ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
учебно-методический материал по развитию речи

Напреенкова Ольга Александровна

На основании результатов опыта своей работы по развитию связной речи детей с использованием приемов мнемотехники я пришла к выводу об эффективности данной технологии по успешности в работе по разным разделам развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_ispolzovaniya_mnemotehniki.docx758.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

На основании результатов опыта своей работы по развитию связной речи детей с использованием приемов мнемотехники я пришла к выводу об эффективности данной технологии по успешности в работе по разным разделам развития речи.

Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц - елка.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в развитии связной речи детей: при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Они позволяют решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.

Использование мнемотаблиц, по мнению воспитателей, помогает сократить время овладения детьми пересказом.

При обучении детей составлению рассказов-описаний пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьевой, которые изменяю и совершенствую в зависимости от речевых задач.

Работа с мнемотаблицами начинаю со второй младшей группы, поэтапно усложняя их к старшему дошкольному возрасту.

Работа с мнемотаблицами включает следующие виды заданий. Рассмотрим их на примере работы с лексической темой «Зима».

1.        Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

 

Рис. 1. Мнемотаблица «Зима»

2. Перекодирование информации.

1) У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.

2) Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах.

3) Солнце светит, но не греет.

4) В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки.

5) Домашние животные зимой находятся в теплых хлевах.

6) Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ежик - в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе теплое дупло.

7) сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу.

8) Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм.

9) У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Елки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом.

10) Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Так, опираясь на рисунки, дети воспроизводят описательный рассказ «Зима».

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Использование мнемотаблиц помогает в заучивании стихотворений. Особенно они эффективны в младшем дошкольном возрасте. Рассмотрим их использование на примере заучивания стихотворения П.Воронько «Пирог» (рис.2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Пирог

Падал снег на порог, кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пек, ручейком пирог утек.

Пироги себе пеки не из снега - из муки.

Рис. 2. Мнемотаблица к стихотворении «Пирог»

4. Отгадывание мнемозагадки.

Для совершенствование умений замешения, использования условных обозначений провожу игры «Угадайки», которые включают:

- Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

Рис. 3. Мнемотаблица к загадке

- Подробное объяснение каждого пункта.

Легкая, как перышко, пушистая снежинка.

Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

- Отгадывание загадки детьми.

5. Составление рассказа «Здравствуй, Зимушка-зима!»

1 .Чтение текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).

Рис. 4. Опорные картинки к рассказу «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

- Далее предполагались ответы детей на вопросы по содержанию. Вопросы: Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой?

- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

7. Составление рассказа о зиме воспитателем.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Дети под руководством воспитателя рисуют опорные картинки и пересказывают этот рассказ.

8. Составление рассказов о зиме детьми (рис. 5).

Рис. 5. Мнемотаблица для составления детьми рассказа о зиме

Таким образом, использование мнемотаблиц помогает значительно повысить результативность обучения детей пересказу, составлению рассказов.

На основании постепенного ознакомления детей с мнемотаблицами, как показывают результаты работы, у детей значительно улучшилась связная речь, внимание, память, воображение: большинство детей овладели логичностью и связностью пересказа, расширили активный словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ЗПР.

материал используется для развития мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР...

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»

Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, используя мнемотехнику, научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях и...

Обобщение опыта работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»        Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим н...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, граммат...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей

Презентация о теоретических основах применения мнемотехники в развитии связной речи детей. Включает наглядные материалы, которые могут использоваться педагогами и родителями....

Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать  у детей уме...