Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы. Тема: «Дифференциация звуков [с] и [ц]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Материал представляет собой конспект по образовательной области "Речевое развитие" с учетом интеграции других образовательных областей для детей 5 - 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД развитие речи средняя группа | 232.97 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №31
г. Яровое Алтайского края
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей средней группы.
Тема: «Дифференциация звуков [с] и [ц]».
Составила: Зайцева О.В.
воспитатель
2016-2017 г.
Конспект по образовательной области «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная
Задачи:
Образовательные задачи:
- продолжать учить правильному произношению свистящих звуков (С-Ц) в слогах, предложениях;
- учить определять позицию звука в слове;
- закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками, повторить артикуляцию этих звуков;
-развивать внимание, мышление, связную речь;
-развивать двигательную координацию.
Воспитательные задачи:
-совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;
-формирование интереса к занятию.
Предварительная работа:
- произношение звуков [с] и [ц];
- дидактические упражнения на восприятие звуков различными анализаторами;
-развитие моторики артикуляционного аппарата;
-отгадывание загадок;
- рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет).
Материал и оборудование.
Демонстрационный: | Раздаточный: |
Мольберт, игрушка слоненка и лягушонка, иллюстрации артикуляционной гимнастики «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка - трубочка», картинка с изображением цапли, предметы (огурец, яйцо, стул, перец, курица, мотоцикл), запись игровой гимнастики «Лягушачья гимнастика» | Зеркальце на каждого ребенка, разнос в ватными шариками, угощение для детей |
Содержание организованной деятельности детей
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети выполняют действия в соответствии с текстом Дети садятся на стулья Ответы детей Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики (5-6 раза) | Воспитатель предлагает детям встать в круг: «Собрались все дети в круг, Ты – мой друг, и я – твой друг. Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся!» - Ребята, а вы хотите научиться красиво говорить? - Но бывает, что губки не всегда бывают послушными, поэтому я хочу вам предложить научиться управлять губами вместе с лягушонком Квакой. 1. Упражнение «Лягушонок улыбается» Квака любит улыбаться, - Рот у Кваки до ушей, Хоть завязочки пришей. Воспитатель предлагает детям взять зеркало и улыбаться вместе с Квакой «Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются. А глаза у них, как блюдца». 2. Упражнение «Трубочка»
«Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи». Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 3. Упражнение «Улыбка-трубочка» «Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, Видишь - хобот у меня. Мне понравилось играть, Повторю-ка всё опять». Воспитатель дает пояснения: при выполнении задания не должно быть движений нижней челюсти, двигаются только губы. - Молодцы ребята! - Ребята, У лягушонка и слоненка не получается произносить некоторые звуки давайте покажем, как мы учимся их произносить. |
Игрушка лягушонка, слона; иллюстрации артикуляционной гимнастики. Предложить детям зеркальце Пояснения: «улыбка» нужна для правильного произнесения свистящих звуков [с], [з], [ц] - широко разводим уголки губ, в начале губы сжаты, затем обнажив сжатые зубы Воспитатель показывает игрушку слона. Пояснения: -вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд, возвращаем губы в спокойное положение Показ воспитателя - разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-3 сек.; вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. зубы при выполнении упражнения сжаты. Поощрение, индивидуальная оценка |
Основная часть Повторение и систематизация приобретенных детьми знаний под руководством воспитателя. | ||
Ответы детей (слово «Сашенька» начинается со звука [с]) Ответы детей Звукоподражание Дети выполняют задание Дети повторяют действия за воспитателем Ответы детей Ответы детей (цапля) Ответы детей (слово «цапля» начинается со звука [ц]) Индивидуальные ответы детей Дети выполняют задание Дети выполняют задание вместе, затем индивидуально Ответы детей (чистоговорка со звуком [с]) Дети произносят все вместе, затем подгруппой и индивидуально, громко, тихо. Ответы детей (чистоговорка со звуком [ц]) Дети выполняют движения, стоя в соответствии с текстом - руки вверх, качаются - топают ногами - опускаются на корточки - показывают, как идет снег - плавные движения руками- вправо и влево) - плавные движения - вверх и вниз - кружатся - руки вверх-вниз - присесть - обнять колени Дети садятся на стулья Дети выполняют задание Ответы детей Индивидуальные ответы детей Хоровые ответы детей По одному, хором, быстро, медленно | - Ребята, скажите, как называется наш детский сад? - С какого звука начинается слово «Сашенька»? - А теперь произнесите звук [с] протяжно. На что похоже? - На звук сдувающего шарика [С-С- С-с-с-с] или на песенку воды. Давайте покажем: сначала нужно немножко улыбнуться, язычок становится тонким и широким, кончик языка прижимается к нижним зубам; вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук [с]. - Давайте послушаем, как песня воды получается у Алины… Игры для развития речевого дыхания: «Снегопад»: предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони; «Согрей ладошки»: вдох - на выдохе произнести «ха-ха ха». Д: 3 раза - Какой получается ветерок: теплый или холодный? - Молодцы, ребята! - А теперь послушайте загадку: На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад- Ищет в речке лягушат. - С какого звука начинается слово «цапля»? - Попробуйте громко произнести звук [ц]… На что похож этот звук? - На стрекотание кузнечика. - Давайте все пострекочем, как кузнечики. - Придумайте слова, в которых есть звук [ц]. - Принесите игрушки, в названии которых слышится звук [ц]. - А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками [с] и [ц] «Са-са-са - в лесу живет лиса. - С каким звуком чистоговорка?
