ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
учебно-методический материал по развитию речи
На основании результатов опыта своей работы по развитию связной речи детей с использованием приемов мнемотехники я пришла к выводу об эффективности данной технологии по успешности в работе по разным разделам развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispolzovaniya_mnemotehniki.docx | 758.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
На основании результатов опыта своей работы по развитию связной речи детей с использованием приемов мнемотехники я пришла к выводу об эффективности данной технологии по успешности в работе по разным разделам развития речи.
Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц - елка.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в развитии связной речи детей: при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Они позволяют решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
Использование мнемотаблиц, по мнению воспитателей, помогает сократить время овладения детьми пересказом.
При обучении детей составлению рассказов-описаний пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьевой, которые изменяю и совершенствую в зависимости от речевых задач.
Работа с мнемотаблицами начинаю со второй младшей группы, поэтапно усложняя их к старшему дошкольному возрасту.
Работа с мнемотаблицами включает следующие виды заданий. Рассмотрим их на примере работы с лексической темой «Зима».
1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)
Рис. 1. Мнемотаблица «Зима»
2. Перекодирование информации.
1) У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.
2) Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах.
3) Солнце светит, но не греет.
4) В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки.
5) Домашние животные зимой находятся в теплых хлевах.
6) Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ежик - в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе теплое дупло.
7) сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу.
8) Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм.
9) У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Елки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом.
10) Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
Так, опираясь на рисунки, дети воспроизводят описательный рассказ «Зима».
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Использование мнемотаблиц помогает в заучивании стихотворений. Особенно они эффективны в младшем дошкольном возрасте. Рассмотрим их использование на примере заучивания стихотворения П.Воронько «Пирог» (рис.2)
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Пирог
Падал снег на порог, кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пек, ручейком пирог утек.
Пироги себе пеки не из снега - из муки.
Рис. 2. Мнемотаблица к стихотворении «Пирог»
4. Отгадывание мнемозагадки.
Для совершенствование умений замешения, использования условных обозначений провожу игры «Угадайки», которые включают:
- Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)
Рис. 3. Мнемотаблица к загадке
- Подробное объяснение каждого пункта.
Легкая, как перышко, пушистая снежинка.
Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
- Отгадывание загадки детьми.
5. Составление рассказа «Здравствуй, Зимушка-зима!»
1 .Чтение текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).
Рис. 4. Опорные картинки к рассказу «Здравствуй, Зимушка-зима!»
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!
- Далее предполагались ответы детей на вопросы по содержанию. Вопросы: Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой?
- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
7. Составление рассказа о зиме воспитателем.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Дети под руководством воспитателя рисуют опорные картинки и пересказывают этот рассказ.
8. Составление рассказов о зиме детьми (рис. 5).
Рис. 5. Мнемотаблица для составления детьми рассказа о зиме
Таким образом, использование мнемотаблиц помогает значительно повысить результативность обучения детей пересказу, составлению рассказов.
На основании постепенного ознакомления детей с мнемотаблицами, как показывают результаты работы, у детей значительно улучшилась связная речь, внимание, память, воображение: большинство детей овладели логичностью и связностью пересказа, расширили активный словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ЗПР.
материал используется для развития мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР...
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»
Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, используя мнемотехнику, научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях и...
Обобщение опыта работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим н...
"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...
Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, граммат...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей
Презентация о теоретических основах применения мнемотехники в развитии связной речи детей. Включает наглядные материалы, которые могут использоваться педагогами и родителями....
Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста
Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать у детей уме...