Учить детей правильно держать карандаш, делать самомассаж.

Игра с воздушным шариком на ниточке. Объяснение.
Показ.

Воздушный шарик, цветные карандаши.

2. Д/игра «Чудесный мешочек».

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Объяснение.
Вопросы-ответы.
Показ.

Мешочек, кубик, мячик, палочка и др. мелкие игрушки.

3. Театр на липучках

Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

Заучивание текста.
Показ и повтор выполнения движений.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Колобок»

Учить детей выполнять различные имитационные движения (рубить, солить, тереть, жать)

Заучивание текста.
Показ движений.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

НОЯБРЬ

 1. Перекладывание из одной емкости в другую по сказке «Три медведя»

Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев.

Показ.
Совместная работа.

Две емкости,
фасоль.

2.Мягкие пазлы

Развивать мелкую моторику рук.

Объяснение.
Словесные указания.

Сухой бассейн, мелкие игрушки.

3. Логоритмика Упражнение
«Тянем репку».

Учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

Заучивание текста.
Показ и повтор выполнения движений.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Гуси - лебеди».

Учить собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Заучивание текста.
Показ движений.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

ДЕКАБРЬ

 1. Д/игра «Собери бусы»

Учить детей нанизывать крупные детали на шнурок.

Объяснение.
Показ.
Совместные действия.
Поощрение.

Д/игра «Цветные бусы»

2. Упражнение «Пуговицы»

Учить детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Совместные действия.
Показ.
Поощрение.

Пуговицы, различные по цвету и размеру.

3. Упражнение «Елочка».

Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка.

Заучивание текста.
Показ движений. Повтор.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Новогодние игрушки».

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Заучивание и показ движений.
Повтор.

 

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

ЯНВАРЬ

 1. Лепка «Декоративная пластина».

Учить детей работать с пластилином, развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения.  Активизация словарного запаса.

Объяснение.
Показ.
Совместные действия.
Поощрение.

Картон 7х7 см, пластилин

2. Д/игра «Найди домик».

Учить детей находить отверстия, подходящие для данной фигурки.

Объяснение.
Совместные действия.

Д/игра «Логический кубик»

3. Логоритмика «Бабушка Наташа»

Учить детей держать перед собой руки, сложенные "ковшиком", тянуть руки вверх, пожимать плечами.

Заучивание текста.
Повтор движений.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Строим дом»

Учить детей выполнять имитирующие движения.

Заучивание текста.
Повтор движений.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

ФЕВРАЛЬ

 1. Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Учить детей проводить линию от одной картинки к другой по показу взрослого.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Совместные действия.

Листы бумаги с картинками, расположенными  по краям.

2. Д/игра «Прищепки»

Учить детей пользоваться прищепками: брать двумя пальчиками, нажимать, чтобы они открылись, прищеплять их.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Совместные действия.

Изображения солнца, тучек, божьих коровок, прищепки.

3. Логоритмика
«Зайка».

Учить детей ходить по кругу, взявшись за руки, повторять текст и выполнять движение.

Заучивание.
Повтор.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик…»

Продолжать учить детей поочередно разгибать пальчики.

Заучивание.
Повтор.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

МАРТ

1. Рисование «тычком»

«Подарок мамочке»

Учить рисовать методом «тычка». Продолжать учить различать цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Поощрение.

Пластилин, доска, погремушка.

2. Упражнение с карандашами.

Учить делать массаж кончиков пальцев и всей ладоней с помощью ребристых карандашей.

Объяснение. Показ.
Индивидуальная помощь.

Цветные карандаши.

3. Подвижная игра «Лохматый пес».

Учить детей выполнять движения согласно тексту.

Заучивание текста.
Повтор движений.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Пять пальцев»

Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Повтор движений. Заучивание стихотворения.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

 .

АПРЕЛЬ

1. Лепка «Погремушка»

Учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями и соединять две детали. Развивать тактильные ощущения, воображение, мышление.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Поощрение.

Пластилин, доска, погремушка.

2. Застегивание и расстегивание пуговиц.

Учить детей действовать по указанию педагога. Учить просовывать пуговицу в большое отверстие.

Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Совместные действия.

Д/игра «Застежки».

3. Подвижная игра «Зарядка».

Учить детей выполнять движения согласно тексту, прыгать, приседать, убегать.

Заучивание текста.
Повтор движений.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Стирка»

Продолжать учить детей выполнять имитационные движения.

Заучивание текста.
Повтор движений.

 

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ПОСОБИЯ

МАЙ

 1. Упражнение «Обведи шаблон».

Учить детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Показ.
Совместная работа.

Бумага, шаблоны животных.

2. Д/игра «Сухой бассейн».

Развивать мелкую моторику рук.

Объяснение.
Словесные указания.

Сухой бассейн, мелкие игрушки.

3. Логоритмика «Маленькие ножки».

Учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

Заучивание текста.
Показ и повтор выполнения движений.

 

4. Пальчиковая гимнастика
«Пальчики уснули».

Продолжать учить детей поочередно разгибать и сгибать пальцы.

Заучивание текста.
Показ движений.

 

Список используемой литературы:

  1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
  2. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
  4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  5. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
  6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
  7. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
  8. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
  9. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.
  10. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
  11. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
  12. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
  13. Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  14. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
  15. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности

для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать такие виды деятельности как: рисование, лепка, конструирование....

Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности

для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать такие виды деятельности как: рисование, лепка, конструирование....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ творческого опыта по теме «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР» Воспитателя Фёдоровой О.С.

ПРЕЗЕНТАЦИЯтворческого опыта по теме   «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР»   Воспитателя  Фёдоровой О.С....

Проект " Развитие мелкой моторики через игровую деятельность"

Проект " Развитие мелкой моторики через игровую деятельность"...

“Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности младших дошкольников”.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка. В.М.Бехтеров доказал, что “простые дви...

Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»

Перспективный план по теме«Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...

Развитие мелкой моторики через игровую деятельность

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики через игровую деятельность"...