«Цо-цо-цо - снесла курица яйцо» - С каким звуком чистоговорка? Воспитатель предлагает детям выполнить физминутку Физминутка «Снежок» «Посмотри, как блестит Под ногами хрустит Беленький снежок, Лёгкий, как пушок Дует, дует ветерок И летит, летит снежок Закружился, заблестел Над поляной полетел А потом на землю пал И весной растаял». Воспитатель предлагает детям игру «Будь внимателен!» - Ребята, будьте очень внимательны. Я буду говорить разные слова, в которых слышится и звук [с] и звук [ц], а вы слушайте внимательно и постарайтесь узнать эти звуки в словах. Но при этом, на звук [с] - хлопают в ладоши девочки, на звук [ц] - топают ногами мальчики. (собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец) -Молодцы ребята! - Ребята, а в слове слон , где находится звук [с], в начале слова или в конце? - А в слове заяц? Игра «Продолжи предложение» - Ребята, сейчас я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук [с] или звук [ц]. Вы доскажите его сами. К нам в оконце светит…солнце. Слышу, лиса, про твои… чудеса. На болоте живет длинноногая…цапля. На лужайке прыгают длинноухие…зайцы. У машины четыре … колеса - Молодцы ребята! Воспитатель предлагает послушать и повторить скороговорки: Из соседнего колодца целый день водица льётся Скворцы и синицы - веселые птицы - Молодцы! Физминутка «Лягушачья гимнастика» | Побуждать детей отвечать предложением Работа по звукопроизноше- нию Индивидуальная работа с детьми (4-5 детей) Ватные шарики Указания: воздух набирать через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, щеки не надувать Картинка с изображением цапли Побуждать детей произносить звуки Помощь при затруднении детей с ответом (огурец, яйцо, перец, курица, мотоцикл, цветок, кольцо) Детям, которые нечетко произносят звук [ц], можно предложить проговаривать звуки [т], [с] сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно Общая и индивидуальная оценка Воспитатель дает указания: спина прямая, ноги вместе, руки на коленях Упражнение на внимание (развитие фонематического слуха) Дифференциация звуков [с] и [ц] Похвала, общая и индивидуальная оценка Общая и индивидуальная оценка Активизация словаря: скворцы, синицы Звучит игровая гимнастика (музыка Туманян Е., слова Викторова В.) |
Заключительная часть | ||
Ответы детей Самостоятельная деятельность детей | Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем сегодня занимались. - О каких звуках мы сегодня говорили? - Какие игры вам понравились и больше всего запомнились? - Какие скороговорки и чистоговорки вы запомнили? - Молодцы ребята! Мы сегодня хорошо потрудились над произношением звуков и лягушонок со слоненком хотят вас угостить. | Рефлексия Вопросы к детям Положительная и индивидуальная оценка Мешочек с угощением |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы. Тема: «В мире насекомых»
Задачи Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.Развивающие:...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «В гости к зайчатам»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей средней группыТема: «В гости к зайчатам» Цель: создание условий для усвоения детьми понятий о дифференциации предметов ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы. Тема: «Зайчик».
Рисование с применением нетрадиционной техники "тычок"....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЕ НИТОЧКИ»
Нити и ткани, изготовленные из них – великое изобретение человека. Мы не представляем себе жизнь без теплой и удобной одежды, без тканей создающих уют в доме. С раннего...
Конспект непосредственно образовательной деятельности индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков С- Ш» в подготовительной группе
Образовательные области: звукопроизношение, речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речев...